Двигательные предпочтения




Двигательные асимметрии. У большинства людей существуют г-ойкие двигательные предпочтения в выполнении движений определенной рукой, ногой, в одну из сторон и т. п. Не говоря уже о преимущественном применении одной из рук, в качестве примеров можно назвать: деление ног на маховую и толчковую, выполнение поворотов в гимнастике или приемов в борьбе в одну из сторон, право-или левосторонний хват клюшки, дыхание при плавании кролем, «прицельный» глаз в стрельбе и т. п. Такие двигательные асимметрии дцествуют и в бытовых движениях. Человек выполняет многие из них всегда одной и той же рукой, в одну и т> же сторону, хотя никогда этому специально не учился.

Двигательное предпочтение одной из сторон тела в науке обозначается термином латеральное доминирование.' Предпочитаемая сторона или конечность называется доминантной. Люди, у которых латерального доминирования нет, называются амбидекстриками (от лат. «амб» — оба, «декстр» — правый, буквально — с двумя правыми сторонами).

Примерно 95% людей в Советском Союзе — правши. Эти данные не совсем точные, так как неточен критерий, по которому человека относят к левшам или правшам (например, человек пишет правой рукой, а метает левой. Куда его отнести — к левшам или правшам?). Примерно у 75% людей доминантным является правый глаз. У большинства ведущей (маховой) оказывается правая нога. Повороты большинство предпочитает делать в левую сторону.

У отсталых в своем развитии племен (например, у аборигенов Австралии, папуасов из лесных районов Новой Гвинеи), а также у людей каменного века (при изучении орудий их труда) исследователи обнаружили примерно равное количество правшей и левшей. Эти и другие данные позволили выдвинуть гипотезу, что примерно 25% людей рождаются праворукими, 25% — леворукими, а 50% — амбидекстриками. Затем под влиянием семейного воспитания все амбидек-стрики и большая часть левшей становятся правшами.

Исторически так сложилось, что правая рука издавна признавалась ведущей (это поддерживалось религиозными культами; в средние века считалось>что правая рука—от бога, а левая—от дьявола. Инквизиция в Испании преследовала левшей). Никаких объективных оснований для такого предпочтения нет (кроме традиций, естественно). Поэтому при обучении детей с явно выраженной леворукостью умению пользоваться столовыми приборами, письму и т. п..следует разрешать делать это доминантной рукой: это ускорит процесс обучения. Люди с доминантной левой рукой не отличаются от других ни по психическим, ни по двигательным показателям. В своем большинстве девши приближаются к амбидекстрикам, что объясняется более широким использованием правой руки в раннем детстве (под влиянием побуждений взрослых и товарищей).

Латеральное доминирование устанавливается постепенно в процессе развития ребенка. Воспитание в раннем детстве может затушевать использование «своей» стороны в движениях. Поэтому при обучении асимметричным движениям (например, прыжкам с поворотами в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду, акробатике) тренер должен предварительно выявить предпочитаемую сторону поворота. Для этого надо потратить несколько занятий, обучая детей первоначально поворотам в обе стороны.

В единоборствах и спортивных играх левши и в особенности амбидекстрики имеют некоторые преимущества. Преимущество левшей объясняется главным образом некоторой непривычностью ведения спортивной борьбы с ними. Это приводит к тому, что среди сильнейших боксеров и фехтовальщиков доля левшей очень высока — порой превышает 30%.

Умение выполнять все технические действия в обе стороны -признак большого мастерства в видах спорта, связанных с непосредственным противоборством противников. К сожалению, такое мастерство встречается не часто: около 95% мастеров спорта по футболу, баскетболу и волейболу выполняют основные технические действия (удары по воротам, броски в корзину, нападающий удар) лишь с одной ноги или руки. История спорта насчитывает немало примеров практического отсутствия двигательных асимметрий у сильнейших спортсменов (советский волейболист К. Рева, бразильский футболист Пеле). Опыт и специальные исследования показывают, что основы двигательной «двусторонности» надо закладывать уже на ранних этапах обучения спортивной технике, уделяя равное внимание выполнению всех технических действий в обе стороны.

Другие двигательные предпочтения проявляются в выборе «личного» темпа выполнения движений, их скорости, пространственной протяженности и др. Многие из этих характеристик оказываются очень стабильными и хорошо воспроизводятся через несколько лет жизни. Предполагается, что они связаны с личностными характеристиками человека (такими, например, как экстравертированность).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: