Практика реализации молодёжной политики в Старооскольском городском округе Белгородской области




При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

 

Таблица 2.1. Численность молодёжи в Старооскольском городском округе по состоянию на 2011 г.

Возраст Городское население Сельская территория Всего
  муж жен муж жен  
           
14 лет          
15 лет          
16 лет          
17 лет          
от 14 до 17 лет Итого:  
18 лет          
19 лет          
20 лет          
21 год          
22 года          
от 18 до 22 лет Итого:  
23 года          
24 года          
25 лет          
26 лет          
27 лет          
28 лет          
29 лет          
30 лет          
от 22 до 30 лет Итого:  
от 14 до 30 лет Итого:  
31 год          
32 года          
33 года          
34 года          
35 лет          
от 30 до 35 лет Итого:  
  Всего:  
Общая численность населения Старооскольского городского округа    

К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Желкевский Дмитрий Николаевич - начальник управления по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа стал победителем ролевой игры «Выборы Президента Форос Абхазии» в рамках проведения Международного экспертно-политического форума 2009 в Абхазии (г. Пицунда).

Деева Екатерина Викторовна - специалист 1 категории управления по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа названа призером Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» (г. Ярославль).

Впервые, 05 декабря 2009 года, был избран Совет молодежи Старооскольского городского округа, численностью 17 человек. Желкевский Дмитрий Николаевич - избран председателем, Хопин Александр Александрович - заместителем председателя, Чесноков Андрей Валериевич - секретарем.

В 2009 году в лагере на летнем форуме на озере Селигер побывали 120 старооскольцев, в числе которых: активисты движения «Новое поколение», а также студенты и учащиеся СТИ НИТУ МИСиС, СОФ БелГУ, СОФ ВГУ, ВЭПИ, СГА, ОПК.

сентября 2009 года 7 молодых семей Старооскольского городского округа получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Минимальный размер социальной выплаты, указанный в свидетельствах - 555,12 тысяч рублей, максимальный - 925,2 тысячи рублей (в зависимости от количественного состава членов молодых семей).

сентября 2009 года 111 номинантам вручена ежегодная премия главы администрации Старооскольского городского округа «Одаренность» в размере 3 тыс. руб. учащаяся, студенческая, работающая молодежь нашего городского округа являются призерами, лауреатами и победителями областных, всероссийских, международных конкурсов, научно - практических конференций, симпозиумов.

сентября 2009 года 49 стипендиатам была вручена стипендия главы администрации Старооскольского городского округа для студентов высших и средне-специальных учебных заведений, учащихся системы профессионально-технического образования в размере 1500 рублей.

студентов и учащихся учебных заведений Старооскольского городского округа удостоены стипендий Губернатора Белгородской области, 7 губернаторских молодежных премий «Молодость Белгородчины» в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук, а также в области литературы, искусства, журналистики, профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи Белгородской области вручено талантливым старооскольцам.

Трудоустроено в период летних каникул 923 подростка, создано 25 молодежных строительных трудовых отрядов.

Согласно отчёту по итогам работы в 2011 году решением Совета №13 от 11 марта 2011 года был утвержден план мероприятий на 2011 год, состоящий из 64 позиций (табл. 2.3 Приложения 3).

Все акции и мероприятия проведены, охват молодежи составил более 9400 человек.

На деятельность Совета молодежи из бюджета управления по делам молодежи выделено 71648 рублей, также были привлечены спонсорские средства в размере 14 500 рублей. Количество упоминаний и статей в СМИ составляет 67.

Вот уже более 2-х лет на территории Старооскольского городского округа ведет работу Совет молодежи I созыва. На момент 5 декабря 2011 года были подведены итоги работы Совета. Охват молодежи в мероприятиях, проводимых Советом составил более 18 000 человек. Количество упоминаний и статей в СМИ более 120. Велась плотная работа с Избирательной комиссией Старооскольского городского округа, совместно с которой была проведена акция среди школьной молодежи под названием «Дай наказ Совету молодежи». Всего было передано 1142 наказа, которые были Советом проанализированы и проработаны по округам. Реализовано 108 наказов, к сожалению, часть вопросов была не в компетенции Совета или просто нерациональными. Большая часть наказов носила информационную составляющую. Управлением образования и управлением по делам молодежи был утвержден план встреч с молодыми избирателями. В марте и апреле 2011 года, октябре и ноябре 2011 года все члены Совета провели 84 встречи со школьным активом и 12 встреч со студенческим, где молодежь информировалась об уже проведенной работе, а также давались новые наказы. Было получено более 200 наказов-вопросов. Остались не реализованы 34 вопроса, которые носят сезонный характер и весной 2012 года все они будут осуществлены. Велась совместная работа по проведению мероприятий и организации досуговой деятельности, особенно в летний период, с молодежными общественными организациями Старооскольского городского округа. Всего за период 2011 года проведено 20 заседаний Совета и 52 рабочих совещания, на которых рассмотрено 357 вопросов.

В 2012 году планируется проведение очередных выборов в Совет молодёжи Старооскольского городского округа.

Ведется совместная работа по проведению мероприятий и организации досуговой деятельности, особенно в летний период, с общественными организациями Старооскольского городского округа, такими как:

- Старооскольская местная общественная организация ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и Чечне;

- БРОО «Федерация вольной борьбы»;

- СММОО «Русь - 31»;

- клуб современной хореографии и акрострит;

- Черный ворон;

- Рок-н-ролл пати;

- Дебют;

- Экстримданс;

- Осколрейсингклаб;

- клуб Здоровая Россия и мн. др.

Всего за год проведено 9 заседаний Совета и 36 рабочих совещаний, на которых рассмотрены 217 вопросов.

Общественная активность молодёжи Старооскольского городского округа представлена в рисунке 2.1.

 

Рис. 2.1. Общественная активность молодёжи Старооскольского городского округа


Социологические исследования, проводимые Управлением по делам молодёжи в рамках реализации молодежной политики дали следующие результаты:

интересуются событиями, происходящими в Вашем городе - 92% (отрицательно только 8%) при этом ежедневно - 16%, часто, но не каждый день - 48%, бессистемно - 28% (никогда - 8%);

узнают о новых событиях через газеты, журналы, телевидение выбрали - 64% респондентов, через сайт (www.portal-31.ru) - 0%, от друзей, посещающих спортивные секции - 19,2%, при самостоятельном посещении кружков, сессий, мероприятий - 11,2%, при встрече с депутатами и представителями власти - 2,4%, (не знают о новых событиях - 3,2%);

считают эффективной молодежную политику, реализуемую в Старооскольском городском округе - 23,2%, малоэффективной - 64,8%, неэффективной - 12%;

считают, сферу досуга развитой - 19,2%, слабо развитой - 60%, совсем не развитой - 20,8%;

удовлетворены жилищными условиями - 19,2%; удовлетворены, но хотелось бы улучшить - 46,4%; не удовлетворены, но жить можно - 25,6%; не удовлетворены - 8,8%.

Большая часть опрашиваемых отметила низкий уровень организации досуга в Старооскольском городском округе, на это есть свои причины: малобюджетные и бесплатные организации чаще всего работают на энтузиазме организаторов и участников, без цели получения материальных выгод, и, соответственно, слабо отвечают притязаниям современной молодежи. В них либо нужны дополнительные бюджетные вливания (на проведения ремонта помещений, закупку дополнительного оборудования), либо помощь со стороны тех, на кого направлена их деятельность - молодежи. В этой ситуации можно говорить о том, что ожидания молодежи Старооскольского городского округа реальность не оправдывает (из 86513 человек так или иначе принимают активное участие в общественной жизни 16700 при это этом 92% молодежи проявляют интерес к всевозможным мероприятиям).

Структурные сдвиги в региональной экономике происходят постоянно под воздействием рыночных факторов. Они позитивно или негативно влияют на динамику развития предприятий и организаций, в результате чего экономическая среда постоянно адаптируется к современным условиям. Адаптация осуществляется с большими трудностями и не всегда соответствует долговременной стратегии социально-экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость, использовать формы регулирующего воздействия на процессы структурной перестройки экономики со стороны федеральных и региональных органов управления.

Программно-целевой метод регулирования экономикой, в отличие от других инструментов региональной политики (дотаций, субвенций, трансфертов) позволяет обеспечить комплексное решение региональных проблем. Он учитывает все многообразие факторов, определяющих динамику развития, предусматривает долговременные и дорогостоящие мероприятия в регионе.

Важнейшими функциями целевых программ являются: проблемно-целевая ориентация организаций региона; организационно-регулирующая, которая выявляет источники и объем ресурсов, выделенных для реализации программы, заказчиков, исполнителей, показатели, сроки и результаты; стимулирующая, определяет взаимные обязательства, систему поощрений и ответственность сторон; контролирующая, обеспечивает мониторинг и оперативность реагирования на возможные отклонения.

В настоящее время на территории Старооскольского городского округа ежегодно разрабатывается порядка 10 целевых программ. Их реализация позволяет целенаправленно решать многие муниципальные вопросы, такие как: развитие информационных технологий, поддержка предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, развитие туризма и др.

Более подробно хочется остановиться на показателях реализации программ, которые регулируют актуальные вопросы по доступности жилья в Старооскольском городском округе. В 2006-2010 годах в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, областной программы «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области», утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 09 мая 2006 г. №109-пп «О мерах по поддержке в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» молодых семей области в строительстве и приобретении ими жилья», Программы «Обеспечение жильем молодых семей Старооскольского городского округа», утвержденной решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 23 мая 2008 года №75, улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов более 90 молодых семей.

В бюджет Старооскольского городского округа поступило дополнительное финансирование на 5 молодых семей на получение социальных выплат в 2010 году по списку молодых семей - претендентов на получение социальных выплат 2008 года из средств федерального бюджета в сумме 1 850 400 (один миллион восемьсот пятьдесят тысяч четыреста) рублей. Из средств местного бюджета на софинансирование в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» выделено - 1 110 240 (один миллион сто десять тысяч двести сорок) рублей.

В рамках реализации запланированных мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году 8 молодых семей Старооскольского городского округа получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Свидетельства вручены 30 сентября 2010 года. Минимальный размер социальной выплаты, указанный в свидетельствах - 431,76 тысяч рублей, максимальный - 555,12 тысяч рублей (в зависимости от количественного состава членов молодых семей). Срок действия свидетельств составляет 9 месяцев. Всего запланировано выделение средств в сумме 5 745,544 тыс. руб.:

средства федерального бюджета - 3 287,544 тыс. руб.;

средства местного бюджета - 2 458,0 тыс. руб.

На оплату свидетельств, выданных в 2010 году потребуется 4 070,88 тыс. руб.:

средства федерального бюджета - 2 646,072 тыс. руб.,

средства местного бюджета - 1 424,808 тысяч рублей.

В 2010 году на приобретение (строительство) жилья было оплачено 8 свидетельств (2 выданных в 2009 году, 9 выданных в 2010 году: 4 - участника 2010 года, 5 - по списку 2008 года).

Фактически в 2010 году реализовано: 6 538,08 тыс. руб.

средства федерального бюджета: 4 212,744 тыс. руб.;

средства местного бюджета: 2 325,336 тыс. руб.

По состоянию на 14 декабря 2010 года в очереди в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» состоит 545 семей Старооскольского городского округа».

 

Таблица 2.4. Показатели результативности за период действия программы «Жилище» (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»)

Год Количество выданных свидетельств Размер социальной выплаты, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, тыс. руб. Размер социальной выплаты, предоставляемой за счет средств областного бюджета, тыс. руб. Размер социальной выплаты, предоставляемой за счет средств местного бюджета, тыс. руб.
    план факт план факт план факт
               
    3 804,0 3 834,18 6 279,55 5 751,27 5 740,5 5 600,91
    11 193,0 11 831,7 3 218,0 2 835,63 4 000,0 3 945,87
    2 914,38 2 914,38 2 458,0 - 2 007,0 1 403,22
    3 287,544 2 646,072 - - 2 458,0 1 424,808
    637,56 - 1009,47 - 1009,47 -

 

В рамках реализации запланированных мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 году 5 молодых семей Старооскольского городского округа получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - Свидетельства). Свидетельства вручены 10 ноября 2011 года. Минимальный размер социальной выплаты, указанный в Свидетельствах - 404,25 тысяч рублей, максимальный - 693,0 тысяч рублей (в зависимости от количественного состава членов молодых семей). Срок действия свидетельств составляет 9 месяцев. Всего запланировано выделение средств в сумме 2 656,5 тыс. руб.:

средства федерального бюджета - 637,56 тыс. руб.;

средства областного бюджета - 1 009,47 тыс. руб.;

средства местного бюджета - 1 009,47 тыс. руб.

На оплату Свидетельств, выданных в 2011 году потребуется 2 656,5 тыс. руб.:

средства федерального бюджета - 637,56 тыс. руб.;

средства областного бюджета - 1 009,47 тыс. руб.;

средства местного бюджета - 1 009,47 тыс. руб.

По состоянию на 13 декабря 2011 года в очереди в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» состоит 62 семьи Старооскольского городского округа.

В Старом Осколе стартовал уникальный для Белгородчины проект президента УХК «ПромАгро» Фёдора Клюки. По его условиям молодые семьи, имеющие двоих детей, могут купить большой дом в кредит под 3% годовых на 20 лет. При рождении каждого следующего ребенка кредит уменьшается на треть. Эта социальная инициатива способствует улучшению демографии и обеспечению жильем молодых семей. С 2012 по 2015 год в Старооскольском городском округе предстоит построить почти 700 тысяч квадратных метров жилья, из них 600 тысяч квадратных метров составят индивидуальные дома.

В Старооскольском городском округе на базе Фонда индивидуального жилищного строительства организован строительно-сберегательный потребительский кооператив граждан «Свой дом», созданный по поручению губернатора Белгородской области Е. Савченко и расположенный: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 28, тел. (4722) 27-47-10, 27-48-45; г. Старый Оскол, м-н «Олимпийский», д. 62, ком. 810, тел. (4725) 43-96-51, 43-96-52.

По состоянию на 13 декабря 2011 года 36 молодых человек подали заявление о вступлении в строительно-сберегательный потребительский кооператив граждан «Свой дом», 22 семьи получили кредитные денежные средства на сумму 9 800,0 тыс. руб., 3 семьи получили возвратные денежные средства на сумму 700,0 тыс. руб.

Успешно работает кредитный потребительский кооператив «Строим вместе», расположенный: г. Белгород, ул. 50-летия Белгородской области, д. 21, тел. (4722) 26-59-84; г. Старый Оскол, м-н «Олимпийский», д. 62, офис 412, тел. (4725) 43-94-54.

По состоянию на 19 декабря 2011 года вступили в кооператив 13 человек, накопили денежных средств до 50% от стоимости жилья - 13 человек, 18 человек приобрели жилье.

В Старооскольском городском округе по поручению губернатора Белгородской области Е. Савченко создан строительно-сберегательный кооператив «Дом для себя», расположенный по адресу: г. Старый Оскол, ул. Литвинова, д. 3, тел. (4725) 44-52-02.

По состоянию на 15 декабря 2011 года 108 молодых людей являются членами кооператива «Дом для себя».

В рамках подпрограммы «Социальная поддержка развития села до 2012» ФЦП «Жилище» 5 молодых старооскольских семей улучшили свои жилищные условия.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 35 молодых людей в 2011 году заселены в квартиры, из них 10 молодых семей. Однако количество участников подпрограммы все еще нуждающихся в улучшении жилищных условий и не реализовавших свои возможности остается значительным, а финансирование скудным, осуществляющимся по остаточному принципу.

Государственным заказчиком и координатором программы выступило Министерство регионального развития РФ. В результате было создано правовое поле для решения жилищных проблем, а также предложены механизмы их реализации.

Для достижения намеченных целей, и обоснования принимаемых решений программой проводится мониторинг рынка жилья, показателями которого являются: а) коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек); б) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств. Планировалось, что к 2010 г. первый коэффициент будет иметь значение 3 (то есть стоимость стандартной квартиры будет равна среднему годовому денежному доходу семьи за три года), а второй - 30% (для 30% семей будет доступно приобретение стандартного жилья с помощью собственных и заемных средств)

На практике термин «доступность жилья» означает возможность приобретения жилья потребителем. На эту экономическую категорию влияет ряд факторов: стоимость, совокупный доход семьи, процентная ставка кредита, уровень платы за жилищно-коммунальные услуги, величина налога на недвижимость, размер страховых выплат и т.д.

Наиболее важным фактором, влияющим на доступность приобретения жилья, являются доходы населения. По доходам общество делится на три социальных группы.

Первая - это семьи с высоким уровнем дохода, которые решают жилищный вопрос без помощи государства. Численность этой группы составляет 10% общей численности населения и решение вопроса возможно за счет строительства элитных домов, многоэтажных домов с квартирами улучшенной планировки, коттеджей и особняков.

Ко второй группе следует отнести средний класс, решение жилищной проблемы для которого возможно частично, за счет определенной помощи государства, предприятия, кредитов банка, на первичном и вторичном рынках. Она составляет до 30%.

Третья группа населения, нуждающаяся в доступном жилье - это семьи с низкими доходами, это 60% от общей численности населения.

В зарубежной практике применяется показатель «коэффициент доступности жилья», который рассчитывается как отношение медианной стоимости жилья к медианному доходу семьи за год. Величина такого показателя соответствует числу лет, в течение которых семья может накопить на квартиру при предположении, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на ее приобретение. В России отсутствуют данные о медианных доходах и медианных ценах на жилье, поэтому коэффициент доступности жилья рассчитывается в соответствии с методикой ФЦП «Жилище».

По этой методике коэффициент доступности жилья определяется по соотношению средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек, и рассчитывается по формуле:


, (1)

 

где Кдс - коэффициент доступности жилья; Д - среднедушевой доход семьи, руб./чел. в год; N - число человек в семье; S - площадь условной квартиры, кв. м; C - средняя стоимость 1 кв. м жилья, руб.

Возможности населения по приобретению жилья можно охарактеризовать и показателем продолжительности периода накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилья:

 

, (2)

 

где Тс - продолжительность накопительного периода, лет.

Следует отметить, что коэффициент доступности жилья является достаточно условным, поскольку учитывает все совокупные доходы семьи без вычета потребительских расходов. Поэтому при оценке реальных накопительных возможностей населения рассчитаем коэффициент доступности жилья, учитывающий только ту часть доходов, которая превышает минимальные потребительские расходы:

 

, (3)

 

где Р - минимальные среднедушевые расходы семьи, руб./чел. в год.

Период накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилья, без учета минимальных потребительских расходов определяется по формуле:

 

, (4)


где Тр - продолжительность накопительного периода без учета минимальных потребительских расходов, лет.

Согласно данным статистики и расчетам (табл. 2.5) старооскольской семье состоящей из трех человек (молодая семья), исходя их среднемесячного совокупного денежного дохода семьи для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м на конец 2011 г. понадобится около 8 лет для приобретения жилья на вторичном рынке

Однако при учете реально располагаемой части доходов семьи за вычетом минимальных потребительских расходов продолжительность накопительного периода увеличится соответственно до 14 лет. Результаты расчетов, приведенные в таблице подтверждают, что в настоящее время жилье недоступно для основной части населения, в том числе и для молодой семьи. Период накопления постоянно увеличивается, поскольку цены на квартиры все время растут. Даже при наличии у семьи со средними доходами какого-то жилья, намерение увеличить его размеры может быть реализовано не ранее, чем через 4 года. При этом ФЦП «Жилище» планировала, что на 2011 г. стоимость стандартной квартиры будет равна среднему годовому денежному доходу семьи за 3 года.

Вторым показателем доступности жилья в округе является: «доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств». Он позволяет более точно и комплексно оценить доступность приобретения жилья на основе данных о распределении населения по уровню доходов и параметров предлагаемых на рынке кредитов. Алгоритм расчета данного показателя представлен в приложении N9 к ФЦП «Жилище» и определяется по формуле:

 

, (5)


где TI - минимальный совокупный доход семьи из трех человек (руб. в месяц); LTV - доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья; P - средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья (руб. в среднем за год); i - процентная ставка по кредиту (% в год); t - срок кредита (лет); PI - доля платежа по кредиту в доходах семьи (%).

 

Таблица 2.5. Расчет показателей доступности жилья в Старооскольском городском округе

Показатели      
Средняя стоимость жилья, руб./кв. м 19692,15161 20037,86 19466,9428
Средняя площадь квартиры      
Среднедушевой доход населения, руб./чел. в год      
- совокупный 94690,6667 106291,2 110305,867
- располагаемый 37876,2667 42516,48 44122,3467
Коэффициент доступности жилья,      
Кдс 0,267141585 0,2946955 0,30582626
Кдр 0,106856634 0,1199476 0,12447809
Продолжительность накопительного периода, лет      
Тс 3,743333333 3,334789 3,21341684

Среднедушевой доход населения за вычетом потребительских расходов при условии экономной структуры потребления (при исключении расходов на покупку алкогольных напитков, ювелирных изделий, строительных материалов и т.д.). Доля семей с совокупным доходом выше минимального определяется исходя из данных об их распределении по уровню среднемесячного дохода.

Ввиду отсутствия официальной информации используются данные о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода, с которым сравнивается минимальный совокупный доход семьи из трех человек в расчете на одного члена семьи. В 2009 г. в Старооскольском городском округе значение рассматриваемого показателя составляло 10%, а к 2010 г. в рамках национального проекта планировалось, что 30% семей будут иметь возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств.

Используемая в России методика расчета коэффициента доступности жилья помимо очевидных достоинств, таких как простота расчета и наглядность, имеет недостатки, которые не позволяют применять его в качестве единственного показателя доступности приобретения жилья. Во-первых, данные официальной статистики о средней стоимости квадратного метра жилья существенно расходятся с информацией риэлторов. Расхождения между показателями могут составлять более 30%. Во-вторых, при расчете необходимо определять стоимость типового, улучшенного и элитного жилья. В-третьих, коэффициент доступности жилья традиционно рассчитывается на основе ежегодных данных, но для оперативного мониторинга ситуации в жилищной сфере требуется чаще определять значение показателя, так как стоимость квадратного метра жилья и заработная плата меняются в зависимости от сезона.

Бурный рост цен на первичном рынке жилья вызвал волну спекулятивного интереса к вложениям в этот сектор. Рынок недвижимости стал своеобразной «биржей», где можно заработать до 100% прибыли. Вследствие его переоценки, рано или поздно этот «мыльный пузырь» должен был лопнуть. Это произошло, после того, как российская экономика испытала на себе начало мирового финансового кризиса в 2008 г.

В конце 2008 г. снизилась инвестиционная активность в строительство жилья. Главным ограничителем инвестиционного спроса и динамики строительства стали исключительно высокие цены на жилье. Опережающий рост цен по сравнению с ростом доходов граждан обусловил снижение покупательной способности основной части населения.

С октября 2008 г. до декабря 2011 г., по оперативным данным департамента строительства, энергетики и ЖКХ, вследствие увеличения процентных ставок по кредитам и высокой стоимости квадратного метра количество строительных организаций сократилось примерно на 35%, уменьшились продажи, а также снизились цены на жилье примерно на 5-10%.

В сложившихся условиях граждане вынуждены искать способы улучшения жилищных условий. Одним из них является получение бесплатного социального жилья от государства. Однако в результате уменьшения бюджетного финансирования в период с 2003 по 2011 гг. предоставление квартир государством сократилось более чем в 2 раза.

В соответствие с новым жилищным кодексом бесплатное жилье будет предоставляться только социально незащищенным слоям населения (инвалидам, военнослужащим, неполным семьям и др.). Для обеспечения только этой категории населения жильем по установленным социальным нормам (18 кв. м. общей площади) необходимо построить более 0,2 млн. кв. м общей площади. Остальной части граждан улучшать свои жилищные условия придется за счет собственных средств и с привлечением кредитов на коммерческом рынке жилья.

Одним из вариантов является получение ипотечного кредита. Ипотека в переводе с греч. hypotheke - залог недвижимого имущества. В области становление ипотечного кредитования жилья началось в 1999 г. с принятия концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования и программы ипотечного жилищного кредитования.

Программа ипотечного кредитования является одной из приоритетных социально-экономических программ в округе. В целях ее реализации и поддержки молодых людей в улучшении жилищных условий в Старооскольском городском округе на базе Фонда индивидуального жилищного строительства организован строительно-сберегательный потребительский кооператив граждан «Свой дом», созданный по поручению губернатора Белгородской области Е. Савченко. Деятельность его направлена на реализацию социально значимого для области инвестиционного проекта, позволяющего создать необходимые условия для обеспечения населения области доступным по стоимости жильем, содействовать активизации строительных и смежных с ней отраслей, обеспечить развитие рынка недвижимости и создание новых рабочих мест. Основными направлениями деятельности ипотечного фонда являются: строительство и инвестирование в строительство жилья; обеспечение рефинансирования долгосрочных ипотечных кредитов на территории Старооскольского городского округа.

На начальном этапе реализации программы ипотечный фонд предоставлял отсрочки по оплате строящегося жилья на 10 лет под 10% годовых.

Распространение ипотечного кредитования в Старооскольском городском округе, как в регионе и в целом по стране сдерживается следующими проблемами:

. Большой размер первоначального взноса и высокая стоимость кредитных ресурсов. При существующих условиях в системе ипотечного кредитования (от 20% до 90% первоначальный взнос, 11-14% ставка кредита в зависимости от срока кредитования) заемщиками могут стать только достаточно обеспеченные граждане.

В качестве примера рассчитаем возможность участия семьи из трех человек в областной программе ипотечного кредитования проживающей в Старооскольском городском округе. Для расчета использовалась трехкомнатная квартира, общей площадью 54 кв. м для семьи из трех человек стоимостью 1650857 руб. Первоначальный взнос составил 30% от стоимости квартиры, т.е. 495257 руб. Кредит составил 70% от стоимости квартиры - 1155600 руб. Кредит выдан сроком на 28 лет под 14% годовых. При этом ежемесячные платежи определялись по формуле:

 


где П - сумма ежемесячного платежа, руб.; S - сумма выдаваемого кредита, руб.; i - процентная ставка за период погашения в долях от годовой; n - количество платежных периодов во всем интервале погашения кредита.

В результате проведенных расчетов ежемесячные платежи будут составлять 137523,91 руб. Таким образом, семья из трех человек с двумя трудоспособными членами при наличии среднедушевых доходов по Старооскольскому городскому округу (7891 руб. в месяц) не имеет возможности участвовать в системе ипотечного кредитования. Кроме того, общая выплата процентов составляет около 4 млн руб., что в 2,2 раза больше исходной стоимости квартиры! В итоге стоимость квартиры составит не 1650856,68 руб., а более 5 млн руб.

В 2008 г. после известия об обвале американского, а затем британского ипотечного рынка российские финансисты обсуждали вопросы о необходимости свернуть ипотечные программы, так как основным источником финансовых ресурсов для российских банков служили заимствования на Западе - кредиты крупнейших мировых банков. Частично проблему решает Центральный банк РФ, но его ресурсы ограничены. Крах российской ипотечной системы не состоялся, но в результате процентные ставки на начало 2011 г. составили 14-18% годовых.

. Жесткие требования банков к потенциальным заемщикам. Предъявляя их, банки пытаются снизить свои кредитные риски. Однако в настоящее время у большинства потенциальных заемщиков Старосокольского городского округа, нет кредитной истории и возможности официально подтвердить свои высокие доходы. Это объясняется тем, что значительная часть граждан работает на частных предприятиях Староосокльского городского округа и получает заработную плату в конвертах.

. Отсутствие четкой и ясной системы государственной поддержки населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отдельные федеральные, региональные и муниципальные программы предусматривают только льготы бюджетникам, военным, молодым семьям в получении ипотечного кредита. Однако комплексного подхода к решению жилищных проблем данных категорий граждан не существует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: