Часть 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) и новая модель экологического воспитания и образования учащихся
«Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом - живая планета Земля, которая несет на себе уникальное живое сообщество. Силы природы делают существование опасным и непредсказуемым, однако Земля обеспечивает все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества и благополучие человечества зависят от сохранения здоровой биосферы со всеми ее экологическими системами, богатым разнообразием растений и животных, плодородной почвой, чистой водой и воздухом. В сегодняшний день время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Нынче современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.
|
Таким образом, можно утверждать, что в начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования.
ФГОС является социальным инструментом ее реализации. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные универсальные учебные действия экологической направленности. В ФГОС записано: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».
Одним из аспектов новой модели является непрерывное экологическое образование. Непрерывное экологическое образование – это экологическая составляющая единой системы образования Российской Федерации, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ как основных, так и дополнительных, соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, информационного эколого-образовательного пространства Российской Федерации, а также управление непрерывным экологическим образованием. Непрерывное образование в области экологии обеспечивает обучение, самообразование, накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
|
Еще одна составляющая новой модели экологического воспитания – это накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений, ценностей. Часть такого опыта имеет характер стереотипов экологически безопасного поведения. Часть – является опытом творческого решения нестандартных, экологических задач. «Именно при их решении сразу сказывается пробел в формировании у учащихся над предметных умений, способности обращаться к культурному аналогу или к собственному практическому опыту для принятия решения. Таким образом, не преуменьшая роли научных экологических знаний, следует признать, что главным в школьном экологическом образовании является его общекультурная, деятельностная направленность, которая нацелена на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде» пишут А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская в работе «Развитие общего экологического образования в России на современном этапе».
|
Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у учащихся формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека.
ФГОС содержит образовательный механизм, который обеспечивает ряд задач экологического образования. К ним относится:
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде,
- формирование основ экологической грамотности и экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни,
- формирование умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.
Модель современного экологического образования учащихся и возможности ФГОС второго поколения представлены в документе «Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития», а педагогические технологии ее реализации содержатся в теоретических основаниях развивающего образования.
Для правильной и успешной реализации концепции устойчивого развития в рамках школьного экологического образования следует изучить необходимые документы такие как «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», декларация «Будущее, которого мы хотим», «Хартия Земли».
Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен не только изучить данный документ, но и овладеть технологией проектирования учебных задач.
В документах обозначены уровни достижения цели экологического образования учащихся:
1 уровень - экологическая грамотность. Этот уровень представляет познавательную модель, сформированную на эмпирическом уровне, действия учащихся на этом уровне осуществляются по образцу, а также формирование мотивации на самоограничение в рамках экологических, нравственных и правовых норм.
2 уровень - экологическая образованность. Уровень, при котором познавательная модель освоена на теоретическом уровне, как принцип познания, средство экологического самообразования, экологического исследования, экологического проектирования.
3 уровень - экологическая компетентность. Уровень, на котором познавательная модель сформирована как созидательная деятельность, накоплен опыт экологической деятельности в разных жизненных ситуациях, сформирована экологическая составляющая ключевых компетенций личности.
На основании этих уровней формируется экологическая культура. Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество не создает угрозы жизни на Земле. Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.
Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.
Формирование экологической культуры – это желательный, стратегический результат экологического образования, следствие совместного влияния на человека социокультурной среды, образования и саморазвития.
Концепция Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения дает новые ориентиры для модернизации российской общеобразовательной школы. Это неизбежно ставит вопрос о необходимости обновления теоретических и научно-методических оснований школьного экологического образования. В основе модернизации экологического образования лежит ряд педагогических принципов:
– деятельностный подход и формирование компетентности;
– общекультурная направленность содержания образования;
– социально-проблемный характер его новых образовательных областей для учебного взаимодействия;
– преемственность всех ступеней общего образования.
Цель экологического образования, зафиксирована в законодательных документах Российской Федерации, это развитие экологической культуры, которая включает формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения.
В Концепции ФГОС обозначены три группы результатов школьного экологического образования: личностные, предметные, метапредметные. Рассмотрим их.
Личностные результаты, отражают общекультурную направленность экологического воспитания и образования. Личностные результаты школьного экологического воспитания предполагают способность учащихся к самоопределению, формируют у них нравственную и гражданскую экологическую позицию, ценностное отношение к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни. К личностным результатам относятся правовые и этические нормы, регулирующие взаимодействие человека с окружающей средой. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Предметные результаты, отражают фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое воспитание. Предметные результаты – это владение естественнонаучными и гуманитарными знаниями, ключевыми нормами и правилами в области взаимодействия «человек–общество–природа». Такие знания имеют опорное значение для осуществления положительной экологической деятельности. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на мета предметной основе.
Мета предметные результаты, отражают универсальный характер учебной деятельности. Мета предметные результаты – это умения, которые позволяют ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических экологических ценностей, а также формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В мировой и отечественной педагогической практике существуют три модели экологического образования:
- Однопредметная – в образовательный процесс вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.
- Многопредметная модель, при которой осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.
- Смешанная модель включает новый курс экологической направленности и одновременная экологизация традиционных учебных предметов.
Часть 2.
Экологическое образование как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, авторами которой являются Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., в сфере личностного развития воспитания обучающих предусматривается «принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций».
Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Экологическое воспитание имеет две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, которое формируется годами на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности.
2.1 Экологическая составляющая базовых учебных предметов
Совершенствование базового школьного образования – первый приоритет в образовании для устойчивого развития. Экологическое образование предполагает реализацию междисциплинарного подхода. Сегодня ни один школьный предмет не может обеспечить решения всех задач, связанных с экологическим образованием. В соответствии с ФГОС экологическое образование в основной школе обеспечивается за счёт экологической составляющей базовых учебных предметов естественнонаучной области. Выдвинутые основные требования к результатам экологической подготовки учащихся подразумевают необходимость «формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».
Задачи инвариантного экологического образования представляются в единстве процессов обучения, воспитания и развития личности.
Обучение включает формирование знаний о системной организации природы, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей.
Воспитание потребностей, мотивов, побуждений поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций.
Формирование эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды.
Становление волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем.
Стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Экологическая составляющая базовых учебных предметов предусматривает распределение по программам базовых учебных предметов ключевых задач экологического образования.
Рассмотрим экологическую составляющую базовых учебных предметов.
Экологическое образование учащихся в основной школе согласно ФГОС реализуется благодаря изучению ряда предметов.
Биология должна обеспечить формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, представлять влияние факторов риска на здоровье человека; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
На уроках географии предусматривается формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Естественнонаучные предметы предусматривают воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей среде; осознание значимости устойчивого развития.
На уроках физики формируются представления о рациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствие несовершенных технологий.
На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем.
На уроках технологии идет формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту.
Уроки основ безопасности жизнедеятельности предполагают понимание школьниками ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни, а также овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Базовые учебные предметы составляют инвариантный компонент образования. Инвариантный компонент обеспечивает экологическое воспитание и образование через систему скоординированных учебных программ. К таким программам можно отнести программу развития универсальных учебных действий, комплексную программу воспитания и социализации личности, интегрированные программы межпредметных модулей.
- позволяют обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин школе;
- способствуют выполнению образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, участвующим в интеграции;
- выступают связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;
- создают условия для сохранности психического здоровья учащихся за счёт регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
- стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта, расширяющего социальное пространство личности.
Многие педагоги принимают значительные усилия в поисках методов обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, позволяющей за один и тот же отрезок времени усваивать более значительные объемы учебного материала. Для этой цели ими разрабатывается модули в уроки физики, химии, биологии, информатики позволяющие улучшить результаты экологического образования.
На третьей ступени среди учебных предметов могут быть введены специализированные эколого-ориентированные курсы, например: «Медицинская экология», «Транспорт и окружающая среда», «Агроэкология». Несомненно, что на этой ступени должна быть представлена новая область современного знания «Основы устойчивого развития», «Глобальная экология».
2.2. Вариативный компонент экологического образования
Вариативный компонент является обязательной составной частью экологического образования основной образовательной программы образовательного учреждения. Он представлен формой учебной деятельности учащихся, реализующей системный подход экологического образования урочного компонента, но в иных условиях, на другом учебном материале, в разнообразных учебно-проектных и практических ситуациях экологической направленности. Вариативный компонент предусматривается развитие всех представленных в программах основного общего образования видов деятельности учащихся и строится преемственно по ступеням обучения.
Учитывая большое значение экологической подготовки учащихся, образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана могут вводить отдельные предметы или элективные курсы экологической направленности.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав вариативной части учебного плана основной и старшей ступени школы, которые, позволяют школьникам развить интерес к экологии. В тоже время элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание основных учебных базовых предметов, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.
Элективные курсы экологической направленности могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Элективные курсы в современной школе - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, через вариативную часть учебного плана.
Выделяют три типа элективных курсов. Первые могут дополнять содержание базисного учебного предмета. Вторые могут развивать содержание одного из базисных учебных предметов, изучение которого может осуществляться на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся, выходящих за рамки учебных планов.
Элективные курсы – это подготовка к профильному экологическому обучению. Учитель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные экологические темы, подбирает интересные материалы, учит и организует исследовательскую деятельность обучающихся. Цель элективных экологических курсов – раскрыть потенциал каждого учащегося, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. Ученики углубленно изучают интересующий их предмет или область деятельности.
Вариативный компонент в образовательном процессе может быть представлен экологическими учебными модулями, практикумами, проектами. Это позволяет, не дублируя содержания базовых учебных предметов, расширить экологическое образование учащихся. При этом реализовать модель экологического образования мировоззренческой направленности на основе регионального содержания, с учетом уникального этнокультурного опыта местных народов, истории, экономики, традиций территории. Это согласуется с интересами государства по воспитанию у подрастающего поколения общенациональных ценностей, укоренению в культуре народов России и соответствует рекомендациям Программы духовно-нравственного развития. Институт содержания и методов обучения РАО считает, экологический компонент может быть более эффективным, если он реализуется через образовательные области. Примером этого может быть вариант кооперации вопросов экологии, здоровья и безопасности жизни в одной образовательной области «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» с 1 по 11 класс. Предлагаемая образовательная область по своей сущности имеет интегрированный характер, опирается на принципы ФГОС. Ее планируемые результаты комплексно отражают главные результаты общего образования – обучение, воспитание и развитие личности школьника. Образовательная область «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» имеет социально-проблемный, практико-ориентированный характер. Она охватывает широкий комплекс общекультурных и общеобразовательных проблем, не сводимых ни к одной из действующих в школе предметных областей знания. В то же время эта образовательная область в своем содержании опирается на традиционные предметные знания, используя их для объяснения жизненно важных экологических ситуаций с целью формирования у подрастающих поколений социально значимых гуманистических ценностей и ориентиров. Предлагаемая образовательная область – это внутренне скоординированная и целенаправленная система учебных модулей, интегрированных уроков, элективных курсов, интегрированных предметов вариативного компонента, факультативов, школьных экологических проектов, классных часов, летних экологических практикумов, интегрированных программ общего и дополнительного детского образования, экологического просвещения родителей с проблемной социально-экологической направленностью.
2.3. Общие требования к уровню подготовки учащихся
Общие требования к уровню экологического образования учащихся основываются на общих педагогических принципах.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения обеспечивает взаимодействие между овладением знаниями, способами деятельности и формированием ценностных отношений к природе, обществу, личности. В экологической подготовке из данного принципа вытекают требования создания предпосылок для адаптации учащихся в быстро меняющихся условиях окружающей среды.
Принцип природ сообразности, который впервые сформулировал Ян Коменский в своем главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Этот принцип выражает требование строить образование с учетом законов развития и взаимодействия с природной и социальной средами. Законы и закономерности развития природы требуют отражения в содержании образования. В этом смысле требования к экологическому обучению и воспитанию учащихся зависят от социального заказа общества.
Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный экологический материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности.
Одновременно, необходимо предусмотреть доведение теоретических положений до стадии действий. Это требование подходит к экологическому обучению и воспитанию, одним из конечных результатов которого выступает формирование у учащихся активной жизненной позиции, готовности действовать.
Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Экологическое обучение и воспитание является неотъемлемым компонентом образования, способствующим формированию у учащихся целостной естественнонаучной картины мира.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. На основании этого принципа строятся требования к учащимся глубоко и самостоятельно формировать осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности Целенаправленная активность, стимулирует формирование сознательного отношения к экологическому образованию.
Принципы доступности и учета возрастных и психологических особенностей регулирует соотношение понятности с познавательными трудностями и определяет меру трудности, целесообразной в обучении. Соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся приобретает особое значение при осуществлении экологической подготовки в значительной степени из-за его абстрактного характера.
Принцип положительной мотивации предполагает создание благоприятной образовательной среды и формирует у учащихся оптимистическое видение, перспектив развития, путей решения проблем взаимоотношения общества и природы.
Главные педагогические принципы позволяют определить цели и требования к экологическому образованию и воспитанию учащихся. Отсюда вытекают требования к экологическому образованию. Знаниевый компонент содержания экологического обучения и воспитания представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.
Деятельностный компонент содержания экологической подготовки представлен различными видами деятельности: учебной, исследовательской, творческой. Усвоенные субъектом и ставшие его навыками способы деятельности, обусловливают его готовность к реальному участию в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.
Эмоционально-ценностный компонент содержания экологического обучения и воспитания регулирует избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности.
Часть 3.
Внеклассная работа как одна из форм экологического воспитания
Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Эффективная внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на учащихся в становлении и развитии их взглядов на природу, обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний и практического применения этих знаний в области охраны окружающей среды, своей страны и всей Земли в целом.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Поэтому необходимо использовать разнообразные организационные формы, методы и средства, способствующие эффективности экологического образования и воспитания учащихся: проблемный и частично-поисковый методы; дидактические, деловые, сюжетно-ролевые игры; решение задач экологического содержания; творческие задания; включение в деятельность экологического содержания; наглядность.
Разнообразные сочетания коллективной, групповой, парной и индивидуальной форм деятельности учащихся способствует эффективности формирования экологической грамотности учащихся.
Одной из форм внеклассной работы является сотрудничество с экологическими организациями. Работая с учениками в области экологического образования нужно обязательно сотрудничать со многими специалистами и организациями. Рассмотрим некоторые из них.
Гринпис - это международная общественная природоохранная организация, основанная в канадском городе Ванкувер 15 сентября 1971 года. Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.
Гринпис реализует целый ряд проектов, в которых могут принимать учащиеся практически всех школ. Например: проект «Экодом» или экологически безопасный дом. Проект «Экодома» открыт для всех желающих внести свой вклад в дело спасения природы. Помочь может каждый, а начать можно с малого. Установить у себя дома энергосберегающие лампы, утеплить окна в квартире, выбирать безопасную бытовую химию, собирать бытовые отходы раздельно. Нужно учить учащихся вносить свою лепту в общее дело защиты окружающей среды.
МТС ежегодно приглашает все школы стать участниками проекта «Мобильные технологии для экологии» и провести Всероссийский Эко-Урок.
Этот необычный и полезный проект организуется в рамках программы «Зеленые школы» Всероссийского движения ЭКА при поддержке и непосредственном участии компании МТС. Эко-Урок «Мобильные технологии для экологии» приурочен к Международному дню Земли 22 апреля. Его проводят ежегодно тысячи прогрессивных и любящих природу своей Родины учителя в апреле во время Весенней Недели Добра.
Всероссийское общество охраны природы принимает активное участие в реализации программ: “Непрерывное экологическое просвещение и воспитание населения”, “Малые реки”, “Родники”, “Отходы”, “Природное наследие”.
В рамках программы по экологическому воспитанию проводятся смотры-конкурсы школьных учреждений по экологическому воспитанию и изданы сборники по этим направлениям деятельности. Участие в мероприятиях этого общества дает богатый опыт экологического образования и воспитания учащихся.
Всемирный фонд дикой природы был создан в 1961 году и объединял несколько человек. Сегодня Всемирный фонд дикой природы - крупнейшая в мире неправительственная международная природоохранная организация. Всемирный фонд дикой природы России
- оказывает методическую поддержку учителям, работающих в сфере экологического образования учащихся;
- обеспечивает поддержку создания учебных курсов и учебных пособий;
- проводит тренинги для преподавателей;
- создает экологические центры для учащихся, методические объединения педагогов;
- предоставляет программы малых грантов в области экологической деятельности учащихся. Участие учащихся в мероприятиях этого фонда- это еще одна возможность внеклассной экологической деятельности.
В заключение следует сказать, что сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Результатом экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и отношение к природе, человеку, обществу.
Методы и приемы формирования экологического воспитания учащихся
Для эффективного экологического воспитания необходимо знание новых теоретико-методологических оснований и содержания этого процесса. К основным современным научно-методическим подходам к разработке содержания и структуры процесса экологического воспитания относятся аксиологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.
Аксиологический подход к экологическому воспитанию предполагает формирование у учащихся потребности и способности в реализации ценностного отношения к природе, людям и к себе как части природы.