Причина строительства курганов с «усами»




Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.

Особенности Тасмолинской культуры

В целом, Тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н.э.). Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа - двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком - генетически восходят к на конечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них - сюжет на роговой пряжке - находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т.д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).

Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную - по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную - по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау). На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах.

В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования - кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.

 


Список использованной литературы

1.К.М. Байпаков, Ж.К. Таймагамбетов - «Археология Казахстана».

. «Иллюстрированная история Казахстана» том первый - материалы ученых М.К. Козыбаева, К.М Байпакова, Ж. Таймагамбетов.

. Кадырбаев М.К. О некоторых памятниках ранних кочевников Центрального Казахстана.

. Кадырбаев М.К. Памятники ранних кочевников Центрального Казахстана.

. Кадырбаев М.К. Памятники Тасмолинской культуры. /Древняя культура Центрального Казахстана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: