Онтогенез моторики в отдельные возрастные периоды




Развитие движений до момента рождения (в пренательном периоде). Первые движения у плода человека регистрируются уже на восьмой юделе развития. Затем интенсивность и количество их растет. Начиная: пятого месяца у плода формируются основные безусловные реф-гексы, характерные для новорожденного. Развитие движений у плода а затем и у новорожденного) идет по направлению от головы. двигательная активность плода снижается за месяц до рождения. В пренательном периоде она во многом определяется состоянием матери (утомлением, эмоциональным возбуждением и др.).

Существует корреляция между двигательной активностью плода и ребенка в младенческом возрасте.

Развитие движений в младенческом возрасте (до 1 года). У новорожденного существуют движения двух основных типов:

а) беспорядочные, хаотические движения (Н. А. Бернштейн называл их синкинезиями) и

б) безусловные рефлексы, отличающиеся строгой координацией (например, сосательный рефлекс, хватательный или ладонный рефлекс, рефлекс' переступания).

Примером безусловного рефлекса является также плавательный рефлекс, достигающий своего максимального проявления примерно к 40-му дню жизни: если положить ребенка этого возраста в воду, слегка поддерживая голову (мышцы шеи еще слишком слабы), он начинает выполнять плавательные движения. На этом основаны попытки обучать детей плаванию в младенческом возрасте. Известны случаи, когда дети в 10-месячном возрасте могли держаться на воде 15 мин. В дальнейшем как плавательный, так и многие другие безусловные двигательные рефлексы угасают.

У детей, воспитывающихся в обычных условиях, существует определенная последовательность овладения основными движениями (рис. 122). В отдельных случаях эта последовательность нарушается. Значительная двигательная ретардация должна быть предметом беспокойства и обращения к врачу.

Примерно до полуторалетнего возраста двигательное и психическое развитие ребенка идет параллельно. Развитие движений имеет в это время исключительное значение для психического развития. Основы знаний о пространстве, времени, причинности закладываются именно ' в данном возрасте благодаря двигательному опыту ребенка. Поэтому нужно создавать условия, способствующие развитию активных движений у детей (одежда, не стесняющая движений, достаточная площадь для свободного передвижения, игрушки, внимание взрослых к развитию движений и т. п.). Хотя, как уже говорилось, не всем движениям детей можно «обучить» (в том смысле, что обучение не ускоряет существенно сроков овладения этими движениями), тем не менее расширение двигательного опыта ребенка в младенческом возрасте очень полезно.

В исследованиях на близнецах показано, что те из них, которым в младенческом и преддошкольном возрасте создавали улучшенные Условия для двигательного развития (например, специально обучали некоторым движениям), в дальнейшем превосходили по показателям моторики своих братьев и сестер, хотя непосредственный эффект обучения мог при этом отсутствовать: сроки овладения движениями (например, манипуляциями с игрушками) менялись незначительно.

Преддошкольный возраст (до 3 лет). Новый этап в развитии.Ребенка начинается, когда он научается самостоятельно ходить. Говоря словами И. М. Сеченова, «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром». В этот период ребенок должен овладеть специфически человеческими движениями и формами поведения (еда из посуды, соблюдение опрятности и т. п.), правильными действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми приборами и др.)- На основе предметных действий возникают игры, в которых ребенок пытается воспроизвести наблюдаемые им способы обращения с различными предметами: кормит куклу, возит коляску и т. п.

В этом возрасте происходит формирование не только движений рук. Совершенствуется моторика в целом, и прежде всего ходьба. Первое время движения при ходьбе еще очень неуклюжи, что усугубляется чисто биомеханическими причинами (высокое расположение центра масс тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей). Ходьба и бег еще не отличаются друг от друга. Примерно к 2 годам формирование акта ходьбы в общих чертах заканчивается (хотя некоторые тонкие биомеханические особенности в ходьбе детей по сравнению с ходьбой взрослых остаются вплоть до школьного возраста).

Основным способом научения в этом возрасте является подражание.

Дошкольный возраст (3—7 лет). Моторику дошкольника Н. А. Бернштейн охарактеризовал как «грациозную неуклюжесть». Дети этого возраста овладевают большим количеством разных движений, но их движения еще недостаточно ловки и координированны.

В этот период ребенок впервые овладевает так называемыми орудийными движениями, т. е. движениями, где желаемый результат достигается посредством орудия, инструмента (учится пользоваться ножницами, пишущими инструментами, молотком и т. п.).

У младших дошкольников (3— 4 года) формируются навык бега, в частности появляется фаза полета, «содружественные» движения рук при ходьбе и беге (в 7-летнем возрасте такие движения наблюдаются Уже у 95% детей).

Дети впервые овладевают прыжками (сначала подпрыгиваниями на Месте, затем на одной ноге), мета-

эти навыки осваиваются постепенно (рис. 123). В возрасте после 4 лет начинают проявляться устойчивые двигательные предпочтения в использовании одной из сторон тела (право- или леворукость, см. § 62), активно используются туловище и ноги.

В этот период впервые появляется возможность проводить тестирование детей с установкой на лучший результат. Достижения детей в этом возрасте растут очень быстро. Например, в одном из исследований были получены следующие результаты (средняя величина и стандартные отклонения):

В дошкольном возрасте появляется возможность систематически обучать детей различным движениям. Опыт подготовки спортсменов показывает, что именно в этот период целесообразно осваивать основы техники многих спортивных движений. При правильно поставленном процессе физического воспитания дети к 7-летнему возрасту умеют кататься на коньках, лыжах (по ровной поверхности и слабопересеченной местности), двухколесном велосипеде, держаться на воде, бросать и ловить мячи разных размеров, бегать, прыгать, выполнять простые гимнастические упражнения и т. д.

Школьный возраст (7—17 лет). В школьном возрасте, примерно к 12—13 годам, завершается анатомо-физиологическое созревание двигательного анализатора. С этого возраста подростки могут выполнять движения с той же ловкостью, координацией и точностью, что и взрослые (В. С. Фарфель). Поскольку относительная сила подростков, как уже отмечалось, может быть достаточно велика, у них, по существу, нет препятствий к овладению самой сложной спортивной техникой. Многие обстоятельства (например, легкость страховки) даже помогают этому. Поэтому в современном спорте нередки случаи, когда высот спортивного мастерства в видах спорта со сложной координацией движений достигают очень юные спортсмены (в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду и т. п.). Препятствием здесь является не сам возраст, а необходимая длительность обучения.

Однако двигательные качества (силовые, скоростные, выносливость) и результаты в различного рода двигательных заданиях у детей школьного возраста продолжают расти. Эти изменения происходят неравномерно и для разных двигательных качеств по-разному. Кроме того, спортивные результаты изменяются в разные годы за счет разного соотношения их составляющих. На рис. 124 показано, что в отдельные периоды частота шагов снижается, тем не менее скорость бега растет за'счет увеличения длины шагов. Если принять прирост результатов в каждом возрасте за 100%, то можно подсчитать, за счет каких составляющих ц-.том или ином возрасте растут результаты. Схема, основанная на подобных расчетах, приведена на рис. 125.

Особенно значительные изменения в моторике детей связаны с периодом полового созревания (пубертатным периодом). У девочек он обычно приходится на 11-13 лет, у мальчиков на 13-15 лет. В этот

период отмечается резкий скачок роста. При этом развитие отдельных систем и органов происходит неравномерно (быстро увеличивается длина тела, затем с отставанием примерно на 3 месяца мышечная масса и с отставанием около полугода — вес). Возникающая диспропорция в развитии отдельных систем и органов требует в этот период особенно внимательного отношения к подростку.

Лишь после периода полового созревания отмечаются большие различия в моторике мальчиков и девочек.

Возраст 18—30 лет. Это возраст расцвета моторики человека. Именно в этом возрасте в подавляющем большинстве видов спорта демонстрируются самые высокие достижения. На рис. 126 приведен график (в статистике подобные графики называются полигонами) со сводными данными о возрасте участников олимпийских игр. И хотя он изменяется от 12 лет (рулевые в академической гребле) до 60—65 лет (выездка в конном спорте, стрельба, парусный спорт), все же в подавляющем большинстве случаев этот возраст лежит между 20 и 30 годами.

В каждом виде спорта есть возрастной диапазон, в котором достигаются самые высокие спортивные результаты. На рис. 127 приведены данные о возрасте, в котором 448 боксеров стали чемпионами олимпийских игр и чемпионами мира. Аналогичные данные есть и для других видов спорта. Видно, что хотя на графике имеется четкий пик, указывающий возраст, в котором большая Часть спортсменов достигает успехов (в данном случае около 26 лет), все же эта зависимость не является очень жесткой. Из нее были исключения: победителями крупнейших соревнований становились и в 18 и в 36 лет.

В принципе, в видах спорта, требующих большой выносливости,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: