Субъективное мнение, а также его навязывание.




Критика в общении

Понятие критика (от греч. kritike — искусство разбирать) имеет несколько значений:

· а) обсуждение с целью дать оценку;

· б) отрицательное суждение в целях указания недостатков;

· в) проверка достоверности чего-то.

Различают такие виды критики в деловом общении, как критиканство, псевдокритика и позитивная критика.

Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило, неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например: показать свою активность, деловитость и т. п.

Цель псевдокритики — сведение личных счетов; используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Разновидности псевдокритики: ординарная критика, показная критика, «организованная критика», «согласованная критика», контркритика.

Возможны следующие варианты критики:
• упрек («А мы на вас так рассчитывали!»);
• надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»);
• аналогия («В моей практике была подобная ошибка»);
• похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»);
• озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»);
• сопереживание («К сожалению, вынужден отметить некачественную работу»);
• удивление («Весьма сожалею, не ожидал от вас этого»);
• смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»);
• опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»);
• намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»);
• наказание.

Критика указывает на наши недочеты и недостатки

Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека. Существует множество разных направлений критики. Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи. Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу. Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть. Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.

Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:

· возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью;

· побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;

· выяснить интересы и потребности критикующего;

· выяснение негласных правил группы

Минусы критики

· она может ранить;

· может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;

· ведет к конфликтам;

· может быть необъективной;

· может очернить критикуемого в глазах окружающих.

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.

 

Отличия конструктивной и деструктивной критики

· Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

· Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.

· Критикующий готов помочь в решении проблемы.

· Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

· Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

· Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

 

Конструктивной критикой не являются:

Угрозы.

Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино».

Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».

 

Оскорбления и сарказм.

Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?».

Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.

 

Субъективное мнение, а также его навязывание.

Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный».

Правильно: опять промолчать.

 

Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: