Организация научно-исследовательской деятельности




Положение

О проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках

Студентов НИУ ВШЭ

Москва

Оглавление

Используемые определения и сокращения. 3

1. Введение. Общие положения. 3

2. Организация научно-исследовательской деятельности. 5

2.1. Общие положения. 5

2.2. Организационные формы.. 6

2.3. Основные участники и их задачи. 7

2.4. Оценивание результатов научно-исследовательской деятельности. 9

2.5. Зачет результатов, полученных студентом при выполнении других видов деятельности 9

3. Организация проектной деятельности. 9

3.1. Общие положения. 9

3.2. Организационные формы.. 11

3.3. Выбор и предложение проектов. 12

3.4. Основные участники и их задачи. 15

3.5. Оценивание результатов проектной деятельности. 19

3.6. Обязательная документация при организации проектной деятельности. 21

4. Организация и проведение практик. 21

4.1. Общие положения. 21

4.2. Основные виды, типы и формы проведения практик. 22

4.3. Основные участники и их задачи. 23

4.4. Оценка результатов практики. 24

4.5. Обязательная документация при организации практики. 25

 


 

Используемые определения и сокращения

 

НИУ ВШЭ, Университет – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

ОС НИУ ВШЭ – образовательные стандарты высшего образования, самостоятельно установленные НИУ ВШЭ;

ФГОС ВО – федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

ОП – образовательная программа высшего образования

ППС – профессорско-преподавательский состав

НР – научные работники

НПР – научно-педагогические работники

НУЛ – научно-учебная лаборатория

ПУГ – проектно-учебная группа

ПУЛ – проектно-учебная лаборатория

Факультет – структурное подразделение Университета, реализующее образовательные программы высшего образования.

ИУП – индивидуальный учебный план студента

НИС – научно-исследовательский семинар

 

Введение. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения научно-исследовательской, проектной деятельности и практик студентов ОП, реализуемых в НИУ ВШЭ на основании ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО – программ бакалавриата, магистратуры, специалитета.

1.2. Научно-исследовательская, проектная деятельность студентов и практики являются неотъемлемой частью ОП в НИУ ВШЭ; их организация направлена на создание условий, при которых студенты смогут применять на практике полученные ими теоретические знания, развивать универсальные и профессиональные компетенции, предусмотренные ОП, в ситуациях практической деятельности.

1.3. Научно-исследовательская, проектная деятельность обучающихся и практики могут быть организованы в смежных формах (например, практико-ориентированный проект, исследовательский проект, прохождение практики в виде участия в работе проектной группы или научной лаборатории и т.д.). Отнесение конкретной формы деятельности обучающихся к научно-исследовательской, проектной деятельности или к практике осуществляется на основании приоритетных целей и задач, которые достигаются студентами, и совокупности определенных формальных требований и условий:

1.3.1. научно-исследовательская деятельность студентов организуется в целях развития исследовательских компетенций, закрепленных в ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО и концепции ОП. Основная цель, которую достигает студент в ходе научно-исследовательской деятельности, - приобретение/получение нового знания о явлениях, объектах и процессах; основной способ – выдвижение и проверка научных и исследовательских гипотез; основные методы, используемые студентами, – методы научного познания. Научно-исследовательская деятельность студентов имеет атрибутику научной работы, основные формы представления ее результатов - курсовая работа, статья, доклад, диссертация и др. жанры научных произведений. Степень самостоятельности студента в выполнении научно-исследовательской работы и ее доля в ОП возрастают по мере освоения ОП и при переходе на другой уровень высшего образования;

1.3.2. проектная деятельность студентов организуется в целях развития профессиональных и проектных компетенций, закрепленных в ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО и концепции ОП. Проект – это специально организованная, мотивированная самостоятельная деятельность студентов, имеющая основной целью решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленное в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Основной образовательный результат, который получает студент в ходе проектной деятельности, – это приобретение, закрепление или развитие практически значимых знаний и умений (компетенций), необходимых в выбранной профессиональной деятельности, и опыт самоорганизации. Проект имеет четко поставленные задачи, критерии достижения результата и ограниченные сроки выполнения; основные способы деятельности – разработка, отбор и реализация проектных решений; основные методы – методы управления проектами. Основные требования к результату проектной деятельности (продукту): соответствие заданным параметрам, отторжимость от создателя (создателей), практическая значимость/применимость. Степень практической значимости проектной деятельности и самостоятельности студентов в реализации проектов возрастает вместе с уровнем образования;

1.3.3. практика – обязательная часть ОП, основными целями которой является организация условий для получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов, погружения их в среду профессиональной деятельности и развитие профессиональных непроектных компетенций. Основной образовательный результат, получаемый студентами в ходе практик, - непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических умений и навыков выбранной профессиональной деятельности. Обстановка, основные способы и методы деятельности студентов на практике должны быть максимально приближены к способам и методам выбранной профессиональной деятельности. Важным элементом практики является взаимодействие студентов с руководителями практик – состоявшимися профессионалами, которое может иметь черты наставничества со стороны последних. Результаты практик оформляются в виде отчетов, отражающих степень сформированности у них профессиональных компетенций, планы по построению карьеры или траектории профессионального развития, и т.п.

Организация научно-исследовательской деятельности

Общие положения

2.1.1. Исследовательская (научно-исследовательская) деятельность студентов – особый тип учебной деятельности, направленный на развитие исследовательских и аналитических компетенций студентов, критического и теоретического мышления, навыков работы с информацией, академического письма.

2.1.2. Студенты НИУ ВШЭ участвуют в научно-исследовательской деятельности, начиная с первого курса обучения. Научно-исследовательская деятельность студентов может быть специально организованной в рамках ОП в учебных целях и/или предполагать их участие в научно-исследовательской деятельности структурных подразделений НИУ ВШЭ.

2.1.3. Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает получение научно значимых результатов, оформленных в академически признанных жанрах, таких как статьи, научные работы (в т.ч. в виде курсовых работ, выпускных квалификационных работ), аналитические обзоры, отчеты о научно-исследовательской работе и т.п.

 

Организационные формы

 

2.2.1. Основными формами организации исследовательской (научно-исследовательской) деятельности студентов в НИУ ВШЭ является участие в работе исследовательских (научно-исследовательских, проектно-исследовательских) семинаров, написание курсовых работ и выпускных квалификационных работ, а также участие в научных мероприятиях (семинарах, конференциях, конкурсах и т.д.). Обязательность отдельных организационных форм исследовательской (научно-исследовательской) деятельности для студента определяется концепцией и учебным планом его ОП.

2.2.2. Особой формой организации научно-исследовательской деятельности является участие студентов в работе научно-учебных лабораторий, иных научных подразделений Университета; основной особенностью такой формы является вовлечение студентов в научную деятельность через возможность применения полученных в Университете знаний и компетенций в работе над реализацией научных проектов.

2.2.3. Поддерживающей и обучающей формой для научно-исследовательской работы студентов является НИС.

С точки зрения содержания НИС могут быть организованы по следующим основаниям:

- тематические (такой НИС посвящен отдельным актуальным темам исследований в определенной области, объединяет студентов и НПР, работающих в этой тематике);

- методические (такой НИС посвящен общим методам научно-исследовательской работы – например, качественным и количественным методам исследования, методам и инструментам работы с информацией, методам оформления полученных результатов и т.п.);

- структурные (такой НИС строится согласно логике этапов научно-исследовательской работы: разработка темы/проблемы, обзор литературы, построение и проверка гипотез и т.п.; студенты получают навыки применения различных инструментов и методик для каждого из этапов);

- проектные (такой НИС сопровождает реализацию конкретного научно-исследовательского проекта, объединяет студентов и НПР – участников этого проекта);

- смешанные (объединяют все или часть вышеназванных оснований).

С организационной точки зрения НИС может быть построен «горизонтально» (включает студентов одного курса, уровня образования), «вертикально» (включает студентов одного направления подготовки, но разных курсов и /или разных уровней образования), междисциплинарно (включает студентов разных направлений подготовки, обычно подразумевает работу над научной проблемой на стыке областей знания).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: