Современная экологическая обстановка в мире требует совершенствования качества экологического образования во всех типах учебных учреждений, особенно в высшей школе. В этой связи на передний план выдвигается проблема формирования экологического сознания
У тех специалистов, в чьи профессиональные функции входит осуществление экологического воспитания населения. К таким специалистам относятся, в том числе, учителя безопасности жизнедеятельности.
Экологическая наука накопила существенный образовательный, воспитательный потенциал и подтвержденные исторической практикой доказательства о необходимости создания экологически образованного общества, мотивации каждого человека к получению знаний по экологии. Исследованиями в области экологии занимались отечественные и зарубежные ученые (Э. Геккель, К.Ф. Рулье, А.Н. Северцев, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс и др.), которые способствовали развитию, утверждению и углублению экологической нау-ки, содержания дисциплин экологической направленности в системе образования, активизации исследований по проблемам формирования человека с ноосфорным мышлением, экологическим сознанием, проектированием образования «ноосферного» типа (А. Печчеи, Д. Майор).
Экологическое сознание включает в себя систему знаний, представлений личности о мире и отношений к нему, для которой присуще стремление к природоохранной деятельности;
активность в поиске конструктивных решений экологических проблем; наличие ценностного и эмоционально-чувственного компонентов, вносящих коррективы в принимаемые решения. Оно характеризуется осознанным предпочтением целесообразной деятельности в системе «природа-общество» и осознанием себя как его части. Структура экологического сознания представлена совокупностью следующих компонентов: когнитивного (знания об экологических законах, причинах экологического кризиса), эмоционально-чувственного (отношение к природным объектам как полноправным партнерам по взаимодействию с человеком), аксиологического (восприятие природы как само-ценности), регулятивно-поведенческого (готовность к активной экологической деятельности).
|
Проблемы формирования экологического сознания привлекали внимание многих ученых (Э. Гирусов, Б.Г. Лихачев, А.В. Гагарин, А.Н. Камнев, Д.Н. Кавтарадзе, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.). Основываясь на исследова-ниях отечественных и зарубежных ученых, а также учитывая структурно-содержательную характеристику экологического сознания, мы выявили совокупность педагогических усло-вий, обеспечивающих эффективность процесса формирования экологического сознания у бу-дущих учителей безопасности жизнедеятельно-сти. Приоритетное значение в данной совокуп-ности имеют гуманизация образовательного процесса, межпредметная интеграция содержа-ния экологического образования, ориентация
содержания, методов и форм преподавания на экологизацию образования. Реализация указан-ных педагогических условий возможна посред-ством внедрения в образовательный процесс вуза основных положений системного, гумани-стического, интегративного, личностно-ориен-тированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию учащихся.
Системный подход как средство познания многокачественных целостных явлений приро-ды и общества надежно зарекомендовал себя во многих науках. Он позволяет синтезировать различные знания об объекте, разрабатывать новые принципы для изучения объекта, созда-вать целостную картину этого объекта. Н.В. Садовский дает определение «системы» как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
|
В качестве общих характеристик «системы» в самых различных исследованиях фигурируют следующие: целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания.
Исходное положение, на которое опирается философское понимание человека, лежит не в нем самом как некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь. Наиболее полно эта идея нашла отражение в исследованиях В.И. Вернад-ского (1). Если рассматривать личность как «элемент» более широких, порождающих ее систем, то открывается возможность использования тех приемов и средств, которыми распо-лагает методология системного подхода. А именно: при системном подходе личность рассматривается как «элемент» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человек приобретает и проявляет при-сущие этим системам качества. Использование
системного подхода позволяет выделить такие системообразующие основания, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие. Ответ на вопрос о сущности человека как «элементе» разных систем может быть получен только то-гда, когда указана система, в которой рассматривается человек, и задачи, для разрешения ко-торых ставятся подобные вопросы. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к раз-ным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества.
|
Системное видение человека как биоэнер-гетического существа в биосфере приводит не только к рождению новых наук, но и измене-нию «технологии» обращения с человеком. Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л. Ру-бинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, ко-торые разрабатывали его положения в единстве
с решением иных проблем психологии. Б.Ф. Ломов реализовал системный подход в функции упорядочивания, систематизации психологического знания. Так же благодаря обозначению ряда проблем в категориях сис-темного подхода, он открыл новые перспектив-ные исследовательские направления.
Системный подход позволяет видеть инте-ресующий нас объект как целостное, единое само по себе, также и в отношении к системе высшего порядка, в нашем случае ко всей сис-теме высшего образования, обязательной ча-стью которой является экологическое образо-вание. Невозможность изъятия и изолирования системы экологического образования из мета-системы образования, обязательность согласо-вания целей и задач с системой высшего иерар-хического уровня заставляет нас начать с ана-лиза цели, места и роли экологического образо-вания в системе высшего образования. В даль-
нейшем часть непрерывной сквозной линии экологического образования, осуществляе-мую в рамках вуза, будем называть формиро-ванием экологического сознания.
Гуманистический подход в образовании за-ключается в том, чтобы реально в центре обра-зования оказался человек, удовлетворение его потребностей и развитие способностей. Суть данного подхода состоит в следующем:
- уважение и принятие студента как Личности;
- реальное уважение прав студента на получение таких знаний, которые обеспечат ему в дальнейшей жизни личностный, социальный и профессиональный комфорт;
- направленность на формирование чувства собственного достоинства, социальной и личной ответственности, профессионального самосознания и предметно-личностной рефлексии будущего специалиста;
- обеспечение осознание студентом себя как части природы, как части земной цивилизации, как части нашего общества.
Решение проблем гуманитаризации образования как часть общей задачи гуманизации общества, обеспечивает гуманистический под-ход. Данные проблемы привлекают внимание многих ученых (В.П. Зинченко, Е. Моргунов, Б.Б. Коссов, А.В. Непомнящий, В.А. Якунин и др.). Общие основные направления гуманита-ризации образования, согласно Л. Скрипнико-вой и Ж. Ефремовой, следующие: проникнове-
ние гуманитарного знания и его методов в само содержание естественнонаучных дисциплин, переориентация исторических фрагментов ес-тественнонаучных курсов на гуманитарную на-правленность, комплексное освоение теорети-ческих знаний о человеке, включенном в тех-нические системы, а также введение в учебный процесс курсов гражданской истории, истории различных областей культуры. Следует отме-тить, что общая культура и культура научного поиска не усваиваются с помощью учебников;
гораздо более важную роль играет личностное общение ученика с учителем. По высказыва-нию В.П. Зинченко, коренной проблемой гума-
нитаризации образования является личность учителя и воспитателя.
Проблема гуманитаризации как один из принципов подготовки специалистов обуслов-лена, в частности, преувеличенным представ-лением об исключительной роли научного зна-ния в его технократической интерпретации. Как результат, широко распространилась одна из разновидностей антропоцентрического созна-ния – технократическое сознание, как форма отражения объективной реальности, представ-ляющая мир функционирующим согласно од-нозначно интерпретируемым познаваемым за-кономерностям, абсолюрующая беспредельные возможности науки и техники, оставляющая человеку роль регулятора отлаженной машины.
Антропоцентрическое сознание противостоит экоцентрическому, затрудняет практическое
решение экологических проблем, а потому преодоление технократических традиций выс-шей школы имеет особое значение, так как су-
щественно влияет на успешность реализации задач экологического образования (6).
При формировании экологического созна-ния должно прийти понимание того, что сохра-нение среды человека становится важной кате-горией в системе ценностей современного об-щества. Поскольку нас интересует человек со всем комплексом личностных черт, желаний, стремлений и проявлений, ошибочно ограни-чиваться анализом физических и материальных аспектов его существования, даже если они очень важны. Содержание экологического об-разования неизбежно пронизывается вопроса-ми, связанными с философией, гуманитарными
и общественными науками, и касается соци-ально-философского осмысления результатов научно-технического прогресса, формирования своеобразного философствующего сознания.
Одним из направлений гуманитаризации
образования может стать освоение студентами знаний о человеке, о психологических аспектах деятельности человека в природной, соци-альной и техногенной средах, его ответствен-
ности за будущее цивилизации и духовных ценностях. В настоящее время в исследованиях экологов, традиционно изучающих химиче-ское, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее влияние уделяется психологическому аспекту. С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвин (2) выделяют в спе-циальный раздел экологии – психологическую экологию, предметом исследования которой
является воздействие экологических факторов на психику человека. Данное научное нап-равление решает следующие задачи: выделение наиболее значимых для психики человека эко-логических факторов, изучение с психофизио-
логической точки зрения их воздействия на психическое здоровье и поведение человека,
разработка методик оптимальной организации этих факторов. В рамках формирования эколо-
гического сознания учащихся представляется целесообразным рассмотрение результатов ис-следований экологов в данном направлении.
Интегративный подход. Современная наука «анатомирует» мир и, как следствие, учебные программы ничего не говорят о единстве мира, условности существующих границ между на-учными направлениями и тем более о месте че-ловека в мире. Именно для экологического об-разования, целью которого является формиро-вание экологического сознания учащихся, ха-рактерно целостное, разностороннее рассмот-рение человека, общества, окружающей среды, а также способно сформировать у учащихся из
фрагментарных образов единую картину мира. Наиболее важно показать человека с точки зре-ния его двойственности как биологического и социального существа, принадлежащего одно-временно к двум мировым иерархиям: физико-биологической системы, в которой функциони-руют согласно естественным законам, и соци-альной, законы развития которой определяют-ся, в первую очередь, экономическими интере-сами. Такой подход способствует форми-рованию мировоззрения, адекватного совре-менной научной картине мира.
Для расширения представлений о взаимо-связях и взаимоотношениях между процессами
в жизни и формированием естественной карти-ны мира, существует интергативный подход, обеспечивающий единство восприятия объекта, исследуемого разными науками, и способст-вующий объединению ранее автономных час-тей, образованию их интегративной совокупно-сти.
В основе интеграции лежат меж предметные взаимодействия, которые представляютсобой научное отражение объективных связей единого, взаимосвязанного мира. Но в отличие от целевой установки межпредметных связей в обеспечении определенной суммы знаний, интеграция способствует развитию личности, ее мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самоуправлению, саморазвитию, самообразованию. Интеграция не только дает
возможность объединять знания и умения по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулирует творческую активность
Э.М. Мирский представляет интеграцию как «заимствование из разных дисциплин пред-ставлений и способов исследования» и выделя-ет междисциплинарную интеграцию, которая представляет собой взаимодействие между не-сколькими науками относительно одного объекта исследования и предполагает наличие единого понятийного аппарата.
О.С. Кабаян под интеграцией понимает не
межпредметное согласование материала и обеспечение межпредметных связей, а по-строение целостных моделей изучаемых явле-ний, что обеспечивает формирование умений моделирования, развитие личности и его инте-грального профессионального мышления, ре-
шение целевых, познавательных и профессио-нальных проблем (4). Интеграция возникает в том случае, если имеются ранее в чем-то ра-зобщенные элементы и есть объективные пред-посылки для их объединения. Особая необхо-димость возникает в синтезе знаний и преодо-лении разрозненности между учебными пред-метами при формировании экологического соз-нания у будущих учителей безопасности жиз-недеятельности (БЖ). Разобщенные знания по предметам учебного плана для учащихся отде-ления БЖ не дают понимания единой стройной картины мира природы. Таким образом, возни-кает необходимость использования данного подхода в изучении дисциплин, предусмотрен-ных учебным планом.
Личностно-ориентированный подход. В педагогике существуют различные подходы, рассматривающие личность в центре образова-ния.
И.С. Якиманская аналогично определяет свое требование к личностно-ориентрованному обучению как «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Основные положения этого подхода следующие
- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя собственного, субъектного опыта; ученик изначально является субъектом познания, его опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования;
- обучение, как социально-организованный и заданный норматив познания, должно быть дополнено и переакцентировано на учение, которое не есть прямая проекция обучения, поскольку взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти путем их постоянного согласования, а не вытеснения одного другим;
- в процессе учения представлено единство когнитивных способностей и мотивационных установок;
- способ учебной работы – это личностное образование, его источником является субъект учения – ученик. Учитель их «окультуривает», тем самым создает условия для разработки технологии мысли;
- необходимо дифференцировать учебные программы с учетом субъективного опыта и предпочтения учеником тех или иных способов
учебной работы. Овладение такими способами рассматривается как основной путь развития познавательных способностей, формирование которых на основе овладения соответствую-щими знаниями и умениями и является основ-ным результатом учения.
Б.Б. Коссов в работе «Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития» проанализировав трудности личностно-ориентированного обучения, выдвигает концепцию личностно-развивающего высшего образования и предлагает осуществлять ее на основе следующих принципов:
- создание в вузах благоприятных демократических условий для реализации свободы и прав личности, для ее развития, что включает равноправие и заинтересованность в развитии всех субъектов (учащихся, преподавателей, учебно-вспомогательного и управленческого персонала) обучения в вузе, а также расширение условий взаимодействия субъектов за счет разных сфер жизнедеятельности;
- «осознание и принятие всеми субъекта-ми научно-педагогического процесса... иерархизированной системы ценностей в развитии специалиста с высшим образованием при этом главной целью признается развитие личности учащихся, что не следует противопоставлять усвоению знаний и умений, профессиональному становлению, так как эти цели едины;
- принцип обеспечения полноты и непрерывности в развитии личности, который пред-полагает, в частности, что «личностные особенности должны учитываться, начиная с отбора абитуриентов и кончая распределением выпускников вуза»;
- системно-стилевой подход в реализации личностно-развивающего образования предполагает, что усвоение новых знаний и умений
должно включать варьирование и свободный выбор таких параметров учебной и смоделированной профессиональной деятельности, которые способствуют определенному развитию личностных особенностей;
- принцип саморазвития личности, который выражается «в ее активности и совершенствовании личных особенностей», при этом предполагается, что системообразующим личностным свойством является рефлексия;
- необходима регулярная диагностика и самодиагностика, которые выполняют роль обратной связи в развитии личности.
Экологизация образования. Под экологизацией, или экологическим освещением учебного содержания понимается особая подача изучаемого материала, при которой элемент экологии (экологические идеи, факты, понятия, суждения, принципы, проблемы и подходы) становятся ясным и более развернутым, ориентирующим на формирование экологического сознания, экологической культуры, природосообразного отношения к действительности (И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельнико-ва) при этом экологический материал в зависимости от целей обучения может оставаться в подчиненном значении, не заменяя собой про-граммного содержания, а лишь обогащая его, помогая более полному и
многообразному рас-крытию.
Информация, экологизация которой обес-
печит успешное формирование экологического сознания, включает:
– содержание, на примере которого можно
без перегрузки дополнительным материалом осуществлять достаточно эффективное форми-рование экологических понятий о среде и эко-логических факторах, об адаптации организ-мов, о взаимоотношениях организмов, о био-геоценологии;
– содержание, обеспечивающее возмож-ность обсуждать разностороннее значение ор-ганизмов, экосистем и всего биологического разнообразия в природе;
– содержание, на примере которого удается
наглядно проиллюстрировать роль человека в природе, особенно его управляющую функцию,
природоохранную полезную деятельность и нарушения в природе (8).
Кологизация успешна, если учитываются следующие условия:
– мотивационное раскрытие экологических явлений;
– акцентирование внимания на экологиче-ские предметы и явления в природе, на реше-ние экологических проблем в мире и регионе;
– актуализация, т.е. использование одних знаний для уяснения и раскрытия других;
– иллюстрирование изучаемых явлений ин-
тересным и социально значимым фактическим экологическим материалом
– вычленение элемента экологии в синте-
тическом содержании учебных дисциплин на уровень отдельных познавательных задач.
Деятельностный подход разработан отече-ственными психологами в 60-х годах XX в.
Психологическая концепция общего строения деятельности человека, выдвинутая А.Н. Леон-тьевым, легла в основу многих исследований, посвященных выявлению структурных особен-ностей умений. В экспериментальных исследо-ваниях Е.Н. Кабановой – Меллер, В.М. Когана
и др. доказано, что образование обобщенных умений и навыков связано с развитием мышле-ния человека и обогащением кругозора обу-чаемых. В исследованиях Н.А. Мечинской и Д.Н. Богоявленского рассмотрены условия фор-
мирования умения самостоятельно учиться и творчески применять знания на практике. Рабо-тами П.Я. Гальперина, А.А. Любинской, В.В. Давыдова были определены условия по форми-рованию умственных действий. Деятельность выражена в разнообразных действиях человека. Для достижения желаемого результата, человек
определенным образом управляет физическими действиями, используя различные умственные операции, организует в нужной последователь-ности приемы, выполняет в нужном темпе и с нужной направленностью, которые отвечают поставленной цели, эта умственная сторона
деятельности может совершенно отделиться от практических действий и превратиться в умст-венную, мыслительную деятельность. Любая
деятельность человека требует использования определенных способов действия, т.е. умений и навыков. Все умения и навыки формируются только в практической деятельности, осущест-вляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни уме-ния, ни навыки формироваться не могут (8).
Психологической стороной учебной дея-
тельности является процесс усвоения знаний разного содержания, разной степени сложности
и процесс усвоения способов использования этих знаний в жизни человека и общества. Ос-новой учебной деятельности поэтому становит-ся слияние усваиваемого общественного опыта
с личным опытом и обогащение этого опыта в процессе учения. Такая учебная деятельность характеризуется как познавательная деятель-ность. Для каждого возрастного периода харак-терен ведущий вид деятельности. В студенче-
ском возрасте ведущей становится такая форма учебной деятельности, которая характеризуется самостоятельными нравственными суждения-ми и оценками учащихся. Опосредованное по-знание учащимися окружающего реального мира путем усвоения накопленных обществом знаний и опыта – это не только ускоренное, сжатое во времени узнавание действительно-сти, это одновременно и процесс формирова-ния личности, процесс формирования сознания. Формирование и активизация познавательной деятельности является одной из главных задач образования. В настоящее время получила идея активного воздействия на учащихся путем дея-тельностного включения их в учебный процесс. При этом стратегия обучения опирается на по-нимание личности как целостности и направле-на на ее формирование на основе множествен-ности индивидуальных характеристик психи-ческой стороны личности, но и на основе инте-гративности ее структуры, а также взаимодей-ствия личности с формирующими ее фактора-ми внешней среды, в частности с процессом обучения. Процесс обучения, ориентированный на развитие личности включает учащегося в многостороннюю учебную деятельность с раз-нообразной системой методов познания, видов обучения. В процессе обучения у учащихся формируется перевод отношения к учебной деятельности в систему внутренних свойств и качеств. В результате происходит не простое присвоение культурного наследия (содержания получаемой информации, методических и пси-хологических условий, в которых протекает процесс обучения), а развитие интегративных характеристик личности. Это касается особенно интеллектуальных (умственных) характери-стик, на основе которых и проявляется новый уровень деятельности личности. В соответст-вии с одним из основных принципов психоло-гии – принципом единства сознания и деятель-ности, согласно которому только в процессе деятельности и может совершаться психиче-ское развитие человека, формирование созна-ния. Управление интеллектуальным развитием
в процессе обучения следует осуществлять как управление умственной деятельностью уча-щихся. Управление интеллектуальным разви-тием учащихся – это управление процессами интериоризации и экстериоризации в умствен-ной деятельности учащихся. Единство инте-риоризации и экстериоризации выражается в том, что один процесс выступает непосредст-венным продолжением другого, дополняя друг друга, поэтому важна организующая деятель-ность учителя, направленная на создание усло-вий, обеспечивающих их единство. Психологами и методистами установлена корреляция между сформированностью приемов выполнения действий и более высоким качеством экологических знаний, особенно знаний теоретическо-го характера, важных для формирования миро-воззрения и понимания научной картины мира.
Развитие учебной деятельности, формирование познавательной активности учащихся, усвоение ими содержания учебного материала обеспечиваются реализацией определенных технологий обучения, поскольку именно они отражают процесс регуляции учебной деятельности. Истинное овладение понятиями, в частности экологическими понятиями, возможно лишь в процессе активной познавательной деятельности, которая строится на базе разных
приемов мышления. Овладение различными видами знаний осуществляется в процессе активной познавательной деятельности.
Изложенные выше подходы являются обоснованиями для выделения основных педагогических условий формирования экологического сознания учащегося в образовательной среде вуза. К ним относятся: гуманизация процесса образования; меж предметная интеграция содержания экологического образования; активизация познавательной деятельности в сфере решения экологических проблем; ориентация содержания, методов и форм преподавания на экологизацию педагогической деятельности.
В образовательном процессе указанные педагогические условия реализуются через совокупность форм, методов, средств обучения и воспитания, классифицированные нами в соответствии со структурой экологического сознания (таблица 1).
Таблица 1.
Структурные | |||
компоненты | Формы и методы организации занятий | ||
экологического | |||
сознания | |||
1. | Проблемные лекционные (мотивирующие, интегративные лекции) и | ||
семинарские занятия. | |||
2. | Диспут. | ||
3. | Метод «мозгового штурма». | ||
4. | Метод экологических ассоциаций. | ||
Когнитивный | 5. Деловые игры. | ||
6. | Метод проектов. | ||
7. | Контрольные работы и опросы по обширному материалу. | ||
8. | Самостоятельная подготовка докладов, рефератов. | ||
9. | Курсовое проектирование. | ||
10. Экскурсия. | |||
1. | Беседа. | ||
2. | Создание ситуаций, личностной оценки экологических проблем. | ||
3. | Метод убеждения. | ||
4. | Деловые игры. | ||
Аксиологический | 5. | Диспуты. | |
6. Самостоятельная подготовка докладов, рефератов. | |||
7. | Экологическая мастерская. | ||
8. | Экскурсия. | ||
9. | Методы формирования экологических установок. | ||
10. Метод экологической рефлексии. |
1. | Дискуссии по актуальным экологическим проблемам. | ||
2. | Метод экологической лабилизации. | ||
3. | Метод художественной репрезентации. | ||
Эмоционально- | 4. | Метод экологической эмпатии. | |
5. | Сензитивный тренинг. | ||
чувственный | |||
6. | Метод поощрения. | ||
7. | Деловые игры. | ||
8. | Самостоятельное решение задач экологической направленности. | ||
9. | Экскурсия. | ||
1. | Деловые и ролевые игры. | ||
2. | Метод экологической рефлексии. | ||
3. | Метод экологической заботы. | ||
Регулятивно- | 4. | Метод экологических экспектаций. | |
5. | Методы формирования экологических установок. | ||
поведенческий | |||
6. | Эколого-психологический тренинг. | ||
7. | Самостоятельная деятельность. | ||
8. | Экскурсия. | ||
9. | Педагогическая и производственная практика. | ||
Следовательно, комплексное внедрение в образовательную практику совокупности указанных педагогических условий будет способствовать решению одной из наиболее злободневных проблем современности – формированию экологически воспитанного человека.