Тема: ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ
Дата: 21.04.20
В классной работе все определения записать!
Д/з пар. 15 читать отв на вопр «проверим себя»
План урока:
1.«Вторая природа»
2.Природа- это Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
3.Экологические проблемы.
- Для чего мы изучаем эту тему сегодня?
-Прочитайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина. Что хотел донести он строками до человечества.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
- Как вы понимаете слова писателя?
-О какой вселенской беде он говорит?
(Об экологическом кризисе, об экологии в мире.)
-Почему так тревожно звучат слова писателя и исполнителя песни? Откуда же пришла эта беда?
И почему беда стала вселенской?
- А что такое экология?
- Подберите слова ассоциации к слову экология.
+Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).
Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).
- Что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?
+ Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.
Вторая природа»
-Вы уже знаете, что человек «разумный» появился на Земле гораздо позже других живых существ. Но с появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И в наше время это влияние может быть не только положительным.
- Как же относится человек к природе, выясним после прочтения стихотворения
|
«Береги природу»
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ли хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
-Как же относится человек к природе?
+ Брал всё только для себя.
-Давайте вспомним из куса истории -Каким были основные занятия первобытного человека?
+ Присваивающим- собирательство, охота, рыбалка
-Что такое производящее хозяйство?
+Хозяйство, при котором основным источником существования являются земледелие и скотоводство, т.е. «разумный человек» начал творить ОТ, оружия, строить жилища и тем самым наносит урон природе и самому себе. Таким образом, появляется вокруг человека «ВТОРАЯ ПРИРОДА»
-Человек активно начал вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
а) «Человек – царь природы!»
б) «Мы – покорители природы!»
в) «Царская охота»
Прочитайте и определите какое выражение вам ближе и почему? Если не одно из них вам не подходит напишите почему? Не забудьте записать выражение!
Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.
|
Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.
Вопросы к тексту
1. Как человек относится к природе?
2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?
3. Кто стал виновником экологических проблем?
4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?
Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.
|
И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.
Вопросы к тексту
1. Как ведет себя человек по отношению к природе?
2. Что старается покорить человек?
3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?
4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?
Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.
«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.
Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи ».
Вопросы к тексту
1. Каковы последствия этой охоты?
2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?
3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?
4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?
-Какой вывод мы можем сделать?
+Вывод: Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу.
-Что такое биосфера?
+ Биосфера- это оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.
– Биосфера- живая оболочка Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума.
Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.
Вывод: В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.
Экологические проблемы.
-Задание: работая, с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:
1. Причины (источники) загрязнения.
2. Последствия для человечества.