Геометрическая организация полосы издания




Если говорить о более узком аспекте использования геометрии в графическом дизайне - о конструировании полосы, то здесь использование линейных структур имеет не только эстетический или экономический эффект упорядочивания. Хотя геометрические макроструктуры и модульные сетки дают и то, и другое. Нельзя забывать о физиологических основах человеческого зрения. Проблемы удобочитаемости соприкасаются с такими визуальными решениями организации полосы, как наличие линий скольжения взгляда, помогающих глазу концентрировать внимание в определенных местах полосы.

Эти линии Ле Корбюзье называл регулирующими. Хотя он и пишет об интуитивных отношениях в геометрической организации, исследование показало, что в дизайне и архитектуре она является гораздо менее интуитивной. Скорее геометрическая структура полосы - это результат знаний, примененных на практике:

«Линии регулирования, - в принципе, не предвзятый план; они выбираются в специфической форме в зависимости от требований непосредственного содержания, уже сформулированного, уже хорошо и верно существующего. Линии не больше, чем устанавливают порядок и ясность на уровне геометрического равновесия, достигая или требуя достигнуть истинной ясности и чистоты. Линии регулирования не проводят никакие поэтические или лирические идеи; они не вдохновляют тему работы; они - не творческие; они просто устанавливают баланс. Вопрос пластичности, чистой и простой» [4].

Корбюзье был прав. Геометрическая организация пространства полосы издания сама по себе не приносит вдохновения и не выдает динамической концепции. Она может рассматриваться как планирование фундаментальной основы для достижения визуального баланса будущего процесса дизайна, как система объединения разнородных элементов вместе, в единое целое.

Что такое ортодизайн?

Термин «ортодизайн» впервые прозвучал на лекции о роли структуры в графическом дизайне, прочитанной автором в Новосибирске в 2007 году. Слово состоит из двух корней: греческого орто- (orthos), что означает «прямой», «правильный» и английского -дизайн (design) с переводом - «художественное конструирование». Соединив два понятия в единое слово, было получено ёмкое обозначение особенностей стиля в дизайне многополосных изданий, в основе которого лежат простые геометрические формы, прямоугольные абрисы основных фигур полосы, математический расчет пропорций и расположения элементов верстки на странице и относительно друг друга, точность и обоснованность их координат.

Основой для ортодизайна является его рационализм, тем самым подтверждая тезис о необходимой потребности в ортогональной верстке полосы, ее постоянной принадлежности к страницам различных многополосных изданий. Конструктивное начало ортодизайна характерно и общей композиции разворота, и расположению микродеталей полосы: знака, линейки, строки.

О.И. Генисаретский утверждал, что «установка на рационализм расколдовала вещи, лишила их души». В качестве ориентира для современного дизайна он видел одухотворение вещей: «Дизайн, который заботится не об образности вещей, а об их одушевленности, приведет к большей гармонизации окружающей среды».

Однако стремление к «голой эстетике» ведет современный дизайн к визуальному хаосу. Игнорирование правил типографики и дробность композиции чаще приводит к эффекту отсутствия целостности, к абстрактности. к потере смысла вещей и предметов - в общем, к синдрому Кандинского.

Подобно пуантилизму, когда элементарные частицы произведения теряют свое предметное содержание и сливаются в единое образное пространство, рационализм оправдывает объединение разнородных, по своей сути, элементов полосы - текста и иллюстраций. В основе получаемой гармонии лежит не одухотворенность (по Генисаретскому), но соответствие и соотношение этих частей целого. Линии ортогональных построений помогают ощутить и осмыслить эту связь.

Объединение элементов на полосе в единое композиционное решение требует от совокупности всех элементов следованию определенных правил верстки, способствующих цельности впечатлений. В качестве основ ортодизайна можно рассмотреть последовательность действий или эшелонирование верстки в соответствии с принципами ортогональных построений:

1 Геометрическая схема для формирования композиционного единства издания.

2 Модульная сетка как регулятор для отдельных элементов полосы - текстовых строк, иллюстраций, деловой графики, таблиц и т.п.

3 Выравнивание (юстировка) элементов полосы на уровне микротипографики.

Три уровня ортодизайна соответствуют этапам работы дизайнера над макетом издания. Выбор формата, геометрической макросхемы полосы, ее пропорции, основных линий скольжения - это основы замысла дизайнера, его творческое начало в проекте.

Модульная сетка соответствует практическим прикидкам: как «ляжет» текст? соответствует ли размещение иллюстраций и схем их вербальному описанию? Расчет модульной сетки сопровождается определением свода правил верстки.

И, наконец, собственно верстка, во время которой и происходит создание линий скольжения, выравнивание (юстировка) по линиям и строкам иллюстративного материала.

Четкое представление сложного материала зрителю/читателю, лаконичное следование правилам создает четкие ориентиры всему дизайну издания. Там где таких ориентиров нет, начинает преобладать «неряшливость, торжествовать необязательность и приблизительность».

Однако следует предостеречь и от слепого следования инструкциям и правилам, все-таки дизайнер - не только математик и конструктор, но и художник, творец. Как справедливо заметил академик Бисти в полемике с молодым тогда еще Аркадием Троянкером: «Есть ведь еще естественный человеческий взгляд, которым мы смотрим на страницу, и он требует, чтобы все зрительно, а не умственно - стояло на своих местах».

Список литературы

1 Dilnot C. What is the Post-Modern? - Art History, 1986, №2

2 Эль Лисицкий. Искусство и пангеометрия. Пер. с нем. Г.Саульской, вступит. статья и примечания Л.Жадовой. - В кн.:Проблемы образного мышления и дизайн. Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, вып.17. М., 1978

3 Muller-Brockmann J. The Graphic Artist and his Design Problems. - Visual Communication Books: New York, 1961

4 цитируется по книге Ле Корбюзье «Модулор», 1949

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: