♦ тахилалия — патологически ускоренный темп
речи;
♦ брадилалия —■ патологически замедленный темп
речи;
♦ заикание — нарушение ритма и темпа речи в ре
зультате судорожного состояния мышц речевого ап
парата;
♦ дислалия — нарушение звукопроизношения при
нормальной иннервации речевого аппарата и нор
мальном слухе.
В эту подгруппу входят и более сложные дефекты, при которых нарушаются несколько звеньев механизма высказывания. К таким нарушениям относятся:
♦ дизартрия — нарушение произносительной сторо
ны речи в результате недостаточной иннервации ре
чевого аппарата;
♦ ринолалия — нарушение звукопроизношения и
тембра голоса в результате анатомических и физио
логических аномалий речевого аппарата.
К нарушениям внутреннего оформления высказывания относятся:
♦ алалия — недоразвитие или полное отсутствие
речи в результате органического поражения рече
вых зон головного мозга, произошедшее во внут
риутробном периоде или на ранних этапах разви
тия ребенка;
♦ афазия — частичная или полная потеря речи в ре
зультате локальных поражений головного мозга.
Во вторую группу клинико-педагогической классификации входят нарушения письменной речи, которая подразделяется на два вида:
♦ дисграфия — специфическое нарушение письма;
♦ дислексия — специфическое нарушение чтения.
Сам себе логопед
Глава 1. Речевые нарушения
Таким образом, выделяют 11 основных форм речевых нарушений. Внутри каждого нарушения могут выделяться виды и подвиды в зависимости от степени нарушения.
Психолого-педагогическая классификация подразделяет все нарушения речи на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении этих средств.
В первую группу входят два вида нарушений. Фонети-ко-фонематическое недоразвитие — нарушение формирования произносительной стороны речи у ребенка с различными расстройствами речи, возникающими в результате нарушения восприятия или произношения фонем родного языка. Общее недоразвитие речи — разнообразные сложные нарушения речи, при которых нарушаются нес 'iiiciihH речевой системы, относящиеся к смысловой и шуковой системе речи. Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.
Ко второй группе относятся нарушения, возникающие в процессе общения. В эту группу входит заикание, которое рассматривается в качестве нарушения коммуникативной речевой функции.
В этой классификации нарушения письменной речи входят в понятие фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи и рассматриваются как возможные последствия этих нарушений.
Приведенные выше классификации не противоречат, а только дополняют друг друга.
Необходимо отметить, что логопедическое воздействие представляет собой процесс, при котором происходит коррекционное обучение и воспитание. При.этом применяются общедидактические и специальные принципы. К общедидактическим относятся такие принципы, как принцип систематичности, научности, доступности, последовательности, наглядности, активности и инди-
видуального подхода. К специальным принципам относятся принципы учета причины и механизма нарушения, дифференцированного подхода, поэтапности развития и другие.
Логопедическая работа должна носить дифференцированный подход. Он должен учитывать этиологию, механизмы и симптомы речевых нарушений, структуру самого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.
Весь процесс логопедического воздействия должен быть разделен на этапы работы. Каждому из них присущи свои цели, задачи и приемы коррекции. Этапы должны проходить в определенной последовательности, постепенно переходя из одного в другой.
Не последнее место в коррекционной логопедической работе занимает воспитание личности в целом. Коррек-ционная работа должна проводиться с учетом ведущей деятельности ребенка. Так, у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через которую и должна, в основном, проводиться коррекционно-лого-педическая работа. У детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность, на которую опираются в своей работе логопеды. Различные коммуникативные ситуации также должны опираться на ведущую деятельность ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. В зависимости от вида и степени нарушения выбираются те или иные методы работы.
К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка появилось представление о
Сам себе логопед 1
Глава 1. Речевые нарушения
каком-либо явлении или предмете. С помощью рассказа ребенок получает представление о красивой и правильной речи. Рассказ должен побуждать ребенка к дальнейшему общению. На занятиях с дошкольниками рассказ рекомендуется сопровождать иллюстрациями (картинами, серией сюжетных картинок). Перед рассказом обычно проводят предварительную беседу, а после рассказа — итоговую беседу, которая предполагает обмен впечатлениями.
В зависимости от целей и задач беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. При предварительной беседе выявляются представления детей, их знания о чем-либо. Итоговая беседа проводится для закрепления полученных умений и навыков. Кроме этих словесных методов, также используются словесные приемы: пояснение, показ образца и объяснение. Объяснение и пояснение используются совместно с наглядными и практическими методами, когда логопед показывает и одновременно объясняет упражнения и задания.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин и рисунков, просмотр кино- и диафильмов, прослушивание дисков и магнитофонных записей.
К наглядным методам предъявляются некоторые требования: они должны быть хорошо видны, должны подбираться с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, их показ должен сопровождаться правильной речью педагога и соответствовать поставленным задачам.
Наглядные методы используют на разных этапах логопедической работы.
При прослушивании и воспроизведении магнитофонных записей и дисков необходимо сопровождать их беседой или пояснением, которые проводит педагог. Диафильмы и кинофильмы используются для автоматизации
звуков или для развития связной речи и тоже сопровождаются объяснением педагога.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение представляет собой многочисленные повторения различных заданий. Они успешно применяются при устранении нарушений речи, так как при выполнении упражнений ребенок на практике использует приобретенные умения и навыки. Упражнения должны выполняться систематически. Упражнения бывают подражательно-исполнительские, творческие и конструктивные.
При выполнении первого вида упражнений ребенок повторяет их за логопедом, который показывает ему образец упражнения. Такие упражнения широко применяются в логопедической практике. Логопед вначале показывает ребенку правильное выполнение и просит ребенка повторить его. Постепенно логопед уже не показывает упражнения, а только называет их, а ребенок повторяет.
Конструктивные упражнения широко применяются при коррекции оптической дисграфии, когда ребенок из отдельных элементов складывает буквы.
При использовании упражнений творческого характера ребенок применяет уже сформированные и полученные навыки для новых видов упражнений (например, ребенок должен сам придумать слова с каким-то звуком и т. д.). Успешно применяются различные речевые упражнения, при которых ребенок повторяет за логопедом слоги, слова или предложения. Такие упражнения повсеместно используются при коррекции звукопроизношения.
Другим видом практических методов являются различные игры, где ведущая роль обычно принадлежит педагогу. Он подбирает игры в зависимости от поставленных целей и задач, распределяет роли и организует
Сам себе логопед
Глава 1. Речевые нарушения
деятельность детей. При игре воспроизводится какая-либо воображаемая ситуация, которая обыгрывается детьми и педагогом (например, «В поликлинике», «В школе» и т. д.).
В игры могут включаться музыкальные, подвижные и творческие элементы.
Моделирование представляет собой создание различных моделей и последующее их использование в коррек-ционной работе. Особенно широко применяется графическое моделирование, которое используется при коррекции нарушений письменной речи.
При нормальном развитии ребенка речь активно начинает развиваться примерно к 2—3 годам в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. При благоприятных условиях активный словарь увеличивается достаточно быстро. Словарь ребенка может составлять до 2000 слов. Дети правильно называют предметы и явления, активно используют в речи синонимы, антонимы, прилагательные и глаголы. Одновременно с этим дети овладевают навыками образования новых родственных слов: от существительных они свободно образуют прилагательные, существительные с различными префиксами и суффиксами.
К пяти годам дети, как правило, овладевают всеми склонениями существительных. Начиная с 3—4 лет, дети правильно употребляют все простые предлоги и активно используют их в связной речи. Чуть позже они полностью усваивают правила согласования существительных с прилагательными и с числительными в имение-тельном падеже.
В возрасте 4 лет дети должны правильно произносить все гласные. Допускается некоторое смягчение речи. Звуки «с», «з», «ш», «ж» могут произноситься нечетко, заме-
няться другими звуками или пропускаться. Звуки «ц» и «ч» могут заменяться на звуки «ть» или «сь». К 5 годам смягчение речи, как правило, исчезает. Произношение звуков «р» и «рь» может быть еще не сформировано. В 6 лет ребенок должен правильно произносить звонкие, глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие звуки. Не до конца сформированными остаются сонорные звуки. К 7 годам при отсутствии органических нарушений нервной системы и при правильном речевом окружении ребенок должен произносить все звуки родного языка и правильно использовать все грамматические формы.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенным является нарушение звуко-произношения. В этом случае все остальные операции высказывания остаются не нарушенными. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками. По данным некоторых авторов, до 30% детей шестилетнего возраста имеют различные дефекты звукопроиз-ношения при сохраненном слухе и интеллекте.
Различают функциональную и механическую дисла-лию. Функциональная дислалия возникает в случаях, когда нет органических поражений. При поражениях в строении периферического речевого аппарата речь идет о механической дислалии. Механические дислалии могут возникнуть в любом возрасте, а функциональные возникают в детском возрасте при усвоении системы произношения родного языка. Функциональные дислалии возникают из-за общей ослабленности ребенка, из-за перенесенных заболеваний, из-за запоздалого речевого развития, из-за неблагоприятных социальных условий и т. д. При данной форме дислалии оказываются несфор-мированными речевые умения принимать определенные
I
Сам себе логопеЛ
Глава 1. Речевые нарушения
позиции артикуляционных органов, которые необходимы для произнесения звуков.
Если фонемы не различаются по звучанию, это приводит к замене звуков. Если ребенок не различает некоторые артикуляционные позиции, то происходит неправильный выбор звука. В результате этого происходит смешение звуков. При неправильном выборе артикуляционной позиции звук воспроизводится неправильно и искажается.
Дислалия подразделяется на три основные формы.
Акустико-фонематическая дислалия. При этой форме дислалии недостаточно сформирован фонематический слух, который отвечает за узнавание и различение фонем языка. Ребенок не может опознать акустический признак звука, по которому одна фонема отделяется от другой. Ребенок неправильно воспринимает все слово (рама — «лама»).
Ребенок не различает фонемы, которые сопоставляются по какому-то признаку: по глухости-звонкости, со-норы («л» и «р»). При этой форме дислалии нарушение слуха не отмечается, но у ребенка не формируются функции различения отдельных фонем.
Артикуляторно-фонематическая дислалия. Эта форма предусматривает нарушения, которые возникают в результате несформированности операций отбора фонем по артикуляционным признакам. Принято выделять два варианта таких нарушений: при первом — артикуляционная база сформирована не полностью, и вместо нужного звука, который отсутствует у ребенка, он называет звук, наиболее близкий по артикуляторному набору. Ребенок заменяет один звук другим, обычно более легким по артикуляционным признакам, звуком. При втором варианте — артикуляционные позиции у ребенка сформированы полностью, но при отборе того или иного звука ребе-
нок выбирает неправильную позицию, и звук воспроизводится неверно. В этом варианте ребенок может употреблять одно и то же слово и правильно, и неправильно. Все это приводит к смешению звуков и к их неверному употреблению.
Обычно смешиваются и заменяются шипящие и свистящие звуки, парные твердые и мягкие звуки, соноры. При артикуляторно-фонематической дислалии обычно фонематическое восприятие сформировано, ребенок правильно различает все фонемы родного языка. Неправильное произношение обусловлено нарушениями операций отбора фонем по артикуляторным признакам.
Артикуляторно-фонетическая дислалия. При этой форме дислалии звуки речи произносятся искаженно, неправильно для данного языка. Система родного языка у ребенка сформирована, но фонемы произносятся в непривычных вариантах. Обычно неправильный звук очень близок к правильному по своему акустическому признаку. При этом человек, который слушает речь ребенка, может правильно и достаточно легко соотнести его речь с нормой.
Наряду с этим существует и другой вариант искажения речи, при котором звук не распознается. Это значит, что произошел пропуск звука. Однако такое явление наблюдается достаточно редко при данной форме дислалии, обычно ребенок заменяет правильный звук. При этой форме дислалии, как правило, не нарушаются губно-зубные звуки «ф», «в» и их мягкие пары и губные звуки. Основными звуками, которые нарушаются при этой форме дислалии, являются переднеязычные невзрывные согласные.
Некоторые авторы отмечают, что у детей по-разному нарушается звукопроизношение: некоторые дети изолированно правильно произносят звук, а в связной речи
Сам себе логопед
Глава 1. Речевые нарушения
не употребляют его. Таким детям не нужно проходить этап постановки звука, им необходима только автоматизация и дифференциация звуков (если наблюдается смешение звуков).
В зависимости от того, сколько звуков нарушено, дислалию подразделяют на простую и сложную. К простым дислалиям относят те, при которых нарушенным является один звук или звуки, однородные по артикуляции. К сложным относят дислалии, при которых нарушается произношение звуков разных групп (например, шипящие и соноры).
Механическая дислалия возникает при различных аномалиях периферического речевого аппарата. К таким аномалиям относятся дефекты зубов, прикуса и т. д. Они могут возникнуть в результате травмы, возраста или каких-либо заболеваний. Иногда они могут быть обусловлены аномалиями строения твердого неба («готическое небо»). Обычно наблюдаются следующие нарушения речи: дефекты шипящих и свистящих звуков, губно-зубных, взрывных. Соноры «р» и «рь» практически не нарушаются. Из-за избыточного шума может нарушаться произношение гласных звуков. Но нарушения в строении зубов не всегда приводят к нарушению звукопроизношения.
Другой причиной, приводящей к нарушениям звукопроизношения, являются дефекты в строении языка: слишком большой или маленький по размеру язык, короткая подъязычная уздечка языка. В результате этих нарушений страдает произношение шипящих и вибрантов. Иногда речь становится невнятной. Но так же, как и при аномалиях в строении зубов, аномалии в строении языка не всегда приводят к нарушениям речевой функции.
Достаточно редко возникают нарушения, связанные с аномалиями строения губ, так как эти аномалии преодо-
леваются еще в раннем возрасте при помощи хирургического вмешательства. Нарушения речи, связанные с такими аномалиями, обычно встречаются после травм губ. Механическая дислалия может сочетаться с функциональной фонематической дислалией. Иногда при механической дислалии требуется лечение хирурга или ортодонта.
Для обозначения неправильного произношения звуков принято использовать следующие термины:
Сигматизм шипящих — нарушается произношение звуков «ш», «щ», «ж», «ч».
Сигматизм свистящих — нарушается произношение звуков «с», «сь», «з», «зь», «ц».
Ламбдацизм — нарушение произношения звуков «л», «ль».
Ротацизм — нарушение произношения звуков «р»,
«рь».
Йотазизм — нарушение произношения звука «йот (j)».
Каппацизм, гаммацизм, хитизм — нарушения произношения звуков «к», «г», «х» и их мягких пар.
Если данные звуки заменяются другими звуками, то к данным названиям добавляется приставка «пара» (пара-ротацизм, парасигматизм и т. д.).
Как отмечалось ранее, дислалия является наиболее распространенным видом нарушения речи, поэтому в третьей главе описываются различные упражнения для ее коррекции. В комплекс входит пальчиковая, артикуляционная гимнастика и разнообразные речевые упражнения, которые помогут ребенку при помощи логопеда и родителей овладеть правильным произношением нарушенных звуков родного языка.