Критика в общении
Понятие критика (от греч. kritike — искусство разбирать) имеет несколько значений:
· а) обсуждение с целью дать оценку;
· б) отрицательное суждение в целях указания недостатков;
· в) проверка достоверности чего-то.
Различают такие виды критики в деловом общении, как критиканство, псевдокритика и позитивная критика.
Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило, неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например: показать свою активность, деловитость и т. п.
Цель псевдокритики — сведение личных счетов; используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Разновидности псевдокритики: ординарная критика, показная критика, «организованная критика», «согласованная критика», контркритика.
Возможны следующие варианты критики:
• упрек («А мы на вас так рассчитывали!»);
• надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»);
• аналогия («В моей практике была подобная ошибка»);
• похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»);
• озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»);
• сопереживание («К сожалению, вынужден отметить некачественную работу»);
• удивление («Весьма сожалею, не ожидал от вас этого»);
• смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»);
• опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»);
• намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»);
• наказание.
Критика указывает на наши недочеты и недостатки
|
Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека. Существует множество разных направлений критики. Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи. Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу. Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть. Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.
Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:
· возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью;
· побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;
· выяснить интересы и потребности критикующего;
· выяснение негласных правил группы
Минусы критики
· она может ранить;
· может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;
· ведет к конфликтам;
· может быть необъективной;
· может очернить критикуемого в глазах окружающих.
Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
|
Отличия конструктивной и деструктивной критики
· Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.
· Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.
· Критикующий готов помочь в решении проблемы.
· Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.
· Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.
· Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.
Конструктивной критикой не являются:
Угрозы.
Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино».
Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».
Оскорбления и сарказм.
Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?».
Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.
Субъективное мнение, а также его навязывание.
Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный».
Правильно: опять промолчать.
Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна