Тема: «Решение показательных уравнений»

СР.№1 «Показательные уравнения»
Вариант 1
1. Найдите корень уравнения
.
2. Найдите корень уравнения
.
3. Найдите корень уравнения
.
4. Найдите корень уравнения: 
5. Найдите корень уравнения
.
6. Найдите корень уравнения
.
7. Найдите корень уравнения: 
8. Найдите корень уравнения: 
9. Найдите решение уравнения: 
10. Решите уравнение
.
11. Решите уравнение
.
СР.№1 «Показательные уравнения»
Вариант 2.
1. Найдите корень уравнения
.
2. Найдите корень уравнения
.
3. Найдите корень уравнения
.
4. Найдите корень уравнения: 
5. Найдите корень уравнения
.
6. Найдите корень уравнения
.
7. Найдите корень уравнения: 
8. Найдите корень уравнения: 
9. Найдите решение уравнения: 
10. Решите уравнение
.
11. Решите уравнение
.
СР.№1 «Показательные уравнения»
Вариант 3.
1. Найдите корень уравнения
.
2. Найдите корень уравнения
.
3. Найдите корень уравнения
.
4. Найдите корень уравнения: 
5. Найдите корень уравнения
.
6. Найдите корень уравнения
.
7. Найдите корень уравнения: 
8. Найдите корень уравнения: 
9. Найдите решение уравнения: 
10. Решите уравнение
.
11. Решите уравнение
.
СР.№1 «Показательные уравнения»
Вариант 4.
1. Найдите корень уравнения
.
2. Найдите корень уравнения
.
3. Найдите корень уравнения
.
4. Найдите корень уравнения: 
5. Найдите корень уравнения
.
6. Найдите корень уравнения
.
7. Найдите корень уравнения: 
8. Найдите корень уравнения: 
9. Найдите решение уравнения: 
10. Решите уравнение
.
11. Решите уравнение
.
СР.№1 «Показательные уравнения»
вариант5.
1. Найдите корень уравнения
.
2. Найдите корень уравнения
.
3. Найдите корень уравнения
.
4. Найдите корень уравнения: 
5. Найдите корень уравнения
.
6. Найдите корень уравнения
.
7. Найдите корень уравнения: 
8. Найдите корень уравнения: 
9. Найдите решение уравнения: 
10. Решите уравнение
.
11. Решите уравнение
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ№ 13
Учебная дисциплина: Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию).
Тема: «Решение показательных уравнений различными методами».
Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания по теме «Показательные уравнения, и методы их решений»; закрепить умения использовать полученные знания при решении показательных уравнений разными методами.
Норма времени: 80 мин.
Контрольные вопросы.
1. Какие уравнения называются показательными.
2. Основные свойства степени с рациональным показателем.
3. Основные свойства степени с действительным показателем.
Примеры и последовательность выполнения заданий
Методы решения показательных уравнений
Простейшие показательные уравнения
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: 34x-5 = 3x+4 .
Решение.
34x-5 = 3x+4
4x -5 = x+4
3x=9
x = 3.
Ответ:3
Методы преобразования показательных уравнений к простейшим.
A. Метод уравнивания оснований.
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: 
Решение.

3334x-9- (32)x+1 = 0
33+ (4x-9)- 32(x+1) = 0
34x-6-32x+2 = 0
34x-6 = 32x+2
4x-6=2x+2
2x = 8
x=4. Ответ: 4.
Пример 2. Решите уравнение:
.
Решение.
(22)x
3x
5x - 604x-15 =0
(22)x
3x
5x = 604x-15
4x
3x
5x = 604x-15
(4
3
5)х= 604x-15
60x=604x-15
x=4x-15
3x=15
x=5. Ответ: 5.
В. Уравнения, решаемые разложением на множители.
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: x
2x = 2
2x + 8x-16.
Решение.
x
2x = 2
2x + 8x-16
x
2x - 2
2x = 8
(x-2)
2x
(x-2) - 8
(х-2)
(x-2)
(2x - 8) = 0 <=>
<=>
<=>
<=>
.
Ответ: 
Пример 2. Решите уравнение: 
Решение.
52x - 7x - 52x
35 +7x
35= 0
(52x - 7x)- (52x
35 +7x
35)= 0
(52х-7х)-35(52х-7х)=0
(52х-7х)
1-35)=0
(52х-7х)
(-34)=0, т.к -34 
(52х-7х)=0
(52)х=7х
=1
=1
=
x=0 Ответ: 0.
С. Уравнения, которые с помощью подстановки
f(x) = t, t>0 преобразуются к квадратным уравнениям (или к уравнениям более высоких степеней).
Пусть
, где А, В, С - некоторые числа. Сделаем замену:
>0, тогда A
t2 + B
t + C = 0
Решаем полученное уравнение, находим значения t, учитываем условие t >0, возвращаемся к простейшему показательному уравнению
f(x) = t, решаем его и записываем ответ.
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: 22+x - 22-x = 15.
Решение.
22+x - 22-x =1 5
222x -
= 15
4 (2x)2 - 4 = 15
2x
Делаем замену t = 2x, t > 0. Получаем уравнение 4t2 - 4 = 15t <=> 4t2 - 15t - 4=0
<=>
, t =
не удовлетворяет условию t > 0.
Вернемся к переменной х:
2х = 4
2x = 22
x=2. Ответ: 2
ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:
1 вариант 2 вариант
Решите уравнения:
1) 
2) 
3) 
4) 
5) 
6) 
7) 
8) 
1) 
2) 
3) 2 
4) 
5) 
6) 
7) 
8) 
Самостоятельная работа №2: «Решение показательных уравнений»
ВАРИАНТ

ВАРИАНТ
