Активные операции как объект управления в коммерческом банке.




Организационные структуры управления банковскими операциями дивизионального типа, их совершенствование

Классификация организационных структур управления банковскими операциями, взаимосвязь дивизиональных, функциональных, адаптивных типов банковских оргструктур управления, их особенности. Сравнительная характеристика и области применения продуктовых и клиентских оргструктур управления банками. Направления совершенствования банковских управленческих оргструктур в РФ и зарубежных странах, в т. ч. с учетом опыта мирового финансового кризиса.

Организационная структура банковскими операциями – внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений.

С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые дей-ствия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк. Каждое отдельное подразделение специализируются на своем круге операций.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. Д.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре.

Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг и операций.

Адаптивные организ. стр-ры получили распространение в периоды, когда резко возрастает конкуренция. 3 вида: проектные, матричные и конгломераты.

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникаци-онные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

Конгломераты – соединение небольших структур, реагирующих на изменения в рыночных условиях, наличие руководства из единого центра, подразделения сохраняют самостоятельность.

Рекомендации совершенствования:

1) Организация единой, оперативной системы ин-ции, что бы исключить опасность выпол-нения двойной работы при осуществлении одинаковых банковских операций разными ди-визионами;

2) Контроль дивизионных менеджеров что-бы исключить пренебрежение долгосрочными целями ориентируясь преимущественно на краткосрочные.

К числу современных тенденций развития ОСУ могут быть отнесены следующие:

* Создание горизонтальных структур

* Построение гибких структур

* Повышение роли информационных технологий

* Социокультурные сдвиги

 

Пассивные операции как объект управления в коммерческом банке.

Необходимость и сущность пассивных банковских операций, их роль в финансовом менеджменте коммерческого банка, взаимосвязь с активными операциями, органы банковского управления пассивными операциями. Пассивные операции банка с собственными, заемными и привлеченными ресурсами.

Пассивные операции коммерческих банков — это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса. Роль: Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приоб-ретают кредитные ресурсы на рынке.

Взаимосвязь А и П операций: Чужой капитал находится в постоянном кругообороте в современном банке, именно от способности привлечь дополнительные свободные денежные средства зависит масштаб кредитования и инвестирования. Ресурсы, имеющиеся у банка, во многом определяют структуру и размер активных операций, которые обеспечивают ему доход.

 

Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников:

1. собственных средств банка и приравненных к ним средств;

2. привлеченных средств.

Собственный капитал формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка. К собственному капиталу относятся также все накопления, получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров (участников) банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Источниками собственного капитала банка служат: уставный капитал, добавочный капитал, фонды банка, нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Проведение пассивных операций позволяет банку привлечь временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц.

В составе пассивных операции коммерческих банков можно выделить следующие составные группы:

1. вклады и депозиты юридических и физических лиц;

2. остатки на расчетных, текущих и иных подобных счетах юридических лиц;

3. кредиты от иных коммерческих банков или БР (межбанковские кредиты);

4. эмиссия неинвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т. д.).

К пассивным операциям относят:

1. прием вкладов (депозитов);

2. открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

3. выпуск собственных ценных бумаг (акций, облигаций), финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

4. получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов.

Осуществляя пассивные операции, связанные с депозитами, менеджеры банков контролируют ситуацию, учитывая объем издержек по разным категориям вкладов, возможные риски, и предпринимают усилия по увеличению роста привлекаемых вкладов л оптимизации их структуры.

Другими источниками банковских ресурсов являются средства, которые банк самостоятельно привлекает с целью обеспечения своей ликвидности. Это могут быть межбанковские кредиты; ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе: займы на рынке евродолларов. Они называются управляемыми пассивами. Эти пассивы дают банкам возможность восполнять депозитные потери и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам.

Банки могут получать от других банков займы, что дает им возможность оперировать достаточно крупными средствами, поддерживать оптимальный остаток на корреспондентском счете и при необходимости обращаться за кредитом в банк- корреспондент.

Целью управления пассивами является предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.

Для обеспечения желательной структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, вообще сводящиеся к двум группам -- ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.

Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок.

Активные операции как объект управления в коммерческом банке.

Необходимость и сущность активных банковских операций, их роль в финансовом менеджменте коммерческого банка, взаимосвязь с пассивными операциями, органы банковского управления активными операциями.

Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Роль: именно от качественного управления активными операциями зависит ликвидность, прибыльность, финансовая надёжность и устойчивость банка в целом.

Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения данных требований заставляет банки размешать часть своих активов во вложения, не приносящие дохода.

Взаимосвязь А и П операций: Чужой капитал находится в постоянном кругообороте в современном банке, именно от способности привлечь дополнительные свободные денежные средства зависит масштаб кредитования и инвестирования. Ресурсы, имеющиеся у банка, во многом определяют структуру и размер активных операций, которые обеспечивают ему доход.

Основными видами активных операций коммерческого банка являются:

1. предоставление кредитов юридическим и физическим лицам на различных условиях и на различный срок:

2. операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет;

3. инвестирование;

4. операции РЕПО;

5. валютные дилинговые операции.

Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения данных требований заставляет банки размешать часть своих активов во вложения, не приносящие дохода.

По экономическому содержанию все активы коммерческого банка можно разделить на 4 группы:

1.Свободные резервы - это наличные деньги в кассе. Свободные резервы - самый ликвидный вид активов банка. Но, как правило, эти активы или не приносят дохода, или дают минимальный доход.

2.Кредиты и средства, размешенные в виде депозитов в других кредитных организациях.

3.Инвестиции - это вложение ресурсов банка в ценные бумаги и другие финансовые активы (иностранную валюту, драгоценные металлы), а также долевое участие в совместной хозяйственной деятельности.

4.Материальные и нематериальные активы самого банка (внутренние инвестиции). К ним относится стоимость банковского здания, оборудования, другого имущества, необходимого для работы банка.

Активные операции коммерческих банков, с учетом их направленности на получение прибыли можно условно разделить на следующие виды:

·кредитование юридических и физических лиц;

·инвестиционные проекты:

·валютные дилинговые операции:

·нетрадиционные операции коммерческих банков.

Кредитование юридических и физических лиц есть основной вид активных операций коммерческого банка.

В зависимости от экономического содержания и назначения ссуды подразделяются следующим образом;

♦ ссуды на коммерческие цели: а) на временные нужды для финансирования текущих потребностей в оборотном капитале промышленных, торговых, сельскохозяйственных предприятий; б) для капитальных вложений, расширения и модернизации основного капитала в различных отраслях; в) для биржевых спекуляций;

♦ потребительские или персональные ссуды на жилищное строительство, по-купку потребительских товаров длительного пользования, оплату обучения, лечения и т.п.

Управление банковскими операциями - это меры по достижению необходимого внутреннего состояния системы - Банк, которое обеспечивает лучшие при выбранных критериях итоговые показатели.

Суть управления активами заключается в формировании стратегии и осуществлении мероприятий, которые приводят структуру баланса банка в соответствие с его стратегическими программами в плане направлений и порядка размещения собственных и привлеченных средств.

Другим важным заданием управления является оптимизация дифференциации процентных ставок по кредитам в зависимости от сроков и других характеристик с целью обеспечения необходимого объема инвестиций по максимально возможной в соответ-ствующих условиях цене или, в конечном счете, - максимизация прибыли.

Управление активными операциями коммерческих банков можно условно поделить на два уровня - уровень государства и уровень самого банка. Если первый уровень являет-ся фактором внешнего влияния и повлиять на него достаточно проблематично, то второй уровень является управляемым фактором и определяет компетенцию управленческого ап-парата самого коммерческого банка.

В процессе управления активными операциями решаются такие задачи:

- структуризация активов;

- определение рациональных соотношений между объемами привлеченных и раз-мещенных средств для выполнения обязательств перед клиентами, обеспечение проведения активных операций, поддержание стабильности при операциях с повышенным риском.

Одним из наиболее распространенных и перспективных является подход к управ-лению активами, который базируется на кредитном потенциале и называется «Общий фонд средств».

В основе этого метода лежит идея объединения всех ресурсов - все ресурсы объ-единяются в общий фонд средств.

Затем совокупные средства распределяются между теми видами активов (ссуды, правительственные ценные бумаги, кассовая наличность и т.д.), которые считается подхо-дящими, наилучшими по ряду критериев в настоящий момент времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: