Этапы Тасмолинской культуры




Памятники сакской эпохи: курганы Бесшатыр, Тасмола

 


Введение

достопримечательность культура курган памятник

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники - могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана, также эти исследования могильников открыли новую страницу истории культуры сакских племен. Среди археологических памятников сакских племен преобладают курганы и могильники. Внешний вид могильников каждого региона имеет свои особенности. Например, в Жетысу и Южном Казахстане сакские могильники очень высокие, большая часть из них представляет собой огромные могильные поля с сотнями насыпей. Такие могильники встречаются в долине р. Или. В археологической науке их называют «царскими курганами». Могильники Восточного и Центрального Казахстана обычно меньших и средних размеров. Ведь все мы знаем, что земля Казахстана богата историческими и археологическими памятниками имеющими не только республиканское, но и мировое значение. Одними из таких мировых археологических памятников являются некрополь Бесшатыр (Пять шатров) и могильник Тасмола. Тысячи лет назад Бесшатыр был местом поклонения древних саков, живших на территории нынешнего Казахстана. Здесь, на площади в 2 кв. км, расположен самый значительный по монументальности и композиционной сложности археологический памятник древнего народа Семиречья - «саков». Характерным типом памятников Тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток.

 


 

Могильник Бесшатыр

Тип памятника

Могильник расположен на правом берегу р. Или у подножия гор Желшалгыр в 170 км восточнее г. Алматы. Могильник протянулся с севера на юг на 2 км, с востока на запад - на 1 км. Некрополь «Бесшатыр» относится не только к культурно-историческим памятникам, но и к особому типу природно-культурного ландшафта. Пo своей монументальности и сложности Бесшатыр не имеет аналогов во всей Центральной Азии. Бесшатырский памятник, несомненно, является священным «Герросом» саков-тиграхауда, живших на юго-востоке Казахстана в V-IV вв. до н.э. Он датирован V-IV вв. до н.э. Здесь на площади в 2 кв. км сосредоточено 18 царских курганов диаметром от 8 до 70 метров и высотой от 2 до 20 метров. Западнее царских гробниц с севера на юг тянется цепь из 45 каменных оград, на которых выбиты рисунки животных. Ученые предполагают, что это - ритуальная площадка некрополя. Под насыпями устроены сложные по конструкции усыпальницы из тянь-шаньской ели. Могильник состоит из 31 кургана, из которых 21 имеет каменную насыпь, остальные - насыпи из щебня и земли.

Описание курганов

Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы - северная и южная. Размеры погребальных курганов отражали деление сакского общества на сословия. Наиболее крупный, величественный из них высотой более семнадцати метров принадлежал неизвестному вождю. В научной среде памятник получил название «Большой курган». Диаметр его 104 м, средняя высота 15 м. Его окружают менее крупные могильники знатных саков и приближенных персон военачальника. Насыпь имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной, диаметром 32 м. Каменная насыпь кургана у основания уложена в несколько плотных рядов, что создает впечатление цоколя, на котором и покоится вся громада насыпи. Археологам также стало известно, что насыпи сообщались между собой подземными ходами. Лабиринты строились с размахом и изобретательностью, даже в наши дни они принадлежат к числу неразгаданных открытий. Вокруг кургана сооружен вал. Рядом с насыпью расположены кольцевые сооружения, составленные из крупных каменных столбов (менгиров) и больших валунов, получивших название «оградки». Таких оградок 94 и в плане они напоминают спираль, закрученную вокруг кургана.

Оградки имели ритуальное назначение и, видимо, были связаны с культом огня. Вокруг крупных курганов правильными окружностями располагаются менгиры - сооружения из вертикально поставленных продолговатых каменных глыб. Именно они представляют собой самые загадочные и притягательные объекты древнего комплекса. Особенно трепетным отношение к этим хранителям вечности становится в момент осознания того, что менгиры издревле встречаются не только у нас, но и во многих странах Европы и мира. Лучше всего изучены и хорошо известны стоящие камни Бретани и Британских островов. Также их находят по всему средиземноморскому побережью от Ливии до Марокко и дальше на юг, вплоть до Сенегала и Гамбии. Есть они в Сирии и в Палестине. Вес одного такого обтесанного валуна может достигать нескольких тонн. Самое удивительное сокрыто в том, что на протяжении очень долгого времени археологи не имели достаточных данных о происхождении менгиров, кроме знаний об их отношении к культурам неолита, медного и бронзового веков. Они могли использоваться для самых разных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение сооружений, символика центра, определение границ владений), мемориальные, солярно-астрономические. Сейчас очень популярна гипотеза, что менгиры ставились на разломах земной коры, где сосредоточивалась и выходила на поверхность энергия Земли. По поверьям, каменные столпы стоят на границе двух миров - мира, где жили люди, и мира, где обитали боги.

Обстоятельно исследовался «Первый» Бесшатырский курган, имевший диаметр 52 м, высоту свыше 7 м и расположенный севернее остальных. Как и «Большой», он имел плоскую вершину. Насыпь состояла из трех слоев. Верхний слой представлял собой каменное покрытие толщиной до 1 м у вершины и до 3 м у основания. Второй слой, самый мощный, толщиной от 3,5 до 13 м, сложен из земли и щебня. Третий слой, нижний, образован из крупного битого камня. Под этим слоем находилась большая деревянная постройка из обработанных бревен тянь-шаньской ели. Это строение и являлось «царской» усыпальницей, воздвигнутой на материке. Усыпальница состояла из коридора (дромоса), тамбура и погребальной камеры. Коридор - длинное, высокое и не перекрытое сверху сооружение размером 5,75x1,50 м, высотой более 5 м. Тамбур, примыкает к восточной стенке погребальной камеры. Коридор с помощью поперек положенных плах делится на два отсека. Погребальная камера имеет в плане форму неправильного квадрата высотой 4 м, ориентированного по сторонам света, состоит из 16 рядов бревен тянь-шаньской ели. Потолком и крышей служили бревна наката, положенные вдоль прямо на стены камеры. Толщина наката -7-8 бревен. Стены снаружи и изнутри удерживают 16 вертикально врытых столбов. Все бревна хорошо обработаны с них - срублены сучья, снята кора. Бревна, образующие стены камеры, тщательно оттесаны и плотно пригнаны друг к другу. Местами на них сохранились следы плотничьих инструментов. Для транспортировки бревен на концах и посередине делали отверстия для веревок - проушины. Сверху на бревна наката были положены камышовые маты, перевязанные веревками. После совершения погребения вход в камеры был заложен крупными камнями, а отсеки коридора до самого верха забутованы камнем вперемешку со щебнем. После этого над погребальным сооружением, возвышающимся над окружающей местностью более чем на 5 м, была сооружена насыпь. Погребальная камера оказалась разграбленной. На полу после расчистки завала обнаружены разрозненные кости мужского и женского скелетов, кости животных, деревянная ножка какого-то предмета.

Остальные Бесшатырские памятники имеют сходную архитектуру, но отличаются размерами курганов и усыпальниц. Так, раскопки «Третьего» кургана выявили 17 слоев в насыпи, а вокруг кургана явственно возвышалась стена, первоначально имевшая высоту свыше 1 м. «Шестой» курган имел подземные ходы и катакомбы общей протяженностью 55 м.

Помимо курганов в могильнике зафиксированы шесть оград, расположенных на возвышении, к северо-востоку и четыре - к западу от курганов. Ограды из вертикальных камней (менгиров) в окрестностях могильника - не самостоятельные памятники, а дополняющие архитектуру курганов. На некоторых из них выбиты фигуры горных козлов, кабана и волка.

Насыпи мелких курганов сооружались из земли и речной гальки. Под насыпью находилась грунтовая яма своей длинной осью, как правило, ориентированная с востока на запад. Покойника клали в вытянутом положении, головой на запад. Сверху яму перекрывали деревянными плахами. В могильнике Кзылауз, расположенном рядом с Бесшатыром, обнаружено коллективное погребение в двух могильных яма; в одной из них погребенные уложены в два яруса.

В южной и западной частях камер обычно расставлена посуда, а в северной находились останки погребенного, лежавшие прямо на дощатом полу.

Загадка Бесшатыра

Остается загадочным происхождение и назначение подземных ходов с ответвлениями, вырытых в коренной породе на глубине 2 м ниже пола усыпальницы.

Общая протяженность подземных ходов, обнаруженных под курганом №6 - 55 м, высота тоннеля 1,0-1,7 м, ширина 0,8 м. Не вызывает сомнений, что подземные ходы имеют прямое отношение к ритуалу погребения.

Особенность кургана

Курганов в этой местности оказалось далеко не пять, как можно сделать вывод из названия комплекса (с казахского: «бес» - пять, «шатыр» - курган). Некрополь состоит из 31 кургана! Но, как выяснилось, есть и другая интерпретация топонима. Если обратиться к санскриту, то «бхес» можно перевести, как «святой» (звук придыхания «х» после «б» в русском произношении утрачен, но сохранен в казахском - «h»). А «курган» означает «памятник полководцу, освобождающему Землю от мерзости». Вот и получается, что «Бесшатыр» - это памятники святым волхвам, царям, витязям, освобождавшим землю от врагов. И недаром о сакском наследии, оставленном в дельте реки Или, говорят как о «царских курганах».

Название же «Пять шатров», возможно, было дано по количеству самых больших курганов, виднеющихся издалека. С 1957 по 1961 годы на площади в 2 кв. км археологи исследовали 18 могильников диаметром от 8 до 70 м и высотой от 2 до 20 м. Под насыпями они обнаружили сложные по конструкции усыпальницы из тянь-шанской ели. Все курганы оказались однотипными по своему исполнению. Внутри находились коридор, преддверная постройка и погребальная камера. Ничего ценного кроме частей разрозненных скелетов человека и домашних животных, черенков лопат и волокуш найти не удалось. Некрополь был давно разграблен.

Царские курганы Бесшатыр - главная достопримечательность государственного национального природного парка «Алтын-Эмель», расположенного в пределах административных границ Кербулакского района. Доподлинно известно одно: строителями курганов в эпоху неолита были кочевники. Желая «встретиться» с усопшими, они возводили «троны» для их душ, например, у перекрестка своих излюбленных путей, - такое «место встречи» подходило для этой цели гораздо лучше, нежели могилы, оставленные где-то по воле случая. Бесшатырский памятник яркое тому подтверждение.

 


 

Тасмолинская культура

Описание кургана

Отличительной чертой тасмолинской культуры являются своеобразные погребальные памятники - курганы с «усами». Это надмогильный комплекс, состоящий из основного кургана большого размера, примыкающего к нему с восточной стороны малого кургана и отходящих от него на восток двух невысоких каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной 20-200 м. Каменные гряды имеют форму полудуг и нередко в начале и конце ограничены круглыми каменными сооружениями курганного типа. Таким образом, в курган с «усами» входят три сооружения: большой курган с погребением человека, малый обычно с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Основной курган содержит в себе погребение с разнообразным инвентарем. Малый курган не имеет могильной ямы. Под его насыпью на уровне погребенной почвы (на материке) обычно находят конский скелет или отдельные его кости (череп, конечности), а в восточной части - один, реже два глиняных сосуда. Описанный тип кургана с «усами» наиболее распространенный, встречаются и его варианты. Например, сдвоенные курганы, когда малый курган расположен не с восточной, а с южной от большого кургана стороны. В этом случае они, как правило, одинакового размера. Лишь в одном случае малый курган сооружен на вершине большого, но всегда присутствуют три составных комплекса.

Этапы Тасмолинской культуры

В хронологическом отношении памятники тасмолинской культуры делятся на два этапа: VII-VI вв. и V-III вв. до н.э. Первый этап культуры характеризуется определенным набором погребального инвентаря. Это бронзовые наконечники стрел (двухперые с выступающей втулкой и трехперые черешковые), кинжалы с брусковидным навершием и бабочковидным перекрестием (акинаки), бронзовые стремечковидные удила с разнообразными псалиями, бронзовые зеркала. Для второго этапа типичны бронзовые втульчатые трехгранные наконечники стрел, «кольчатые удила», бронзовые зеркала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: