Теоретические основы реализации молодёжной политики




Реализация молодежной политики в муниципальном образовании (на примере администрации Старооскольского городского округа)


Введение

 

Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества.

Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности кризисного периода особенно сильно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие.

В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Положение молодых людей в обществе является нестабильным.

Молодежная политика - это самостоятельное направление деятельности государства, государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи. Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Степень изученности темы исследования. Один из первых ученых, начавших изучать проблемы молодежи и давший определение понятию «молодёжь» в 1968 г. был В.Т. Лисовский. Позднее более полное исследование молодежных процессов было проведено академиком И.С. Коном. В работе также используются исследования следующих отечественных ученых: Г.С. Абрамовой, А. Апокина, П.И. Бабочкина, В.Н. Боряза, Ю.Г. Волкова, А.В. Мудрика, Д. Никольского, В.В. Павловского и других. Также были использованы работы зарубежных исследователей, таких как Д. Торкилдсен и В. Леви.

Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования реализации молодежной политики и недостаточной разработанностью теоретических, методологических подходов к регулированию вопросов реализации молодежной политики. Знакомство с современными исследованиями показывает, что проблема формирования и реализации молодежной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа возникших органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Проблематика развития районов и поселений, выстраивания особой молодежной политики на местном уровне пока еще не изучена.

Гипотеза исследования в дипломном проекте состоит в том, что эффективность реализации молодежной политики зависит от учета постоянно меняющихся интересов, потребностей, желаний молодёжи как отдельной категории населения.

Объектом исследования является государственная молодёжная политика реализуемая в Старооскольском городском округе.

Предметом исследования являются методы экономического и социального воздействия на эффективность реализации молодёжной политики.

Целью исследования является выявление современных проблем в реализации молодёжной политики и возможных методов их устранения на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучение теоретических основ реализации молодежной политики;

изучение практики реализации молодежной политики в Старооскольском городском округе;

предложены рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики в Сатрооскольском городском округе.

В ходе подготовки дипломного проекта автором проведен анализ широкого круга источников информации, посвященных как общим проблемам реализации молодёжной политики, так и частным вопросам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» и социально-экономического развития муниципального образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных, и зарубежных ученых, посвященные проблемам реализации молодёжной политики, целевые комплексные программы трех уровней власти.

В процессе изучения темы исследования в дипломном проекте использовались следующие методы экономических исследований: аналитический; экономико-статистический; графический; системный; социологический; комплексный; функциональный, экспертный, анализ данных.

Эмпирической базой дипломного проекта послужили федеральные законы и нормативные правовые акты муниципального образования (Старооскольского городского округа) в области реализации государственной молодёжной политики, ведомственные материалы, научные монографии, публикации периодической печати, научные работы.

В качестве исходной информации при проведении исследования использовались материалы официальной статистики: Росстата, Белгородстат управления и иная ведомственная документация региональных органов государственной власти.

Информационной базой исследования послужили отчетные и статистические данные администрации Старооскольского городского округа, муниципальные нормативные правовые акты.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы Управлением по делам молодёжи муниципального образования при формировании и осуществлении молодёжной политики.

молодежный муниципальный политика городской

 


Теоретические основы реализации молодёжной политики

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Исследование проблем молодежи невозможно без определения понятия «молодежь», нахождения критериев обозначения начала «границы молодежности». На поверхностный взгляд кажется, что здесь нет никакой проблемы и нет каких-то особых трудностей, все ясно. Визуально, без особых усилий человек может определить кто старый, кто молодой. Это, естественно, только на первый взгляд. При серьезном подходе к этой проблеме можно заметить, что понятие «молодежь» довольно расплывчатое. По этой проблеме нет единства среди ученых. Каждый специалист, работающий в этой области, определяет возрастные границы по-своему. В условиях современной России наметился определенный отход от методологии исследования молодежи с позиции ее целостности и монолитности.

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное описание было дано И.С. Коном: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

По мнению большинства социологов России, целостный процесс социализации молодежи объективно разграничивается на определенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся на следующие этапы: подростки 15-18 лет: это срок окончания средней школы, ПУ; молодежь 18-24 лет: это такой отрезок времени, когда юноши или проходят военную службу в армии или вместе с девушками завершают обучение в вузе; «молодые-взрослые» 25-29 лет: этот период в социологии обозначается как «важная граница» молодости и характеризуется тем, что молодое поколение на данном этапе жизни окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества.

Каждому из этих временных этапов, как видим, присущи свои определенные цели и задачи. В то же время объективно и то, что между возрастом и социальными возможностями человека в достижении этих целей существует и зависимость, и тесная взаимосвязь. Тем не менее и ныне весьма актуальным остается целостный подход к изучению проблем молодого поколения. Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.

Развал Советского Союза, продолжающийся и углубляющийся социально-экономический кризис в конце XX - начале XXI вв. поставили российскую молодежь в исключительно сложную ситуацию. Это серьезно беспокоит общество и, естественно, требует более пристального внимания к молодежной проблематике и настоятельно диктует необходимость разработки и принятия закона о молодежи и разработки на ее основе такой политической стратегии, которая всесторонне и полно учитывала бы современные ее потребности, интересы и ценностные ориентации. Молодежная политика эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни. Жизневостребованность молодежи зависит не только от учета современных потребностей, интересов ее, но и от непременного учета основных направлений и тенденций развития.

Определение «молодежной политики», на первый взгляд, не отличается особой сложностью. В «Политической энциклопедии» молодежная политика рассматривается как «комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической возрастной социальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности». Данное понятие включает в себя сложноструктурированную многофункциональную систему с конкретно-историческим содержанием.

Молодежная политика как целенаправленная деятельность государства и общества по отношению к молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50-60-е годы XX века. Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций. В документе ООН «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», одобренном на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1985 году, содержались конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодого поколения.

Начавшийся процесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х - начале 90-х годов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране. Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

Наиболее приемлемое определение «молодежной политики» дает В.Т. Лисовский. Он рассматривает ее как «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной) социально-экономической политики, которая также может осуществляться частными, общественными организациями и фондами. Главной целью молодежной политики ученый считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации».

Таким образом, можно определить структурную иерархию отношений в молодежной политике. Прежде всего объектом молодежной политики являются:

а) в широком смысле - дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;

б) в узком смысле - только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. «Реальностью молодежная политика становится тогда, когда она приближена к своему объекту, когда она реально, а не теоретически оказывает на него свое воздействие». «Государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи». В этом плане главным в молодежной политике становится повышение субъектности молодежи как социальной группы и молодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных и государственно-общественных интересов.

В российском обществе на современном этапе формирования гражданского общества выстраивается многосубъектность общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. В молодежной политике эта категории, предполагающая взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

Для эффективного управления молодежной политикой необходимо осуществление прямой и обратной связи между ее субъектом и объектом, со всей их сложной иерархичной структурой и содержательной наполненностью именно в региональном аспекте.

В широком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальной политики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов, обеспечивать их координацию и согласованность в общем комплексе деятельности в области решения проблем молодежи.

На современном этапе развития законодательства управление молодежной политикой осуществляется на трех уровнях власти, на каждом из которых существует иерархичная структура органов управления молодежной политикой, взаимосвязанная со многими другими ведомствами.

На федеральном уровне власти функции реализации направлений молодежной политики частично осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство, Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и другие.

Условия системного кризиса и сложная экономическая ситуация привели к отрицательным последствиям в молодежной среде. По результатам исследования, проведенного Федеральным агентством по образованию, темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом (по данным Росстата доля молодых людей среди безработных в 2009 г. составила около 41%, в 2010 г. - 43,5% по РФ); растет число нетрудоустроенных среди выпускников средних и высших учебных заведений (за 2010 г. на 25,5% по РФ); происходит отток молодежи из сферы науки. На рынке труда происходит значительный перелив рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики, где чаще всего молодежь «оседает». Перемещаясь в сферу негосударственной экономики, на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопление интеллектуальной собственности и профессионализма.

После упадка социально-экономической системы, существовавшей ещё вчера, молодежь столкнулась с теми проблемами материального характера, которых до этого чаще всего не существовало: низкая зарплата или стипендия (минимальный размер оплаты труда в 2008 г. составил 2300 руб., в 2009-2010 гг. - 4330 руб.); невозможность работы по специальности; высокий кредитный процент для покупки жилья (от 9% до 15% ежегодно); непредоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений; неполная помощь молодой семье или ее отсутствие; платное медицинское обслуживание и многие другие.

Смещение направленности социальной ориентации молодежи можно наблюдать по оценкам удовлетворенности проблем личного характера, ценностей жизни. Из множества социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые: среди которых сокращение доли молодежи в составе населения. Численность молодёжи в возрасте 14-30 лет по данным Росстата представлена в таблице 1.1;

 

Таблица 1.1. Численность молодежи в возрасте 14 -30 лет по РФ

  Мужчины Женщины
  тыс. человек Доля от общего числа молодежи (%) тыс. человек Доля от общего числа молодежи (%)
  19807,288 50,47 19437,705 49,53
  18560,654 50,21 18190,779 49,79
  17815,836 49,33 16533,113 50,67

 

Анализ данных, представленных в таблице 1.1, позволяет отследить тенденцию к убыванию численности молодёжи в период с 2008 по 2010 года.

Численность мужчин и женщин от общего числа молодёжи по РФ представлена на рисунке 1.1.

 

Рис. 1.1 Численность мужчин и женщин от общего числа молодежи по РФ


Доля мужчин и женщин от общего числа молодёжи по РФ представлена на рисунке 1.2.

- стабильная тенденция ухудшения здоровья (по данным Министерства здравоохранения на конец 2010 года - лишь 14% детей здоровы, 35% детей хронически больны, детская и подростковая смертность в РФ составляет 15% от доли всех умерших);

- снижение интеллектуального потенциала нации (по итогам исследования независимого радио «эхо Москвы»: 46,9% опрошенных считают, что в снижении интеллектуальности следует винить некачественное образование);

 

Рис. 1.2. Доля мужчин и женщин от общего числа молодежи по РФ

 

- ухудшение системы образования (происходит из-за оттока преподавателей из сферы науки в коммерческую сферу, непрестижности работы учителей и воспитателей, низкой заработной платы в образовательной сфере);

- процесс десоциализации, маргинализации молодежи, увеличение числа молодежи, совершившей преступления. Численность молодёжи совершившая уголовные преступления по РФ по данным Росстата представлена в таблице 1.2;

- падение престижа армии в глазах молодых людей (по данным ФОМ, отношение молодежи к армии, ее роли в российском обществе и ее сегодняшним проблемам отличается парадоксальностью - с одной стороны: представления о принципиальной необходимости армии, о ее роли в обществе, о необходимости ее реформирования, отсутствия современной

 

Таблица 1.2. Молодежь, совершившая уголовные преступления по РФ

Годы Всего, тыс. человек В% к общему числу молодежи
  733,0 1,80
  671,9 1,71
  625,5 1,70
  559,7 1,62

 

Анализ данных, представленных в таблице 1.2, позволяет отследить тенденцию к убыванию численности молодёжи, совершившей уголовные преступления в период с 2008 по 2010 года. Заметно, что в 2008 году (в период экономической нестабильности) численность молодежи совершившей преступления, изменилась не значительно по сравнению с предыдущим периодом, это позволяет сделать вывод о прямой зависимости экономической обстановки в стране и уголовными преступлениями, совершенными молодёжью.

 

Таблица 1.3. Молодежь, вступившая в брак, по РФ

Годы Вступившие в брак по возрасту жениха, человек Вступившие в брак по возрасту невесты, человек Всего заключено браков (единиц)
  До 18 лет 18-24 лет 25-34 лет До 18 лет 18-24 лет 25-34 лет  
               
               
               

График 1.3. Молодёжь совершившая уголовные преступления за период 2008-2010 года

 

Анализ данных, представленных в таблице 1.3, позволяет отследить тенденцию к увеличению численности молодёжи, вступившей в брак, в 2009 году по сравнению с 2008 и 2010 годами, что наглядно представлено на рисунках 1.4 и 1.5.

Решение этих материальных, биологических и культурно-психологических проблем под силу только государству. Существующий в России программно-целевой метод в управлении молодежной политикой является решением для многих проблем, вставших перед молодежью сегодня, так как способствует реализации целого ряда задач и достижению поставленных целей.

Анализ данных, представленных на рисунках 1.4 и 1.5, позволяет говорить о том, что наибольшее количество браков заключается в возрасте 18-24 года.

 


Рис. 1.4. Молодежь, вступившая в брак по возрасту жениха (по РФ)

 

Рис. 1.5. Молодежь, вступившая в брак по возрасту невесты (по РФ)

 

В соответствии с Положением на Министерство возложено осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. К полномочиям Министерства относится создание во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи, координация деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской о Федерации в сфере молодежной политики. В структуре Министерства создан Департамент молодежной политики и общественных связей, на который возложена непосредственная реализация данных функций. Создано Федеральное агентство по делам молодежи, которое находится в ведении Минспорттуризма России. Агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей, организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей и туристских баз, туризма и отдыха для детей и молодежи.

В конце 2008 года Правительством РФ утверждена Концепция долгосрочного развития страны до 2020 года и основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года. Впервые в таких важнейших стратегических государственных документах появился самостоятельный раздел «Молодежная политика». В этих документах, определены цели

молодежной политики и основные задачи за счет решения, которых предполагается достижение поставленной цели. В данных документах определено - целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Достижение поставленной цели предполагается за счет решения следующих задач.

Первая - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.

Вторая - формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, для инновационного развития России.

Третья - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В целях реализации поставленных задач Министерством определены следующие направления деятельности:

- совершенствование нормативно-правовой базы молодежной политики и ее унификацию на всей территории страны (базовый закон, 98 ФЗ, молодые семьи, молодые специалисты, критерии оценки деятельности субъектов РФ в сфере ГМП);

- научное обеспечение молодежной политики, которое предполагает проведение научных исследований и мониторингов в молодежной среде, определение стратегических направлений, выработку предложений для государственных структур в сфере работы с молодежью.

В целях обеспечения эффективной реализации мер государственной молодежной политики министерство разработало систему критериев и показателей оценки ее результативности в субъектах РФ, которая должна показывать взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Этим документом устанавливаются единые подходы к оценке молодежной политики, формируется система измерения эффективности молодежной политики, которая обеспечит возможности осуществления оперативного анализа и прогнозирования положения молодёжи и выявления актуальных задач молодёжной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Важнейшим вопросом является восстановление и модернизация инфраструктуры молодежной политики, обновление и развитие системы по работе с молодежью. Это позволит создать условия для развития и реализации потенциала широкому кругу российской молодежи на территории всех регионов России. Осуществить это возможно через:

- развитие сети учреждений органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга). Министерством подготовлены рекомендации по развитию сети учреждений органов по делам молодежи и типовой проект молодежного центра для регионального и муниципального уровня;

- обновление и модернизацию материально - технической базы учреждений по работе с молодежью;

- расширение сети учреждений по работе с молодежью по месту жительства, введение в субъектах Российской Федерации минимальных нормативов по выделению площадей и бюджетному финансированию предоставления услуг организациями по работе с молодежью.

Приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня. Министерство и Агентство в своей деятельности будут поддерживать инициативы общественных объединений, и опираться на них при реализации молодежной политики. И конечно важнейшим направлением является подготовка кадров для молодежной политики. Реализация стратегических задач, поставленных перед молодежной политикой не возможно без наличия высококвалифицированных подготовленных специалистов умеющих организовать работу с молодежью

Современный специалист в области ГМП должен являться лидером, способным ставить и достигать цели развития. Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время составляют служащие органов по делам молодежи; работники органов местного самоуправления; сотрудники учреждений и организаций, работающих с молодежью; работники учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активисты детских и молодежных общественных объединений; специалисты по работе с молодежью на предприятиях и в организациях, преподаватели и консультанты образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. Численность сотрудников этих органов достигает двух тысяч человек. При органах по молодежной политике функционирует более 2000

учреждений социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7 тысяч центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи; десятки тысяч муниципальных, региональных, межрегиональных детских и молодежных общественных объединений.

Таким образом, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тысяч человек. Из них, по экспертным оценкам, не имеют специального образования в области молодежной политики: руководители и их заместители - каждый третий, специалисты - каждый второй. В то же время, опросы молодежи, государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют о том, что не хватает профильных психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным проблемам юношества, юристов и специалистов по правам детей и молодежи, в том числе специалистов по ювенальной юстиции.

Анализ качественного состояния кадров показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.

Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Государственная молодежная политика проводится в отношении:

граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет

в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежных объединений.

Государственная молодежная политика осуществляется:

государственными органами и их должностными лицами;

молодежными объединениями, их ассоциациями;

молодыми гражданами.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

привлечения молодых граждан к непосредственному участию в фо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: