Предотвращения или снижения негативного воздействия на объекты окружающей среды от важных экологических аспектов достигают путемразработки и реализации мероприятий. Природоохранные мероприятия разрабатываются на основе целевых и плановых экологических показателей сучетом критериев экологической эффективности (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Общая схема планирования природоохранных мероприятий
Целевой экологический показатель (ЦЭП) – это общий показательсостояния окружающей среды, которого предприятие стремится достичь.ЦЭП выражается количественно, если это возможно.
По результатам выполнения целевых показателей предприятие может оценить эффективность своей природоохранной деятельности и выполнениеобязательств экологической политики.
Для достижения целевых экологических показателей в заданные сроки устанавливаются плановые экологические показатели, которыеконкретизируют целевые.
Плановые экологические показатели (ПЭП) - экологические задачи предприятия, которые предприятие намеревается выполнить для достиженияв заданные сроки целевых экологических показателей.
Плановые экологические показатели должны:
быть конкретными и выполнимыми;
описывать результаты, а не способы их достижения;
быть измеряемыми;
предусматривать точные сроки достижения;
находиться в сфере управления предприятия.
Для оценки результатов достижения целевых и плановых экологических показателей устанавливают критерии оценки экологической эффективности (КЭЭ). Критерии отражают экологические, финансово-экономические и производственные последствия деятельности отдельныхподразделений и предприятия в целом (рис. 2.5). Они позволяют оценитьрезультаты функционирования СЭМ и осуществить необходимую коррекциюсистемы.
|
Рис. 2.5. Классификация критериев экологической эффективности
Примерами частных валовых критериев для оценки экологической эффективности могут служить экологические нормативы: количество выбросов, сбросов, отходов в натуральных единицах (т/год, г/с).
Примерами частных удельных критериев - технологические нормативы: количество использованного сырья, потребленной энергии, количеств выбросов, сбросов, отходов на единицу потребленного сырья или произведенной продукции.
Примерами обобщенных критериев являются: полнота использования ресурсов, доля оборотной воды, доля отходов производства, количествоэкологических аварий и происшествий и т.п.
Целевые и плановые экологические показатели могут быть оформлены на предприятии в виде таблицы, аналогичной табл. 2.13.
С учетом установленных целевых и плановых экологических показателей и экологических аспектов отдельные подразделения предприятия разрабатывают природоохранные мероприятия, которые затемпередаются в отдел охраны окружающей среды для формирования общейпрограммы управления охраной окружающей среды.
Таблица 2.13
Предложения по установлению ЦЭП и ПЭП
Программа управления охраной окружающей среды должна содержать:
- экологические аспекты и их воздействия на ОС;
- целевые и плановые экологические показатели;
- мероприятия по достижению ЦЭП и ПЭП с указанием их приоритетности и сроков выполнения;
- распределение ответственности за достижение целевых и плановыхэкологических показателей между должностными лицами, подразделениямипредприятия;
|
- выделяемые ресурсы (финансовые, материальные, кадровые и др.);
- критерии оценки экологической эффективности;
- применяемые законодательные и иные требования.
На практике итоговым документом планирования является «План мероприятий на год».
К плану мероприятий должна быть приложена пояснительная записка, содержащая материалы экономического обоснования и расчеты ожидаемойэкологической эффективности (снижения концентрации на границе СЗЗ,снижение количества образующихся и/или размещаемых отходов, снижение рисков и проч.). Пример плана мероприятий приведен в табл.2.14.
Таблица 2.14
План мероприятий на год
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЭМ
Целью этого элемента является создание на предприятии необходимых условий и механизмов для успешной реализации экологической политики идостижения целевых и плановых экологических показателей.
Для достижения этой цели предприятие должно сориентировать на этосотрудников, системы, ресурсы и структуру. В зависимости от административного ресурса должностного лица определяются его функциональные обязанности, ответственность и полномочия в областиСЭМ.
Правила распределения функций:
– каждая функция должна быть закреплена за определенной службой, несущей ответственность за ее своевременное и правильное осуществление;
– недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами предприятия (во избежание конфликтов и дублирования работы);
– в управлении одного должностного лица должно находиться не более шести - семи объектов. Все функции СЭМ не могут быть возложены толькона эколога;
|
– на природоохранную службу должны быть возложены функции по координации работы подразделений, проведению тренингов, обучающихсеминаров и инструктажей в области охраны окружающей среды и экологического менеджмента. Потребность в обучении определяет природоохранная служба совместно с отделом управления персоналом. Примерное распределение функций приведено в табл. 3.1.
Таблица 3.1
На этапе внедрения и функционирования СЭМ все полномочия и ответственность фиксируются в руководстве по экологическому менеджменту, в положениях, должностных и рабочих инструкциях персоналапредприятия, участвующего в СЭМ.
Сопоставление документации, которую предприятие обязаноразрабатывать, согласовывать и внедрять в соответствии с требованиями
Российского законодательства и документации в СЭМ, приведено в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Сопоставление природоохранной документации по информационной составляющей
Таким образом, для грамотной организации СЭМ руководители и ответственные должностные лица должны владеть методами экологическогоменеджмента.
Классификация методов экологического менеджмента:
- информационные;
- предупредительные;
- принудительные.
Информационные методы
В результате функционирования СЭМ уже на начальном этапе возникают внутренние (между подразделениями) и внешние (с надзорными иконтролирующими органами, общественностью, потребителями, поставщиками) связи. Обмен информацией должен быть предусмотрен вовсех процедурах взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами:выбор поставщиков; выбор подрядчиков; разработка продукции, еѐоформление и упаковка, доставка. Экологические требования к партнерампрописываются в договорах.
К информационным методам относятся:
- экологический мониторинг (ЭМ);
- экологическое образования (просвещение);
- экологическая реклама и пропаганда.
Экологический мониторинг – это система комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды,естественных экологических систем, за происходящими в них процессами,явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
На предприятиях чаще всего проводятся два вида экологического мониторинга: регулярный мониторинг (или производственный экологический контроль) и измерение характеристик экологической эффективности, установленных для плановых экологических показателей(это и есть собственно экологический мониторинг). К информационнымотносится второй вид ЭМ.
Планы измерений экологической эффективности составляются на основе перечней целевых и плановых экологических показателей. В планахуказывают контрольные точки регистрации каждой характеристики экологической эффективности или рабочих критериев (параметров), которыеиспользуются для их расчета.
Различают два уровня экологического образования:
- общее (дошкольное, школьное, общевузовское);
- специальное (вузовское, дополнительное профессиональное).
Общее экологическое образование направлено на формирование общей экологической культуры и грамотности населения и работников предприятий.
Специальное экологическое образование является основным инструментом для формирования квалифицированного кадрового составапредприятия.
К дополнительному профессиональному образованию относятся повышение квалификации и профессиональная подготовка с получениемдиплома на право ведения нового вида деятельности.
Законодательно закреплено, что руководство и ответственные должностные лица на предприятии должны периодически подтверждатьсвою квалификацию в области охраны окружающей среды и экологическойбезопасности. На сегодняшний день установлена периодичность повышенияквалификации – один раз в пять лет.
Экологическая реклама и пропаганда осуществляются путем распространения информации о предприятии, его экологической политике,целях и задачах, природоохранных акциях и их результативности среди заинтересованных сторон, например, через средства массовой информации,интернет-ресурсы, информационные стенды, семинары и тренинги, экскурсии, экологическую маркировку на продукции и др. Экологическиетребования к партнерам прописываются в договорах.
Основными целями при использовании этого информационного методаявляются создание положительного имиджа предприятия у заинтересованных сторон; создание условий для привлечения инвестиций иобеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.