Главная особенность третьего типа аукционов – закрытые от других участников торги (в отличие от английского или голландского) и победитель, давший наивысшую цену, получает товар за ту цену, которую он назвал. Обычно каждый участник подает только одну заявку, поэтому подготовка к такому аукциону особенно важна.
Закрытый аукцион состоит из двух фаз – период подачи заявок и фазы определения победителя, когда все заявки открываются и определяется победитель (иногда победитель не объявляется).
Если товар единичный, то все ясно. Победитель один. Но если выставлен лот из многих единиц товара, то выигрывает не только давший наивысшую цену, но и те, кто дал цену ниже. Из-за того, что не все победители платят одинаковую цену, такой аукцион называется «дискриминационным».
На «дискриминационном» аукционе (больше одной единицы товара в лоте) заявки, поданные вслепую, сортируются начиная от высшей к низшей и товар распределяется в этом порядке, пока не кончится. Главное – выигравшие такой аукцион платят разную цену за товары.
Аукционы также различаются:
1) по аудитории участников (типу бизнеса):
- промышленные, бизнес аукционы
- продажа товаров предприятий частным лицам
- торги для частных лиц
2) по длительности торгов:
- недели
- день
- минуты
3) по технологии:
online - ставки через Интернет
live - трансляция в Интернет реальных, живых аукционов
offline -описание лотов реальных аукционов, расписание торгов
4) По охвату посетителей:
- для всего мира
- для одной страны
- для одного города(штата, региона)
- для внесших предоплату
- для предварительно отобранных участников (VIP)
5) по категориям:
- антиквариат, предметы искусства, сувениры
- компьютеры, аудио-видео, бытовая техника, книги и т.п.
- подержанные, б/у вещи
- зерно, текстиль, оборудование
- остатки, неликвиды предприятий
- услуги и подряды на работу
и т.д.
|
Биржевые цены распространяются на сырьевые и продовольственные товары (нефть, пшеница, масло, хлопок). Товары на биржах продаются и покупаются без его предъявления и осмотра, т.е. по сути реализуется не товар, а контракт. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: биржевые товары — массовые стандартные товары, поэтому сделки регулярны, много продавцов и покупателей, т. е. биржевой рынок — это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства. Цены определяются на основе спроса и предложения. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.
В рамках биржевой торговли могут быть установлены следующие цены:
1) цена, по которой продается реальный товар, в данное время и в данном месте на условиях немедленной поставки;
2) цена на реальный товар на поставку в будущем (форвардные сделки);
3) цены фьючерсных контрактов – цены на фиктивный товар с поставкой в будущем. При этих сделках активно работает страховой механизм через систему хеджирования. Хеджирование означает страхование риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.
Расчетные цены применяются тогда, когда отсутствует необходимая информация для формирования цены. Расчет этих цен производится на основе среднестатистических цен по аналогичным контрактам. При этом вводятся корректировочные коэффициенты (поправки). Такие цены применяются на нестандартные товары (специальное оборудование по индивидуальным заказам).
|
Цены фактических сделок. Фактические цены – это цены реальных контрактов, устанавливаемые по конкретным сделкам. Получение информации об этих ценах затруднено в связи с коммерческой тайной.
Цены фактических сделок классифицируются по различным критериям:
1. По периодичности (по времени) выделяют:
- цены по текущим контрактам (краткосрочные сделки);
- цены по долгосрочным контактам – характерны для устойчивых долгосрочных торговых связей. Им присуща стабильность;
- цены по сделкам, которые носят случайный характер – носят не стабильный характер.
2. По способу установления выделяют:
- твердую цену. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не изменяются в течении всего срока его действия. Такие цены применяются при немедленных поставках или при поставках короткого срока, если не предполагается существенных изменений в отношении валют стран экспорта и импорта, резкого повышения или падения цен на ведущих товарных биржах;
- цену с последующей фиксацией. Эта цена формируется в процессе использования контракта, в котором указывается момент и принцип фиксации;
- подвижную цену – определяемую в момент заключения договора, но при этом оговариваются условия ее пересмотра, при изменении рыночных цен или других условий. В договоре купли-продажи делается соответствующая оговорка, называемая «оговоркой о повышении и понижении цены». В тексте контракта стороны указывают условия изменения цены со ссылкой на источник ценовой информации, который будет основанием для ее изменения. Целесообразно указать процедуру изменения цены и допустимый диапазон ценовых отклонений:
|
- скользящую цену:
Скользящие цены применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течении которых экономические условия производства товаров могут существенно изменяться. Чаще всего скользящие цены устанавливаются при торговле машинами и оборудованием со сроками поставки превышающими 1 год, а также при исполнении значительных по объему и продолжительных по времени подрядных работ.
Скользящая цена состоит из 2х частей:
Базовой, устанавливаемой ее дату предложения или подписания контракта;
Переменной, определяемой на период изготовления или поставки товара.
Базовая цена рассчитывается продавцом на основе конкурентных материалов или других источников и согласовывается с покупателем в процессе выбора условий сделки, а затем фиксируется в контракте.
Окончательная цена обычно рассчитывается по следующей формуле:
С=Со(А* а1/а0+В*в1/в0+…Д)
Где, Со - базовая цена
А,В,..-доля, которую занимают в цене отдельные составляющие (например: стоимость материалов, стоимость рабочей. силы и т.д.)
а1,а0 - индексы цен на материалы, используемые для изготовления, проданной продукции на период их закупки поставщиком (а1) и установления базовой цены (а0)
в1, в0 – индексы з/п в отрасли на период пересчета цены (в1) и установление базовой цены (в0)
Д - коэффициент торможения, т.е. неизменная доля переменной части цены.
Если в стоимости продукции существенная доля приходится на другие какие-либо компоненты, то переменная часть приведенной формулы может быть расширена на необходимое число составных элементов. При этом, сумма всех долей должна быть равна 1.
А+В+….+Д=1
Коэффициент торможения Д отражает переносимые на продукцию часть основных фондов, прибыли и накладных расходов.
Индексы изменения цен на товары и ставок заработной платы публикуются в большинстве промышленно развитых и развивающихся странах в официальных или частных экономических изданиях. При этом продавцы и покупатели оговаривают в контракте источник уточнения индекса цен, публикуемый в таких изданиях. При сделках купли-продажи обычно используются индексы стран-поставщиков на работы, выполняемые национальными подрядными фирмами. Российские контрагенты в силу отсутствия налаженной статистики могут использовать индексы цен основных стран-поставщиков машин и оборудования, подобных тем, что экспортирует Россия.
В международной практике точкой отсчета начала изменения скользящих цен, является дата подписания контракта, а реже дата коммерческого предложения.
Задача:
В начале года английская фирма получила предложение на поставку 10 электрических установок на условиях использования скользящих цен.
В марте того же года был подписан контракт в котором зафиксированы следующие условия:
1) Базисная цена электрической установки 2 млн. фунтов стерлингов
2) Дата поставки-июнь
3) Базисная калькуляция изделия зафиксирована на уровне след. Условий, тыс. фунтов стерлингов
Расходы | Стоимость |
Основные материалы Вспомогательные материалы Комплектующие изделия э/э на технологические цели основная з/п дополнительная з/п амортизационные отчисления накладные расходы административные и сбытовые расходы прибыль | 275 150 1000 = А 125 400 500 = В 300 50 500 = Д |
Всего |
В период переговоров до подписания контракта был выпущен февральский номер статистического сборника, индексы которого взяты за основу расчета окончательной экспортной цены
Месяц | Индекс цен на материалы | Индекс ставок з/п |
Январь Февраль Март Апрель май | 114,5 115,6 120,1 118,9 120,3 | 135,3 134,8 138,2 138,1 139,6 |
Закупка материалов и комплектующих будет произведена равномерными партиями ежеквартально
Средняя скидка за серийность за 10 шт. – 5%
Рассчитать экспортную цену электрической установки и окончательную стоимость контракта.
Решение:
1) Установим по калькуляции долю расходов:
А 0.5
В 0.25
2) Рассчитаем коэффициент торможения:
Д = 1-0.5-0.25=0.25
3) Рассчитываем среднеарифметические показатели а1 и а1 за период с марта по май
а0 = 120.1
а1 = (120.1+118.9+120.3)/3=119.8
в0 = (138.2+138.1+139.6)/3 = 138.6
4) С=2 000 000 (0.5*119.8/120.1 + 0.25*138.6/138.2 + 0.25) = 1 999 062
5) Скидка – 5% = 18 991 089
3. В зависимости от контрагентов (участников сделки) выделяют:
- экспортные цены
- импортные цены
Эти цены формируются под влиянием множества факторов, информация о них публикуется и они могут использоваться в качестве базы для определения цен при новых сделках.
Основными источниками информации об уровне мировых цен является:
1. Коммерческие предложения направляемые товаропроизводителем или экспортером в ответ на официальный запрос.
2. Справочники (международное издание ООН, издания Лондонской биржи цветных и черных металлов, периодические издания, интернет)
3. Публикации международных торговых бирж и аукционов.
4. Данные внешнеторговой статистики.
5. Контракты и другие документы, оформляемые при экспортных и импортных сделках.
Самым эффективным и достоверным источником информации о мировых ценах является внешнеторговая практика. Основанная на контрактах с торговыми партнерами и конкурентами.
1.4. Особенности ценообразования на внутреннем рынке России
Внутренние цены должны стремиться к мировым, но не обязательно должны быть им равны. Мировые и внутренние цены не совпадают в силу следующих обстоятельств:
1. Различные условия производства и уровень издержек.
2. Разные объёмы продаж на внутреннем и внешнем рынке.
3. Разное состояние внутреннего и мирового рынка с точки зрения конкуренции.
4. Разные условия установления налогов и пошлин.
5. Множественность мировых цен.
Совпадения внутренних и мировых цен случается крайне редко, отклонение может быть в любую сторону. Превышение внутренними ценами мировых связанно с введением таможенных пошлин. Формирование более высокого уровня внутренних цен по сравнению с мировыми характерно для всех стан.
Внутренняя цена формируется разными методами и может состоять из разных элементов. В отличие от мировых внутренние цены могут регулироваться государством, на них могут оказывать влияние различные экономические, политические и социальные факторы конкретной страны:
Для определения цен на внутреннем рынке используются различные методы:
Методы ценообразования:
1. Затратные методы:
-метод полных затрат (Р=постоянные издержки + прибыль)
- метод прямых затрат (Р=переменные издержки + маржинальная прибыль)
- метод безубыточности (Рб/у=средние издержки, PF=0)
- метод сравнения морженалистских величин (MR=MC, P max PF)
2. Методы ориентированные на конкурентов
3. Нормативно – параметрические
4. Маркетинговые методы (ориентированные на потребителя)
Основными при формировании внутренних цен считаются затратные методы. Модель цены при этом выглядит так:
Цена = издержки на единицу + прибыль на единицу
Прибыль закладывается в цену, определяется производителем самостоятельно исходя из предлагаемого уровня рентабельности:
R= прибыль/издержки * 100%
При формировании информации об издержках используют калькуляции, т.е. документы, в которых отражается виды затрат и их сумма по каждому изделию.
Рассмотрим структуру внутренних цен. В зависимости от того, какие элементы включены в цены различают и виды цен.
Издержки (себестоимость) продукции | Прибыль | Акциз (по подак-цизным товарам) | НДС | Снабженческо-сбытовая, или оптовая, надбавка | Торговая надбавка (розничная) |
Оптовая цена предприятия без НДС | |||||
Оптовая цена промышленности | |||||
Розничная цена |
Основным элементом цены является себестоимость. Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Себестоимость продукции конкретного предприятия определяется условиями, в которых оно действует. Такая себестоимость называется индивидуальной. Если на основе индивидуальной себестоимости предприятий определить средневзвешенную величину затрат по отрасли, такая себестоимость будет называться среднеотраслевой. Среднеотраслевая себестоимость ближе к общественно необходимым затратам труда.
Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. Статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования. Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить в нее изменения в зависимости от отраслевых особенностей. Типовая номенклатура включает следующие статьи:
1. Затраты на материалы. 2. Заработная плата производственных рабочих(тарифная з\п). 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций. 4. Отчисления на социальные нужды. 5. Дополнительная зарплата. 6. Затраты на содержание оборудования. 7. Общецеховые расходы: расходы на подготовку и освоение производства, зарплата управленческого и инженерно-технического персонала, содержание помещений и т.д. 8. Общезаводские расходы: управленческий персонал, дополнительные зарплаты и премии, реклама, командировки, оборудование и т.д. 9. Внепроизводственные расходы: транспортировка, упаковка, маркировка и т.д. 10. Затраты на вспомогательные материалы.Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль – это разница между доходами и полными издержками. После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль, которая по решению собрания акционеров делится на фонд накопления и фонд потребления.
За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку кадров и т.д.
При фиксированных ценах размер прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий.
Относительной величиной прибыли является рентабельность - величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли – величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существует множество видов рентабельности: затрат, продаж, уставного капитала и т.д.
В ценообразовании важна рентабельность затрат, поскольку показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат.
Особое место в структуре цены занимают налоги. Не являются самостоятельными элементами такие налоги как ЕСН (включаемой себестоимость) налоги на прибыль (включаемой в прибыль).
Самостоятельными элементами цены являются косвенные налоги – акцизы и НДС. Акцизом облагаются не все товары, перечень подакцизных товаров утверждён, данный налог может устанавливаться в процентах к отпускаемой цене товаров или в рублях за единицу.
НДС устанавливается в процентах к отпускной цене предприятия без НДС. Ставки НДС в России применяются в размере 10 и 18 процентов. При расчёте НДС включаемого в цену отпускную цену предприятия без НДС умножают на ставку НДС.
Надбавки включенные в цену товаров не регламентируются, т.е. предприятия оптовой и розничной торговли могут устанавливать любые надбавки, с учётом своих издержек, прибыли и НДС. Надбавки могут регулироваться при необходимости. На сегодняшний день их уровень регулируют по товарам реализуемых в районах крайнего севера, а также на товары медицинского производства, и на детские товары.
Если товары экспортируются или импортируются, то в структуре цены появляются таможенные платежи.
Уровень внутренней розничной цены является базой для определения контрактных цен, в случае, если отсутствуют конкурентные материалы.