Трехуровневая структура системы ПМПК региона




Органы управления образованием (куратор ПМПК) Региональная ПМПК Методическое (профессиональное) объединение (методист УО)
  Муниципальная ПМПК  
ПМП-консилиумы образовательных учреждений

Внутри каждого из представленных уровней системы ПМПК можно рекомендовать создание профессиональных объединений, организованных по принципу методических объединений. Управление такими профессиональными объединениями может осуществляться методистом (специалистом) управления образования, курирующим деятельность ПМП-консилиумов образовательных учреждений и ПМПК и организующим их взаимодействие на основе договоров о партнерстве.

Методист управления образования соответствующего уровня (муниципального, регионального) является связующим звеном в организации эффективного взаимодействия структурных единиц каждого из уровней. Например, методист городского управления образования планирует, организовывает и контролирует взаимодействие городской ПМПК с муниципальными ПМПК (в крупных городах), взаимодействие городской ПМПК с ПМП-консилиумами образовательных учреждений города (в небольших городах); методист областного управления образования, соответственно, выполняет те же функции по отношению к областной и муниципальным ПМПК. Вопросы планирования деятельности таких профессиональных объединений и составления договоров о партнерстве решаются методистом совместно с представителями соответствующих структурных единиц системы ПМПК. Не исключено, что куратор деятельности системы ПМПК от управления образования должен реализовывать свои функции в тесном взаимодействии с методистом-психологом управления образования. Таким образом наиболее эффективно и профессионально могут решаться организационно-методические вопросы.

Региональная ПМПК является головной по отношению к муниципальным (городским и районным) ПМПК и, через посредство муниципальных ПМПК, по отношению к ПМП-консилиумам образовательных учреждений региона в вопросах методического обеспечения их деятельности. Контроль за деятельностью (Р)ПМПК возлагается на начальника управления образования администрации региона. Контроль за деятельностью муниципальных (городских, районных) ПМПК возлагается на начальников соответствующих муниципальных управлений образования.

Таким образом, органам управления образованием можно рекомендовать создание ПМПК на региональном и муниципальном уровне как структурного подразделения образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центра) или как ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК.

 

ППМС-ЦЕНТР

В Орловской области региональная (областная) ПМПК является структурным подразделением областного центра социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям, педагогам. Этот и другие центры региона созданы в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867.

Большинство центров подобного рода, как в Орловском, так и в других регионах, имеют крайне разнородные названия, которые нередко не в полной мере соответствуют вышеназванному Типовому положению и затрудняют ориентацию населения в направлениях деятельности и функциях данных образовательных учреждений. В научной литературе и нормативно-правовых актах за этими учреждениями закрепилось название «ППМС-центры» (центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

Всем регионам можно рекомендовать рассмотреть вопрос о приведении наименований центров в соответствие с общепринятым названием. Все уточнения более узкой специализации ППМС-центра (как это указано в П. I, пп. 1, абз. 2 Типового положения) в зависимости от местных и региональных особенностей необходимо отразить в Уставе учреждения. При этом необходимо помнить, что реально в рассматриваемом нами Типовом положении упоминаются 5 подвидов ППМС-центров: 1) диагностики и консультирования; 2) психолого-медико-социального сопровождения; 3) психолого-педагогической реабилитации и коррекции; 4) социально-трудовой адаптации и профориентации; 5) лечебной педагогики и дифференцированного обучения. И хотя в данном Типовом положении, наряду с перечисленными центрами, предполагается существование «и других», их создание может быть юридически оправдано только при внесении дополнений, а возможно и изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.98 № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Создание ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра затруднено в тех регионах и муниципальных образованиях, где по разным причинам ППМС-центры отсутствуют. В этих случаях можно рекомендовать первоначально создать ППМС-центр (диагностики и консультирования), профилированный на выполнение функций ПМПК, то есть фактически состоящий из одного структурного подразделения, с перспективой дальнейшего развития и расширения ППМС-центра, о чем сделать соответствующие записи в Уставе учреждения.

На примере Орловского региона можно наблюдать, что некоторые ПМПК создаются как структурные подразделения управлений образования. Такая же картина наблюдается и в других регионах России. Данная организационно-правовая форма родилась из прежних Типовых положений о МПК, включая положение 1976 года. Как отмечалось выше, на этапе существования комиссий как временно собирающихся органов для решения соответствующих задач по мере возникающей необходимости МПК (и некоторые нынешние ПМПК) организовывались при управлениях образования. По мере возрастания потребности в постоянно действующих ПМПК они стали создаваться как структурные подразделения управлений образования. С появлением ППМС-центров, как мы уже отмечали выше, многие ПМПК стали структурными подразделениями этих центров.

Разнородность форм существования ПМПК свидетельствует о том, что психолого-медико-педагогическая помощь в системе образования, включая ПМПК, находится в стадии развития. Однако предлагаемый в нашем руководстве постепенный переход к использованию ППМС-центров как опорных для ПМПК учреждений не является случайным выбором. Условия ППМС-центра оптимальны для реализации цели и задач ПМПК, позволяют создавать диагностические группы и классы непосредственно при ПМПК, решать в этих группах и классах не только диагностические вопросы, но и вопросы разработки наиболее эффективных рекомендаций.

Являясь структурным подразделением ППМС-центра или ППМС-центром (диагностики и консультирования), профилированным на выполнение функций ПМПК, ПМПК может использовать в своих документах печать ППМС-центра, как вполне законного учреждения. Для подтверждения факта выдачи документа ПМПК можно рекомендовать использование углового штампа ПМПК.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ В ПМПК

Инициатор обращения

Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители) и, с согласия родителей (законных представителей), — работники учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК, обнаружившие показания к направлению ребенка на ПМПК.

В реальной практике инициаторами обращения в ПМПК чаще других являются работники учреждений образования. Это не удивительно, так как большинство детей значительную часть времени проводят именно в образовательных учреждениях.

В образовательном учреждении любой работник (и специалисты, непосредственно работающие с детьми, и обслуживающий персонал) должен быть проинформирован о возможности обращения к председателю ПМП-консилиума или непосредственно к директору образовательного учреждения по поводу так называемых проблемных детей или детей группы риска. Такое обращение предполагает лишь донесение соответствующей информации до сведения указанных выше компетентных лиц, но ни в коем случае не допускает обсуждения проблемы ребенка при нем, обвинений в его адрес, других рассуждений, которые могут нанести травму психике ребенка.

Прежде чем будет решен вопрос о направлении ребенка в ПМПК, ребенка наблюдают специалисты ПМП-консилиума, которые, только с согласия родителей, могут провести соответствующие специальные обследования (психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское и другие, в зависимости от имеющихся в ПМП-консилиуме образовательного учреждения специалистов).

Возможно обращение самих детей и подростков в любую из структур системы ПМПК. Для этого специалистам этих структур, в рамках просветительской деятельности, следует доносить до детей и подростков информацию о существовании ПМПК и ПМП-консилиумов образовательных учреждений и о тех услугах, которые они могут оказать детям и подросткам. Эту информацию необходимо представлять в доступной детскому восприятию и пониманию форме, обязательно сообщая о конфиденциальности (неразглашении тайны) приема. Дети и подростки должны быть проинформированы о том, что наиболее доступным для них является обращение в ПМП-консилиум образовательного учреждения, в котором они обучаются и воспитываются. Однако, если по каким бы то ни было причинам они не хотят обнаруживать свою проблему непосредственно в образовательном учреждении, возможно обращение в ПМПК любого уровня. Самостоятельное обращение в ПМПК возможно с 12-летнего возраста, что не исключает приема детей и более раннего возраста при полной гарантии соблюдения и защиты их прав.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: