Архитектура и скульптура дороманского периода.




Тема 13. Западноевропейское искусство Средних веков. Искусство дороманского периода.

1. Исторические условия формирования средневекового искусства в 5-9 вв.

2. Архитектура и скульптура дороманского периода.

3. Декоративно-прикладное искусство, книжная миниатюра 5-9 вв.

4. Искусство Каролингского возрождения.

 

Исторические условия формирования средневекового искусства в 5 -9 вв.

Длительная полоса в истории человечества, охватывающая более тысячи лет, составила важнейшую веху в развитии европейской культуры. «Мрачное средневековье», как его нередко называют, было в действительности эпохой очень сложной, насыщенной интенсивной духовной жизни, эпохой, заложившей основы современных европейских наций, государств, языков.

Раннее средневековье иногда называют "темными веками", вкладывая в это понятие некий уничижительный оттенок. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V-VII вв. в результате варварских завоеваний и непрекращавшихся войн, противопоставлялись не только достижениям римской цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от Античности к Средневековью. Но вычеркнуть это время из культурной истории Европы нельзя, ибо именно в период раннего средневековья решались кардинальные задачи, определившие ее будущее. Первая и главнейшая из них - закладывание основ европейской цивилизации, ибо в древности не было "Европы" в современном понимании как некоей культурно-исторической общности с единой судьбой в мировой истории. Именно раннее средневековье, не давшее достижений, сопоставимых с высотами античной культуры или зрелого средневековья, положило начало собственно европейской культурной истории, которая произросла на почве взаимодействия наследия античного мира, точнее - распадавшейся цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства, и с другой стороны - племенных, народных культур варваров. Это был процесс мучительного синтеза, рождавшегося из слияния противоречивых, порой взаимоисключающих начал, поисков не только нового содержания, но и новых форм культуры, передачи эстафеты культурного развития его новым носителям. Становление культуры раннего средневековья представляло собой сложный процесс синтеза позднеантичной, христианской и варварской традиций. В этот период формируется определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Дороманское искусство и архитектура — период в европейском искусстве, промежуточный между поздней античностью и романским искусством. Его временные рамки определяются от королевства Меровингов (конец V века) и до начала романского периода в XI веке. Термин «дороманский» преимущественно используется для архитектуры и монументальной скульптуры.

Архитектура и скульптура дороманского периода.

Дороманский период – время становления всей средневековой архитектуры. Во времена раннего христианства, когда эта религия стала официальной, начинают строиться первые базилики.
Основные особенности архитектуры дороманского периода:

· Наличие мозаики и фресок во внутреннем убранстве зданий.

· Крестообразная классическая форма храмов.

В так называемых варварских королевствах – Англии, Ирландии, Дании и т.д., несмотря на довольно быстрое принятие ими христианства, архитектура еще очень долгое время находилась под влиянием язычества. На Скандинавском полуострове только в IX – X вв. появились первые каменные кресты, устанавливаемые обычно на перекрестках дорог. В отделке зданий же использовались геометрические и звериные орнаменты, выполненные в стилизованной форме. Такой узор характерен именно для язычества. Христианские культовые сооружения в это время появляются в Ирландии и Англии. Однако они крайне упрощены и практически лишены оформления. В постройках Остготского и Лангобардского королевств явственно прослеживается связь с античностью. Храмы имеют обычно круглую форму, а их купола грубо отесаны.

Первой яркой страницей в истории средневековой Европы стал период правления Каролингов. Центром возрождения культуры этого времени стала столица франкского государства город Аахен. На архитектуру Каролингской и Оттоновской империй в дороманский период огромное влияние оказывают традиции римского зодчества. Базилики строились из камня и дерева и имели строго центрическую форму. Со временем усилился их оборонительных характер. Самым значительным сооружением того времени, сохранившемся до наших дней, можно назвать капеллу Карла Великого в Аахене (800 г.).

Очень сильное развитие в этот период получает и монастырское строительство. Кроме того, появляются первые прообразы феодальных замков. Устройство монастырей необыкновенно четко планируется и полностью соответствует сложившимся канонам. В комплекс входят храм, соединенный с жилыми помещениями, а также библиотека, школа, трапезная и больница. Все здания образуют тщательно продуманный архитектурный комплекс.
Капелла Карла Великого в Аахене – шедевр раннесредневековой архитектуры. Это сооружение оформлено серебром, золотом, мозаикой и светильниками. Ворота и решетки же выполнены из бронзы. Мрамор и колонны для храма были доставлены из Раввены и Рима. Высота капеллы составляет порядка 32 метров. Нижний шестнадцатиугольный этаж символизирует собой землю. Восьмиугольный верхний этаж олицетворяет небо. Напротив алтаря располагается царский трон. В куполе – мозаика, на которой изображен Спаситель, восседающий на троне. Христа окружают 24 старца. Здесь же изображены символы-животные четырех евангелистов.
Еще одним достаточно знаменитым памятником архитектуры дороманского периода являются «Ворота» в Лорше. Представляют они постройку, чем-то напоминающую триумфальную арку. Выполнены «Ворота» в античном стиле и когда-то были частью монастырского комплекса, построенного примерно в 800 г. Три арки опираются на габаритные пилоны, оформленные тонкими полуколоннами. В верхнем ярусе плоскость стен декорирована снаружи очень красивым геометрическим полихромным рисунком.

От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии (вместилище для хранения христианских реликвий); традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов. В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, для которой представление о круглой, особенно монументальной скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством.

Искусство рельефа в отличие от статуарной пластики сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, однако претерпевает существенные изменения. Рельеф становится плоским, приобретает преимущественно орнаментно-декоративный характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: