УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ




 

Глава 7. Контрольно-надзорные органы.
Должностные лица контрольно-надзорных органов

 

Статья 33. Контрольно-надзорные органы

 

1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляют контрольно-надзорные органы - соответственно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, также иные органы и организации.

2. Органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. В случаях, установленных положениями о виде контроля, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля территориальные органы, территориальные, объектовые и иные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают координацию деятельности территориальных органов, территориальных, объектовых и иных подразделений соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

4. Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и Правительством Российской Федерации в отношении иных федеральных органов исполнительной власти.

5. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление видов регионального государственного контроля (надзора), видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации.

6. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными нормативными правовыми актами.

7. Федеральными законами может быть предусмотрено осуществление федерального государственного контроля (надзора) государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и (или) их подразделениями.

8. В случаях, установленных федеральными законами о виде контроля, государственные и муниципальные учреждения могут быть наделены отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля.

Государственными и муниципальными учреждениями не могут проводиться контрольно-надзорные мероприятия, предусмотренные пунктами 5, 7 и 8 части 2 статьи 80 настоящего Федерального закона.

9. Территориальная подведомственность вопросов государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольно-надзорным органам, их территориальным органам, территориальным, объектовым и иным подразделениям определяется положением о виде контроля.

10. Принятие нормативных правовых актов, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольно-надзорных органов, осуществляется наделенными полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями.

Статья 34. Должностные лица контрольно-надзорных органов

 

1. От имени контрольно-надзорного органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

руководитель (заместитель руководителя) контрольно-надзорного органа;

должностное лицо контрольно-надзорного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение контрольно-надзорных и профилактических мероприятий (далее также - инспектор).

2. Руководитель контрольно-надзорного органа (за исключением руководителя органа муниципального контроля) не вправе непосредственно осуществлять контрольно-надзорные и профилактические мероприятия, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 33 настоящего Федерального закона, должностные лица контрольно-надзорного органа, являющиеся руководителем и заместителем руководителя контрольно-надзорного органа, определяются положением о виде контроля, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.

3. Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного контрольно-надзорного и (или) профилактического мероприятия, определяются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа о проведении контрольно-надзорного и (или) профилактического мероприятия.

4. Должность лица, на которое возлагается исполнение полномочий инспектора, может включать слово "инспектор".

5. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц, замещающих отдельные должности в контрольно-надзорном органе, в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых в служебном контракте (трудовом договоре).

6. На должностных лиц органов и организаций, которые в соответствии с частями 7 и 8 статьи 33 настоящего Федерального закона могут быть наделены полномочиями по осуществлению видов федерального государственного контроля (надзора) или отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные настоящим Федеральным законом в отношении должностных лиц контрольно-надзорных органов.

Статья 35. Квалификационные требования для замещения должности инспектора

 

1. Для замещения должности инспектора требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу государственной или муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также, при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя), - к специальности, направлению подготовки.

2. Квалификационные требования для замещения должности инспектора, относящейся к государственной службе, муниципальной службе, устанавливаются в соответствии с законодательством о государственной службе Российской Федерации, о муниципальной службе с учетом положений настоящей статьи.

Квалификационные требования для замещения должности инспектора в органах и организациях, уполномоченных в соответствии с частью 7 статьи 33 настоящего Федерального закона на осуществление федерального государственного контроля (надзора), устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними локальными актами органов и организаций с учетом положений настоящего Федерального закона.

Квалификационные требования для замещения должности инспектора в органах и организациях, наделенных в соответствии с частями 7 и 8 статьи 33 настоящего Федерального закона отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Инспектор должен соответствовать следующим минимальным квалификационным требованиям:

1) иметь не менее одного года стажа государственной или муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

2) знать обязательные требования в соответствующей сфере деятельности инспектора;

3) знать и уметь оформлять документы контрольно-надзорного производства, использовать информационные ресурсы, а также соответствующие информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

4) в случаях, предусмотренных положением о виде контроля, уметь работать (иметь допуск к работе) со специальным оборудованием и (или) техническими приборами.

Дополнительные минимальные квалификационные требования для замещения должности инспектора могут быть установлены положениями о видах контроля.

Статья 36. Правовое положение (статус) инспектора

1. Инспектор обладает правами и осуществляет обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним положением о виде контроля.

2. На инспектора, замещающего должность государственной или муниципальной службы, также распространяются обязанности, ограничения и запреты, связанные с гражданской или муниципальной службой.

Статья 37. Права и обязанности инспектора

 

1. Инспектор обязан:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

3) проводить контрольно-надзорные мероприятия и совершать контрольно-надзорные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебных удостоверений, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

4) не препятствовать контролируемым лицам, их представителям присутствовать при проведении контрольно-надзорных мероприятий (за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами) и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

5) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольно-надзорных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольно-надзорного мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом;

6) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий и совершения контрольно-надзорных действий;

11) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо находящихся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Инспектор при проведении контрольно-надзорного мероприятия в пределах своей компетенции имеет право:

1) беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа о проведении контрольно-надзорного мероприятия, посещать производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

3) требовать от руководителей и других работников контролируемых организаций, граждан представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольно-надзорных мероприятий, невозможности произвести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам, обеспечивающим движение контрольно-надзорного производства;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и восстановлении нарушенного положения;

7) осуществлять иные действия, предусмотренные федеральными законами, положением о виде контроля.

 

 

Статья 38. Требования к служебному поведению инспектора

1. В целях развития и поддержания высокого уровня профессиональной культуры инспектора Правительство Российской Федерации утверждает кодекс этики инспектора (положение о дисциплине). Положения указанного кодекса обязаны соблюдать все инспекторы контрольно-надзорных органов Российской Федерации.

2. Кодекс этики инспектора (положение о дисциплине) должен закреплять:

1) приверженность служению интересам государства;

2) принципы служебной этики и основные правила служебного поведения инспектора;

3) ценности и ориентиры, способствующие добросовестному исполнению инспектором должностных обязанностей;

4) нетерпимость к коррупционным проявлениям;

5) иные положения, направленные на соблюдение инспектором профессиональной культуры.

3. Нарушение инспектором положений кодекса этики инспектором (положения о дисциплине) признается дисциплинарным проступком.

4. На инспектора, замещающего должность государственной или муниципальной службы, также распространяются требования к служебному поведению государственного служащего, муниципального служащего, установленные в соответствии с законодательством о государственной службе, муниципальной службе.

Глава 8. Контролируемые лица. Иные участники государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Статья 39. Контролируемые лица

 

1. Контролируемыми лицами, то есть лицами, чья деятельность или действия, результаты деятельности, производственные объекты, находящиеся в их владении (пользовании), подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, являются граждане и организации.

2. Для целей настоящего Федерального закона:

1) под гражданами понимаются физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели). Граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, признаются контролируемыми лицами в случае владения (пользования) производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

2) под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений являются организации, не являющиеся юридическими лицами.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы выступают контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля.

3. Права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах контроля.

4. Взаимодействие контролируемого лица с контрольно-надзорным органом, а также защита прав и законных интересов контролируемого лица, могут осуществляться лично, если контролируемое лицо - гражданин, или через представителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве представителей контролируемого лица выступают законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители.

Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации руководители организаций получают документы и совершают иные юридически значимые действия согласно настоящему Федеральному закону без доверенности. В случае если настоящим Федеральным законом предусмотрено получение документов или совершение иных юридически значимых действий должностным лицом или иным уполномоченным работником организации (за исключением руководителя организации), то их полномочия подтверждаются приказами и иными распорядительными документами организации. Получение документов или совершение иных юридически значимых действий другими работниками организации (за исключением руководителя, должностных лиц или иных уполномоченных работников организации) осуществляется в случаях, если данные лица непосредственно участвуют в контрольно-надзорных мероприятиях.

5. При проведении контрольно-надзорных мероприятий и совершении контрольно-надзорных действий, которые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно. В случае отсутствия контролируемого лица либо его представителя совершение контрольно-надзорных и иных действий осуществляется в их отсутствие, если иное не предусмотрено положением о виде контроля.

Статья 40. Свидетель

 

1. В качестве свидетеля может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения в рамках контрольно-надзорного производства.

2. Не могут выступать в качестве свидетеля:

1) представитель контролируемого лица - в случае представления сведений об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им обязанностей представителя контролируемого лица, в том числе в связи с оказанием юридической помощи;

2) несовершеннолетние граждане;

3) близкие родственники контролируемого лица - гражданина, законного представителя контролируемого лица (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки).

3. Участие лица в качестве свидетеля является добровольным.

4. За предоставление заведомо ложных сведений свидетель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем должен быть предупрежден.

Статья 41. Эксперт. Экспертная организация

 

1. Экспертом является не заинтересованный в результатах контрольно-надзорного производства гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях привлечения контрольно-надзорным органом к осуществлению экспертизы.

2. Экспертной организацией является не заинтересованное в результатах контрольно-надзорного производства юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаемые контрольно-надзорными органами к осуществлению экспертизы. Экспертная организация самостоятельно определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.

3. При проведении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению экспертизы;

2) отказаться в течение одного рабочего дня со дня получения материалов и документов, проб и (или) образцов продукции (товаров) от проведения экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;

3) запросить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения материалов для проведения экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы продукции (товаров), необходимые для проведения экспертизы;

4) уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

5) включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольно-надзорного производства и по поводу которых не были поставлены вопросы.

4. При проведении экспертизы эксперт, экспертная организация обязаны:

1) подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

2) не разглашать сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) соблюдать установленные сроки проведения экспертизы.

5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

 

Статья 42. Специалист

 

1. В ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольно-надзорные органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных контрольно-надзорных действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольно-надзорным органам, в том числе при применении технических средств, специального оборудования и (или) технических приборов.

2. Специалист имеет право:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением действий, в которых он принимает участие;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

3. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения действий, указанных в пункте 1 настоящей части, а при необходимости удостоверить содержание и результаты этих действий, оформив заключение;

3) не разглашать сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных контрольно-надзорных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Возмещение расходов свидетелю, специалисту, эксперту, экспертной организации

 

1. Свидетелям, специалистам, экспертам, экспертным организациям возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в контрольно-надзорных мероприятиях.

2. Специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению контрольно-надзорного органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Порядок возмещения расходов, понесенных экспертными организациями, подведомственными контрольно-надзорным органам, определяется законодательством Российской Федерации.

3. За работниками, вызываемыми в контрольно-надзорный орган в качестве свидетелей (очевидцев), сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в контрольно-надзорный орган заработная плата по основному месту работы.

4. Суммы, причитающиеся свидетелям, специалистам, экспертам, выплачиваются контрольно-надзорным органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 44. Взаимодействие с органами внутренних дел, следственными органами

 

1. Содействие полиции контрольно-надзорным органам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции".

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям органов внутренних дел, следственных органов, контрольно-надзорные органы обязаны не позднее чем в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий орган внутренних дел, следственный орган для принятия по ним решения.

Глава 9. Гарантии и защита прав контролируемых лиц

 

Статья 45. Права контролируемых лиц

 

Контролируемое лицо при проведении профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия имеет право:

1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами;

2) получать от контрольно-надзорного органа, его должностных лиц информацию, относящуюся к предмету профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия, предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

3) получать от контрольно-надзорного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия, в том числе по требованию прокурора о проведении контрольно-надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) знакомиться с результатами контрольно-надзорных действий, контрольно-надзорных мероприятий, указывать о своем согласии или несогласии с ними;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа, повлекшие за собой нарушение прав гражданина, организации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольно-надзорных мероприятий (за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольно-надзорного органа с контролируемыми лицами).

Статья 46. Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора

 

Инспектор не вправе:

1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольно-надзорного органа;

2) проводить контрольно-надзорные мероприятия, совершать контрольно-надзорные действия, не предусмотренные приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа;

3) проводить контрольно-надзорные мероприятия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий контролируемого лица, за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемым лицом, а также случаев, когда оценка обязательных требований может быть проведена вне зависимости от присутствия контролируемого лица при проведении контрольно-надзорного мероприятия, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольно-надзорного мероприятия;

4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами;

5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольно-надзорного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

7) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольно-надзорного мероприятия;

9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий;

10) превышать установленные сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий;

11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического, контрольно-надзорного мероприятия, фото- и видеосъемки, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Статья 47. Право на обжалование решений и действий (бездействия) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

1. Решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц могут быть обжалованы.

2. Обжалование решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц в досудебном (внесудебном) порядке не является препятствием для последующего обжалования лицом таких решений, действий (бездействия) в судебном порядке.

3. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена возможность судебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц только после их досудебного (внесудебного) обжалования.

4. Досудебное (внесудебное) обжалование решения контрольно-надзорного органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 10 настоящего Федерального закона.

Статья 48. Право на доступ к сведениям в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

1. Доступ к сведениям в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля обеспечивается в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Перечень сведений, содержащихся информационных ресурсах, в информационных системах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к которым обеспечивается доступ контролируемых лиц, а также способы обеспечения доступа к указанным сведениям определяются в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

3. Доступ к сведениям в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля ограничивается в случаях, если указанные сведения отнесены в установленном федеральным законом порядке к охраняемой законом тайне.

Статья 49. Право на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Вред (ущерб), причиненный гражданам, организациям вследствие решений контрольно-надзорного органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольно-надзорного органа, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

2. При определении размера вреда (ущерба), причиненного гражданам, организациям неправомерными решениями контрольно-надзорного органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольно-надзорного органа, также учитываются расходы граждан, организаций, относимые на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: