Вторая категория доводов




ПМПК обслуживает детей и подростков от 0 до 18 лет. Их интересы максимально представлены именно в системе образования. Период детства самой природой предназначен для развертывания процесса самореализации с участием взрослых — средствами воспитания, обучения, поддержания здоровья. В это время формируется определенный индивидуальный образ личности, образ жизни, мировоззрение, стиль поведения и т.п., то есть то, что дает человеку возможность на протяжении взрослой жизни наиболее полно реализовать заложенный в нем потенциал.

Существование ПМПК внутри системы образования является наиболее естественным и оправдавшим себя. Однако работа ПМПК, как это предполагается Типовым положением о МПК 1976 года, по мере необходимости, а не на постоянной основе в настоящее время не может быть приемлемой. При таких условиях качество работы ПМПК не может быть высоким, в частности, из-за приоритетности задачи первичной диагностики над контролем эффективности рекомендаций ПМПК и отслеживанием динамики развития ребенка.

Нельзя не отметить, что внутриведомственное существование имеет свои опасности, так как некоторые ПМПК начинают работать на систему, а не на ребенка. Чтобы этого не происходило, в данном руководстве мы пытаемся осознать и сформулировать цель ПМПК именно как работу на ребенка, а не на систему образования. Система образования, а при необходимости и другие учреждения и ведомства являются лишь средством или условием для самореализации ребенка, для его сущностного развития. Межпредметность деятельности ПМПК и необходимость активного взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами в интересах ребенка не дают ПМПК закоснеть внутри системы образования. В силу такой позиции ПМПК в значительной мере стимулирует развитие не только системы образования, но и смежных ведомств.

Нам остается аргументировать, почему в системе образования мы выбрали именно такую организационно-правовую форму, как «образовательное учреждение для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», то есть ППМС-центр (или его структурное подразделение).

Как известно, система образования включает в себя сеть образовательных учреждений и органы управления образованием (с подведомственными им учреждениями и организациями), а также — преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты. До появления ППМС-центров можно было ставить вопрос о создании ПМПК как учреждения нового типа в системе образования, но с утверждением типового положения о ППМС-центрах (назовем это положение так для краткости) необходимость в поиске организационно-правовой формы для ПМПК отпала. Данное типовое положение не исключает, а в определенных позициях и предполагает выполнение ППМС-центрами в том числе и функций ПМПК. Более того, перечень видов ППМС-центров включает в себя центр диагностики и консультирования, который непосредственно направлен на реализацию цели и задач ПМПК. На практике подобные центры работают преимущественно как ПМПК. Все детали по организации деятельности ПМПК могут быть отражены в ее уставе. Согласно Закону РФ «Об образовании» (Ст. 13, п. 2), «Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем».

Учредителем ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК, могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. В данном случае речь идет об органах управления образованием (регионального и муниципального уровня). Вне зависимости от того, удастся ли на местах создать ПМПК как самостоятельный ППМС-центр (диагностики и консультирования) или как структурное подразделение ППМС-центра, положение о ПМПК должно быть утверждено управлением образования региона (республики, края, области). Речь идет о положении, отражающем работу ПМПК не только как отдельной структурной единицы, но именно как трехуровневой системы ПМПК.

 

СИСТЕМА ПМПК

Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом деятельности ПМПК на современном этапе. Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:

1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);

3-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: