Приступая к феноменологическому описанию, я должна дать определение используемых понятий для этого. Вслед за Э.Гуссерлем можно рассмотреть содержание жизненного бытия человека как интенциональное. Интенция на предмет открывает его внутреннее смысловое содержание – эйдос, является ноэтическим актом. Если в этой интенции открывается значимостная или ценностная сторона предмета, то она представляет собой эмоцию.
Значимостная сторона, есть определенный модус выражения эйдического содержания, определенное действие смысла на человеческое бытие, которое неразрывно с конкретной переживаемой ситуацией. Если же эту значимостную энергию эйдической стороны предмета мы воспринимаем как абсолютную и безотносительную к какой-либо ситуации, то получаем мир ценностей согласно философской позиции М.Шелера.
Итак, эйдическое содержание предмета раскрывается в его смысловых энергиях, которые предстают в ноэматическом аспекте, как мыслительное содержание предмета, и в значимостно-ценностном аспекте, который предстает как эмоционально-переживательное содержание предмета. Воплощение этих смысловых энергий в интенции человека образует, с одной стороны, сферу его мысли, с другой стороны, сферу его чувств.
Абсурдность переживаемой ситуации определяется в сфере чувств человека, как сфере воплощения значимостно-ценностного содержания в его интенциях, через момент внутреннего самоотрицания жизненного содержания, определенного ограниченностью человека.
Преодоление этой ограниченности заложено в самой интеллектуальной силе человека, как возможности актуализировать потенциальное смысловое содержание предмета.
Говорить о смысловой потенции предмета уже необходимо потому, что уже само понятие смысловой энергии предполагает наличие своей потенции – потенции своего проявления. Если мы потенцию будем рассматривать как содержание сущности предмета, то согласно тысячелетней традиции разграничения понятий сущности и энергии, должны говорить об превосходстве сущности перед энергией, содержащей в себе возможность выражения в других энергиях.
|
В соответствии с этим, в смысловой потенции мы должны мыслить возможность выражения в других смысловых энергиях, а не только непосредственно данных актуально, так же как должны мыслить наличие определенной интеллектуальной силы человека, могущей раскрыть актуально содержащиеся лишь в возможности смысловые энергии предмета.
Высшее напряжение такой интеллектуальной силы раскрывается в приобщении к абсолютной Воли, есть вера, как доверие этой абсолютной Воле. Благодаря силе веры происходит открытие как новых смысловых энергий предмета, открывающих его ноэматическое содержание, так и значимостно-ценностное, иными словами открывает никогда не бывшее содержание, делает небывшее – бывшим.
В вере бесконечно актуализируется бесконечное содержание предмета, благодаря чему абсурд, определенный в контексте ограниченного жизненного содержания, нивелируется в контексте бесконечной полноты жизни, до которой расширяется в вере любое содержание явления. Это изменение ценности предмета при переходе из ограниченного по содержанию контекста к безграничному воспринимается как ирония.
Актуализация через веру потенциального смыслового содержания предмета предстает, таким образом, как ирония, но предстает в сфере чувств – сфере воплощения ценностно-значимостного содержания предмета, в сфере же мысли, раскрывающей предмет как ноэму, предстает как диалектика.
|
Диалектика, таким образом, есть не просто фиксация смысловой энергии предмета, но и фиксация в этой смысловой энергии смысловой его потенции, смысловая актуализация этого потенциального содержания, представленная в виде взаимосвязанных категорий, который с необходимостью порождают друг друга.
Заключение.
Цель моей работы в следующем: показать, что ирония человека, укрепленного верой в бытии Бога не есть выявление неистинности и несовершенства абсурдной для человека действительности, а возможность обратного – созерцание действительности во всей полноте ее подлинного бытия, во всей ее целостности и свободе. И утверждения ироничной субъективности в абсурдной для нее действительности с целью открыть ее (действительность) сущему.
В этом заключается сотериологический аспект иронии, что позволяет мне определить ее как сотериологическую.
Осмысленная в контексте философем веры и абсурда, ирония не есть категория опосредования этих антагоничных друг другу понятий, она есть категория с необходимостью вытекающая из них.
Кьеркегор не допускал возможность общения между обществом и верующим. Ведь когда Авраам начинает говорить – он опосредуется во всеобщем, когда молчит – общество его не понимает.
Развивая метод Кьеркегора, я вывожу категорию иронии с диалектической необходимостью в контексте свободного становления человеческого бытия, так как смысловое содержание иронии – единственная возможность говорить рыцарю веры и не быть опосредованным во всеобщем. Присутствуя в ироничной реальности человек находится как единичный индивид в абсолютном отношении к абсолюту, и вместе с тем открывает миру полноту этого отношения.
|
Такая коммуникация рассматривается мною в свете несоизмеримости – понятия, выражающего суть отношения вечного и временного, позволяющего определить иронию как время, как Софию, как теургическое действование. Все эти моменты имеют свои онтологическим основанием – уподобление отношению Бога к миру, который в актуализации своей Воли превосходит ее потенциальное содержание, и суть такого превосходства открывается нам как любовь. Такое уподобление становится возможным через уподобление божественной Воле через веру. Этим я хотела сказать, что основание сотериологической иронии есть любовь.
Содержание такого уподобления в следующем: когда созерцание предмета, имеющего огромное значение для человека, открывает, что смысловые энергии этого предмета не раскрывают его смысловую потенцию, то силою веры человек приобщается смысловой потенции Бога и открывает смысловую потенцию предмета в других его предметах. Масштаб ценности предмета увеличивается и становится имманентным к потенциальному содержанию воли человека и ее актуализации. Значимость предмета уменьшается, и предмет сам по себе становится частным.
Отношение человека к миру определяется масштабом ценности. Отношение человека к предмету определяется несоизмеримостью, то есть сама направленность человека к предмету больше по масштабу самого предмета настолько, что предмет не может даже увидеть ее. Такая несоизмеримость определяется мною как ирония, суть которой – увеличить масштаб предмета до масштаба его ценности.
Представление иронии как любви, в самом парадоксальном ее значении, послужило основой для раскрытия феноменального уровня этого понятия.
В дальнейшем мне представляется возможным содержательней обозначить феноменальный уровень иронии, а также полнее раскрыть развитие иронии в ее историко-диалектическом становлении, то есть конкретнее раскрыть содержания обыденной иронии, романтической, сократической и, наконец, сотериологической.
Данная работа, в своей перспективе, имеет большое значение для исследования феноменологии человеческого бытия – раскрытие внутреннего содержания человека в категориях веры, абсурда и иронии.
____________________
1Кьеркегор, 1993
2 Гегель, 1993а
3 Кьеркегор, 1993а
4 Введенский, 1993а
5 Введенский, 1993а
6 Кьеркегор, 1993
7 Друскин, 1993а
8 Фихте
9 Шлегель,
10 Подорога, 1993
11 Кьеркегор, 1993
12 Аристотель, 19
13 Босс, 1994
14 Лосев
Библиография
Аристотель Никомахова этика. Собр. соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле
Берковский Романтизм в Германии. М., 1965.
Босс М.Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернотивной психиатрии. Логос N 5, М., 1994.
Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
Введенский А.К. Логос N 4, М., 1993а.
Гегель Г.Ф.В. Логос N 4, М., 1993а.
Гуссерль Э. Феноменология внутреннего восприятия времени. М.: Гнозис, 1994.
Друскин Я.С. Вестники их разговоры. Логос N 4, М., 1993а.
Камю А.Бунтующий человек. М.: Прогресс, 1990..
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.
Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
Кьеркегор С. О понятии иронии. Логос N 4, М., 1993а.
Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.
Лосев А.Ф. История эстетических категорий. М., 1965
Мир Кьеркегора. М.: Гнозис, 1994.
Подорога В.А. Логос N 4, М., 1993а.
Сведенборг Э. О небесах, мире духов и об Аде. Киев, 1993.
Сведенборг Э. Тайны Неба. Киев, 1993.
Соловьев А.Э. Вопросы философии, N12, 1984
Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс-Гнозис, 1992.
Шестов Л. Собр. соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993.
Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искустве.
Шлегель Ф. Собр. соч. в 2-х т. М.: 1989.
|
|