возьмите хлебное приношение




Недельный раздел Шмини

 

Глава 9


1. И было, на восьмой день

и было, на восьмой день. (На восьмой день) уполномочения. (Этот стих следует рассматривать в связи с последними стихами предыдущей главы, где Аарону и его сынам повелевалось не покидать шатер собрания на протяжении семи дней; см. 8, 33–35). Это новомесячие нисана, когда была возведена скиния (см. Раши к Имена 40, 29), и он (этот день) получил десять венцов (был десять раз отличен в качестве первого как первый день недели, первый день священнослужения, первый день нисхождения небесного огня на жертвенник, первый для отсчета месяцев, первый для запрета "бамот" – частных жертвенников, первый день пребывания Шехины в среде народа Исраэля; день, когда впервые священнослужители благословили народ), – как разъясняется в Седер олам. [ Сифра; Шабат 87 б]. (Раши)

призвал Моше Аарона и его сынов и старейшин Исраэля

и старейшин Исраэля. (Призвал их), чтобы сообщить им, что по речению (Превечного) Аарон вступил (в Святилище) и совершает служение в качестве первосвященника, чтобы не сказали, будто он вступил по собственному почину. (Раши)

; [Сончино]

на восьмой день По окончании семи дней посвящения коhенов (см. Ваикра, 8:33). (Сончино)

2. И сказал он Аарону: Возьми себе молодого тельца

возьми себе (для себя) тельца. (Это имеет целью) сообщить, что Святой, благословен Он, Сказал ему Моше посредством этого тельца дарует ему искупление за совершенное им с (золотым) тельцом [ Сифра; Танхума ]. (Раши)

в очистительную жертву и овна во всесожжение, без порока, и принеси пред Господом. [Сончино]

бычка молодого Двухгодовалого.
для грехоочистительной жертвы Первосвященник начал служение в Мишкане с принесения грехоочистительной жертвы за себя и за своих сыновей. (Сончино)

3. И сынам Исраэля говори так: Возьмите козла в очистительную жертву и тельца и агнца, по первому году, без порока, во всесожжение. [Сончино]

скажи сынам Израиля Передай через старейшин. (Сончино)

4. И быка и овна в мирную жертву, чтобы принести жертву пред Господом, и хлебное приношение, смешанное с елеем; ибо сегодня Господь явит Себя вам

ибо сегодня Господь явит Себя вам. Чтобы Его Шехине пребывать над делами ваших рук, поэтому эти жертвоприношения являются обязательными для этого дня [ Сифра ]. (Раши)

. [Сончино]

является вам Об этом событии говорится так, как будто оно уже произошло. Моше, как пророк, обладает таким же четким и ясным знанием о событиях, которые должны произойти в будущем, как и о том, что уже произошло. (Сончино)

5. И взяли (с собой) то, что повелел Моше, пред шатер собрания; и приблизились они, вся община, и стали они пред Господом. [Сончино]

пред Богом В Его Присутствии, когда они стоят перед Шатром собрания. (Сончино)

6. И сказал Моше: То, что повелел Господь, исполните, и явит себя вам слава Господня. [Сончино]

сделайте Пока коhены и народ не очистили себя от грехов принесением жертвы, Всевышний никак не показывает, что старания людей, воздвигавших Мишкан, угодны Ему и приняты Им.
слава Бога Невозможно увидеть Всевышнего, но Божественное Присутствие, указывающее на Его свойства, раскрывается сынам Израиля в момент духовного подъема. Такое раскрытие всегда вызывает ощущение величия и славы Всевышнего. (Сончино)

7. И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику

подступи (подойди) к жертвеннику. Потому что Аарон пребывал в смятении и не решался приблизиться. Сказал ему Моше: "Почему ты смущен? Ведь для этого ты избран!" [ Сифра ]. (Раши)

и соверши очистительную жертву твою

твою очистительную жертву. Молодого тельца (см. 9, 2). (Раши)

и твою жертву всесожжения

и твою жертву всесожжения. Овна (см. 9,2). (Раши)

, и искупи себя и народ, и соверши жертву народа

жертву народа. Козла, и тельца, и агнца (см. 9,3). Везде, где сказано "телец" (без уточнения, это относится к животному) по первому году; и отсюда выводишь ты (это правило) [ Сифра; Рош hа-Шана 10а]. (Раши)

, и искупи их, – как повелел Господь. [Сончино]

подойди к жертвеннику Аhарон боялся подойти к жертвеннику, и Моше пришлось ободрять его (Сифра). Аhарон, единственный из всего народа, был избран, приближен и облачен в особые одежды. Начав служение в переносном Храме, он не проникся чувством собственного достоинства и важности, ибо чувство скромности и чувство ответственности преобладали в нем.
и искупи себя и народ Аhарон приносит искупительную жертву за самого себя, чтобы, очистившись от греха, просить об искуплении греха народа. С его искупления начинается искупление народа. (Сончино)

8. И подступил Аарон к жертвеннику, и заколол тельца очистительной жертвы, который ему (принадлежит). 9. И поднесли сыны Аарона кровь к нему, и обмакнул он свой перст в кровь, и возложил на роги жертвенника, а кровь (оставшуюся) вылил к основанию жертвенника. [Сончино]

и сыновья Аhарона Аhарон сам зарезал животное, и ему нужна была помощь сыновей, чтобы набрать кровь в сосуд, отнести ее к жертвеннику и выплеснуть на него, а затем приготовить тушу к сожжению на костре жертвенника.
возвышения по углам жертвенника По закону о разбрызгивании крови на жертвеннике, действующем в случае принесения грехоочистительной жертвы. (Сончино)

10. А тук и почки, и перепону с печени от очистительной жертвы воскурил он на жертвеннике, – как повелел Господь Моше. [Сончино]

грехоочистительной жертвы См. Ваикра, 4:8. (Сончино)

11. А мясо и кожу

а мясо и кожу.... Мы не находим, чтобы сожжению подлежала внешняя очистительная жертва (кровью которой кропили на внешний жертвенник), исключение составляет эта (очистительная жертва, а также жертва) уполномочения. И все это по речению (Превечного) (см. Раши к Имена 29, 14). (Раши)

сжег на огне за пределами стана. [Сончино]

мясо же и кожу См. Ваикра, 4:12. (Сончино)

12. И заколол он жертву всесожжения; и подали

и подали. Означает поднесение и предложение. (Раши)

сыны Аарона ему кровь, и он окропил ею жертвенник вокруг. 13. И жертву всесожжения подали ему по ее частям и (также) голову, и воскурил он (это) на жертвеннике. [Сончино]

подали... по кускам См. Ваикра, 1:6. (Сончино)

14. И омыл он внутренности и голени, и воскурил сверх всесожжения на жертвеннике. 15. И подвел жертву народа, и взял он козла очистительной жертвы, который народу (принадлежит), и заколол его, и совершил им жертвоприношение очистительное

и совершил им жертвоприношение очистительное. Поступил с ним по установлению об очистительной жертве. (Раши)

, как первым

как первым. Как своим тельцом ("первый" относится к первому жертвоприношению этого дня, см. 9, 8). (Раши)

; [Сончино]

и совершил им очищение по примеру прежнего Точно так же, как это было сделано для жертвы самого Аhарона. (Сончино)

16. И подвел он жертву всесожжения, и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению

и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению. Как разъясняется применительно к доброхотному всесожжению в " И воззвал " [ Беца 20а]. (Раши)

. 17. И поднес приношение хлебное, и наполнил руку свою

и наполнил руку свою. Это есть (взятие) "горсти" [ Сифра, Менaxoт 9 б]. (Раши)

от него, и воскурил на жертвеннике, помимо всесожжения утреннего

помимо утреннего всесожжения. Все это он совершил после постоянного всесожжения (основное положение гласит постоянное предшествует непостоянному). (Раши)

. 18. И заколол он быка и овна, мирную жертву, которая народу, и подали сыны Аарона кровь ему, и он окропил ею жертвенник вокруг. 19. И туки от быка, и от овна курдюк, и покров

и покров. (То же, что и в 3, 3) "сальник, покрывающий внутренности". (Раши)

, и почки, и перепону печени; 20. И положили они туки на части грудные

и положили туки на части грудные. После проведения священнослужитель, проведение совершавший, передал их другому священнослужителю для их воскурения; таким образом, (находившееся ранее) сверху оказалось внизу (см. Раши к 7, 30) [ Менaxoт 62 а]. (Раши)

, и воскурил он туки на жертвеннике. 21. А частями грудными и правой голенью совершил Аарон проведение пред Господом, – как повелел Моше. [Сончино]

поднял Прежде, чем нутряной жир и те внутренние органы, которые по закону должны быть сожжены, были брошены в костер жертвенника. Порядок жертвоприношений отражает ступени духовного роста человека: сначала была принесена грехоочистительная жертва, которая помогает устранить последствия греха, затем – жертва всесожжения, которая символизирует полное посвящение самого себя служению Всевышнему, а затем уже была принесена жертва из муки злаковых, которая выражает начало служения Всевышнему на таком уровне, когда все силы человека, весь его труд и, в конечном итоге, каждое движение направлены на раскрытие Божественного Присутствия в мире. (Сончино)

22. И воздел Аарон свои руки к народу, и благословил их

и благословил их. Благословением священнослужителей. "Да благословит тебя... да озарит... да обратит" [ В пустыне 6, 24–26] [ Сифра; Сота 38 а]. (Раши)

, и сошел

и сошел (спустился). С жертвенника. (Раши)

, совершив очистительную жертву и всесожжение и жертву мирную. [Сончино]

и поднял Аhарон руки свои В благословении.
и благословил его Народ. Словами благословения, которые произносят коhены (см. Бемидбар, 6:22-27). (Сончино)

23. И вошел Моше и Аарон

и вошел Моше и Аарон.... Для чего они вошли? В разделе об уполномочении в Барайте, приложенной к нашей Сифра, я нашел: "Почему Моше вошел вместе с Аароном? Чтобы учить его, что касается воскурения". Или, быть может, он вошел с каким-либо другим намерением? Вот я делаю заключение: спуск (с жертвенника) и вход (в Святилище) сопровождались благословением (как сказано в 9,22 и 23; и, значит, оба действия принадлежали к одной категории). Как спуск (с жертвенника) имел характер служения, так и вход (в Святилище) имел характер служения. Итак, видишь, почему Моше вошел вместе с Аароном, – учить его, что касается воскурения (единственного служения, совершенного в тот день внутри скинии). Другое объяснение: видя, что совершены все жертвоприношения и исполнены все действия, но Шехина не низошла к Исраэлю, Аарон опечалился и сказал: "Я знаю, что Святой, благословен Он, разгневался на меня и из-за меня Шехина не низошла к Исраэлю (небесный огонь не спустился на жертвенник, чтобы поглотить жертвы)". Сказал он Моше: "Моше, брат мой! Так поступил ты со мною! Вот я вошел (по твоему велению) и был посрамлен!" Тотчас Моше вошел (в скинию) вместе с ним, и они стали молить о милосердии, и Шехина низошла к Исраэлю [ Сифра ]. (Раши)

в шатер собрания; и вышли они, и благословили народ

и вышли они, и благословили народ. Они возгласили (молитву Моше). "Да пребудет благоволение Господа, Б-га нашего, на нас" [ Псалмы 90, 17] – да будет воля (Превечного) на то, чтобы Шехина пребывала на деянии ваших рук (см. Раши к Имена 39, 43). (Они произнесли это благословение), потому что на протяжении семи дней уполномочения, когда Моше возводил скинию и совершал в ней служение, и разбирал ее во всякий день, Шехина в ней не пребывала, и сыны Исраэля чувствовали себя посрамленными и говорили Моше: "Моше, учитель наш! Все усилия и труды наши для того, чтобы Шехина пребывала в нашей среде, и тогда мы знали бы, что искуплен наш грех, (совершенный с золотым) тельцом". Поэтому он сказал им: "То, что повелел Господь, исполните, и явит себя вам слава Господня" [9, 6] (т.е. лишь после жертвоприношений, совершенных Аароном). Мой брат Аарон достойнее меня, благодаря его жертвоприношениям и его служению Шехина будет пребывать в вашей среде, и (по этому) будете знать, что Вездесущий избрал его. (Раши)

. И явила себя слава Господня всему народу. [Сончино]

благословили народ Второе благословение, произнесенное Моше и Аhароном после выхода из Шатра собрания, было необходимо, чтобы подчеркнуть, что не только приносимые жертвы, выражающие усилие человека стать лучше и приблизиться к Творцу, но и сам Мишкан, в котором находятся Ковчег завета, Менора, стол для хлебов и золотой жертвенник, выражающие постоянное желание Всевышнего давать все блага Своему народу, является источником жизненных сил и радости для сынов Израиля. (Сончино)

24. И вышел огонь от Господа, и испепелил на жертвеннике всесожжение и туки; и узрел весь народ, и возликовали

и возликовали. Как в Таргуме: (и восхвалили они Превечного). (Раши)

они, и пали они на свои лица. [Сончино]

и вышел огонь Части жертв, которые продолжали лежать на жертвеннике, были неожиданно сожжены Божественным огнем в знак того, что жертва принята благосклонно (ср. Млахим И, 18:38).
возликовал он Раздались возгласы радости и зазвучали праздничные песни.
и пал ниц В знак преклонения пред Всевышним и подчинения Его воле (ср. Брейшит, 24:26,52). (Сончино)

 

Глава 10


1. И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свою угольницу, и положили на них огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред Господом чужой огонь, чего Он не велел им. [Сончино]

Надав и Авиhу Два старших сына Аhарона. Мишкан, при строительстве которого весь народ испытал духовный подъем и радость, стал источником благословения, благодаря восстановленной связи народа с Творцом, которая стала гораздо менее явной после греха золотого тельца. Огонь, опустившийся с небес, свидетельствовал о том, что самоотверженный труд людей, направленный на создание такого "жилища Всевышнего", которое позволило бы Божественному Присутствию постоянно пребывать в среде еврейского народа, и чистота помыслов, с которыми были принесены жертвы, были угодны Всевышнему. Но неожиданно для всех момент настоящей радости и ликования омрачился смертью двух выдающихся людей того поколения: Надава и Авиhу. Эта трагедия раскрыла для народа еще одну особенность Мишкана: пребывание в этом месте, где с особой силой раскрывается Божественное Присутствие, требует от человека величайшей степени ответственности.
каждый свой совок В котором переносили горящие угли для того, чтобы внести их в Святое помещение Мишкана и, положив на золотой жертвенник, высыпать на них воскурения.
огонь чуждый Надав и Авиhу не взяли угли, оставшиеся от тех дров, которые лежали под жертвами и сгорели от спустившегося с небес огня, а разожгли на верхней площадке жертвенника другой костер и набрали из него в свои совки горящие угли. Они ошиблись и поступили неправильно, потому что действовали по собственному разумению и не обратились за разъяснением к Моше. В их действиях выразилось пренебрежение к тому чуду, которое Всевышний по великой любви сделал для Своего народа. Они как бы придали своим собственным усилиям, затраченным на разведение огня, большую значимость и увидели в них большую святость, чем в огне, спустившемся с небес. И даже если они не намеревались представить дар Всевышнего как нечто второстепенное по сравнению с делом их собственных рук, в глазах всего народа, с трепетом смотревшего на них, это выглядело именно так. Только суровое наказание Надава и Авиhу могло спасти народ от распространения ложного представления о том, что дело рук человека является определяющим, а дарованное Всевышним – следствием приложенных человеком усилий. Мидраш обращает внимание на то, что сразу же за рассказом о смерти Надава и Авиhу Тора говорит о запрете коhенам служить в Храме, если они пили вино или другие опьяняющие напитки. Из этого делается вывод, что преступление Надава и Авиhу состояло именно в этом: они вошли в Мишкан, выпив вино. Но мидраш часто не допускает буквального понимания: трудно предположить, что праведные люди, какими были Надав и Авиhу, могли находиться в состоянии опьянения в день начала служения в Мишкане. Скорее всего, мидраш указывает на то, что сыновья Аhарона руководствовались в большей степени чувствами, чем разумом и, будучи возбуждены от радости и необычности всего произошедшего, не смогли поступить правильно. В соответствии с другим мнением, также приведенным в мидраше, преступление Надава и Авиhу состояло в том, что они не захотели обратиться ни к Моше, ни к Аhарону и сами решили, как должна быть исполнена эта заповедь. Они считали, что могут лучше руководить народом, чем Моше и Аhарон. (Сончино)

2. И вышел огонь

и вышел огонь. Раби Элиэзер говорит: "Сыны Аарона погибли потому, что вынесли hалахическое решение в присутствии своего учителя Моше" [ Сифра; Эрувин 63 а]. (Они вынесли решение об огне, который следует возложить на жертвенник. Их решение не было ошибочным, ибо – как указывает Раши в комментарии к 1,7– Моше было повелено возложить на жертвенник огонь земного происхождения. Однако их грех состоял в том, что они приняли решение в присутствии Моше, как бы вместо своего учителя. Поэтому сказано: "огонь, чего Он не велел им", но повелел Моше). Раби Ишмаэль говорит: "Опьяненные вином вошли в Святилище (и поэтому погибли)". Ты убеждаешься (в этом), т.к. после их смерти Он предупредил остальных, чтобы не входили в Святилище опьяненные вином. Притча (гласит): У царя был доверенный слуга и т.д., как находим в Ваикра раба: (однажды царь сурово покарал его, но никто не знал причины немилости. Когда же царь взял себе другого слугу, он предостерег его и дал ему определенные наставления. Из этого поняли, чем провинился первый слуга). (Раши)

от Господа, и испепелил их, и умерли они пред Господом. [Сончино]

и пожрал их Мудрецы объясняют, что только души Надава и Авиhу были поражены, а тела их остались целыми. Огонь вышел из святилища, как две тонкие нити, вошел в них через ноздри и поразил их изнутри. (Сончино)

3. И сказал Моше Аарону: Это (есть то), что говорил

это (есть то), что говорил.... А где Он говорил это? "И дам встретить Меня там сынам Исраэля, и освятится славой Моей" [ Имена 29,43]. Читай не "славой Моей", а "славными, прославленными Моими" [ 3вaxuм 115 б]. Моше сказал Аарону: "Аарон, брат мой! Я знал, что Дом освятится близкими Вездесущему, и полагал, (что будет это) либо через меня, либо через тебя. Теперь же я вижу, что они (погибшие сыновья) превосходят меня и тебя!" [ Сифра ]. (Раши)

Господь так: Через близких Мне

близкими Мне (через близких Мне). Избранными Мною. (Раши)

освящусь и пред всем народом чтим буду

и пред всем народом чтим (почитаем) буду. Когда Святой, благословен Он, творит суд над праведными, пред Ним трепещут, Его превозносят и прославляют. Но если так (происходит, когда Он судит праведных), то тем более в случае нечестивых (когда Он карает их). И так же (в том же смысле) сказано: "Грозен Ты, Б-г, от Святилища Твоего" [ Псалмы 68, 36] – читай не "от Твоего Святилища", а "из-за Твоих освященных" (т.е. этот стих следует понимать так: Ты грозен, когда проявляешь Себя как Судья, из-за кары, которую Ты обрушиваешь на Твоих освященных, праведных). (Раши)

. И безмолвствовал Аарон

и безмолвствовал Аарон. Он был вознагражден за это молчание. А какое вознаграждение он получил? То, что к нему одному было обращено речение (Превечного), ему одному был изречен раздел об опьяненных вином [10, 9-11] [ 3вахим 115 б; Ваикра раба 12]. (Раши)

. [Сончино]

и сказал Моше Для того, чтобы помочь Аhарону понять то, что произошло.
вот о чем Эти слова не встречаются нигде в Торе, но аналогичная идея излагается в книге Шмот (19:22 и 29:1-44), когда говорится об обязанности коhенов служить в Храме.
в приближающихся ко Мне буду Я свят Принцип Торы отличается от практики, которая распространена во многих обществах и согласно которой человек, занимающий высокое положение или обладающий способностями и талантами, может пренебрегать морально-нравственным законом. Тора раскрывает, что чем более велик человек, чем более высокую должность он занимает, тем выше требования, которые к нему предъявляет Всевышний. Тот проступок, который будет считаться незначительным для обычного человека, для праведника может стать серьезнейшим преступлением, за которое полагается суровое наказание (Ш. –Р. hирш). "Всевышний спрашивает с праведников за все проступки, даже за такие, что не толще волоска" (Талмуд).
и перед всем народом прославлюсь Когда Всевышний показывает, насколько строго Он относится к праведникам, народ отстраняется от грехов и с уважением относится к коhенам, которые, исполняя службу в Храме, должны полностью посвятить себя ей, чтобы их помыслы были всегда чисты, а действия – предельно точны.
и умолк Аhарон Аhарон не знал, что ответить Моше, и смирился с приговором, который Всевышний вынес его сыновьям. (Ср. Теhилим, 39:10: "Онемел я, не раскрою я уст моих, ибо Ты сделал это"). (Сончино)

4. И призвал Моше Мишаэля и Элцафана, сынов Узиэля, дяди Аарона

дяди Аарона. Узиэль был братом Амрама, как сказано: "И сыны Кеhата (Амрам... и Узиэль)" [ Имена 6, 18]. (Раши)

, и сказал им: Подступите, вынесите ваших братьев

вынесите ваших братьев.... Как один говорит другому "Унеси тело, (лежащее) перед невестой (букв. от лица невесты), чтобы не омрачать радости". (Раши)

из (букв.: от лица) Святилища за пределы стана. [Сончино]

Мишаэля и Эльцафана Сыновей Узиэля, дяди Аhарона. Они не были коhенами, т.к. только Аhарон и его потомки были избраны для исполнения службы в Мишкане. Если бы Аhарон и его сыновья Эльазар и Итамар прикоснулись к мертвым телам, то они стали бы ритуально нечистыми и не смогли бы продолжать служение в Храме.
братьев ваших Родственников.
из святилища за стан Для того, чтобы их похоронить. (Сончино)

5. И подступили они, и вынесли их в их платьях

в их платьях. (В платьях, которые на) умерших (платья-кутнот носили только священнослужители, но не левиты, и, следовательно, здесь не имеются в виду одежды сынов Узиэля, левитов). Это учит, что сгорели не их одежды, но души (т.е. ни одежды, ни тела от огня не пострадали): огонь наподобие двух нитей проник в их ноздри (и испепелил их изнутри) [ Сифра; Санhедрин 52 а]. (Раши)

за пределы стана, – как повелел Моше. [Сончино]

в рубахах их См. комм. к Шмот, 28:39. (Сончино)

6. И сказал Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его сынам: Головных (волос) ваших не отпускайте

אל תפרעו. (Означает:) не отпускайте, не давайте отрасти волосам (см. В пустыне 6, 5) [ Сифра ]. Отсюда (из того, что здесь запрещено отращивать волосы, следует), что скорбящему запрещено стричься. (Понимать следует так: Скорбящему запрещено стричь волосы) вы же не омрачайте радости Вездесущего (обнаруживая признаки скорби) [ Моэд катан 14 б]. (Раши)

и одежд ваших не разрывайте, чтобы вам не умереть

чтобы вам не умереть. Следовательно, если сделаете это, умрете [ Сифра ]. (Раши)

(и чтобы не) разгневался Он на всю общину. А ваши братья, весь дом Исраэля

а ваши братья, весь дом Исраэля. Отсюда (следует), что всем надлежит скорбеть, когда бедствие (постигает) мудрецов Торы [ Моэд катан 28 б]. (Раши)

, оплакивать будут сожженное, что спалил Господь. [Сончино]

одежд ваших не разрывайте Разрывание одежд – знак траура (см. Брейшит, 37:29, 44:13).
дабы не умерли вы Из-за того, что вы оскверните святыню, оказавшись в состоянии ритуальной нечистоты.
и не прогневался Он Смысл этого повеления таков: "Если коhены проявят признаки печали и горя, это окажет влияние на весь народ. Люди будут роптать на Всевышнего за то, что Он омрачил праздник, а это вызовет Его гнев". (Сончино)

7. И от входа в шатер собрания не отходите, чтобы вы не умерли; ибо елей помазания Господнего на вас. И поступили они по слову Моше. [Сончино]

не отходите Букв. "не выходите". Ср. Ваикра, 8:33, 21:12. (Сончино)

8. И говорил Господь Аарону так: 9. Вина и пьянящего

вина и пьянящего. Вина до опьянения им (т. е. здесь второе слово поясняет и уточняет первое) [ Сифра; Kpuтoт 13 б]. (Раши)

не пей ни ты, ни твои сыновья с тобою при входе вашем в шатер собрания

при входе вашем в шатер собрания. Я (нахожу здесь запрет) только относительно "вашего входа" в Святилище. Но из чего (следует, что это относится также к) их приближению к (внешнему) жертвеннику? Здесь сказано о входе в шатер собрания и (также) сказано о входе в шатер собрания в связи с освящением (т.е. омовением) рук и ног [ Имена 30, 20]. Подобно тому, как там подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания (сказано: "когда им входить в шатер собрания... или подходить к жертвеннику"), так и здесь подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания [ Сифра ]. (Раши)

, чтобы вы не умерли, – закон вечный для поколений ваших. [Сончино]

вина и хмельного не пей Как было сказано выше, мудрецы связывают произошедшее с Надавом и Авиhу с запретом коhенам пить вино и другие опьяняющие напитки перед служением в Мишкане.
когда входите в Шатер откровения Вино – дар Всевышнего. От коhенов не требуется устраняться от него, за исключением того времени, когда они заняты исполнением своих обязанностей в Мишкане. (Сончино)

10. И чтобы различать

чтобы различать. Чтобы вы могли отличить святое служение (действительное) от несвятого (т.е. недействительного). Из этого видишь, что если кто-либо совершил служение (в состоянии опьянения), его служение недействительно [ Сифра; Звaxuм 17 б]. (Раши)

между святым и неосвященным и между нечистым и чистым, [Сончино]

чтобы могли вы отличить Коhены должны решать важнейшие вопросы, связанные с судьбой народа. "Они ошибаются в восприятии видения, они ошибаются, когда судят", – так упрекает Всевышний коhенов устами пророка Йешаяhу.
священное от несвященного В данном случае это выражение нужно понимать как распространяющееся не только на то, что связано со служением, но и на то, с чем человек сталкивается в жизни. Задача коhена – научить сынов Израиля различать между будничным и святым, между светом и тьмой, между чистым и нечистым, между правильным и неправильным (см. Дварим, 24:8). (Сончино)

11. И учить

и учить (наставлять). Это учит, что опьяневшему запрещено наставлять (выносить решения в том, что касается Закона). Быть может, он подлежит за такое смертной каре? Поэтому сказано: "(не пей) ни ты, ни твои сыновья с тобою... чтобы вы не умерли" – священнослужители, совершающие служение (в состоянии опьянения, подлежат) смертной каре; но мудрецы, выносящие решение (в таком состоянии), смертной каре не подлежат [ Сифра ]. (Раши)

сынов Исраэля всем законам, которые изрек вам Господь через Моше. [Сончино]

и научить Эта обязанность коhенов сформулирована пророком: "Ибо уста коhена должны хранить знание, и следует искать закон в его устах, ибо он – посланник Бога" (Малахи, 2:7). (Сончино)

12. И говорил Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его сынам, оставшимся

оставшимся. От гибели (оставленным смертью). Это учит, что они также подлежали смертной каре за грех с (золотым) тельцом. Таково (значение) сказанного: "И на Аарона разгневался Господь очень, чтобы истребить его" [ Речи 9, 20], а "истребление" означает не что иное, как гибель детей, ибо сказано: "И уничтожил плод его сверху" [ Амос 2, 9]. Однако молитва Моше отменила половину (кары, и погибли только два сына), как сказано: "Я молился и за Аарона в то время". (Раши)

(в живых): Возьмите хлебное приношение

возьмите хлебное приношение

хлебное приношение. Это хлебное приношение восьмого дня (уполномочения) и хлебное приношение Нахшона [ В пустыне 7, 13, Сифра ]. (Раши)

. Несмотря на то, что вы "оненим" (так называются скорбящие, близкие родственники покойного в период между смертью и погребением; после погребения скорбящие называются "авелим"), а святыни, святые жертвы запрещены человеку в таком состоянии. (Раши)

, оставшееся от огнепалимых жертв Господу, и ешьте его пресным

и ешьте его пресным. С какой целью это сказано (ведь это предписано в 6, 9)? Поскольку это хлебное приношение (уполномочения) было общественным (см. 9, 3-4) и одноразовым и нет подобного ему (предписанного) для поколений, необходимо было уточнить, (что на него распространяется) закон, (применимый) к другим хлебным приношениям [ Сифра ]. (Раши)

при жертвеннике, ибо святое святых это. [Сончино]

хлебный дар, оставшийся от огнепалимых жертв См. Ваикра, 9:4. (Сончино)

13. И ешьте его на месте святом, ибо тебе установленное и твоим сынам установленное

и твоим сынам установленное (положенное). Дочери же не имеют доли в (этих) святынях (в хлебных приношениях; см. 6,10-11) (Раши)

это от огнепалимых жертв Господа; ибо так поведено мне

ибо так поведено мне. (Даже) в состоянии скорби (в период между смертью и погребением близкого родственника) ешьте это [ Сифра, Звaхим 101 а]. (Раши)

. [Сончино]

ибо так мне велено Эти слова означают, что приводимое здесь повеление является исключением: в обычном случае коhену запрещено есть мясо жертв, если он находится в трауре. Поэтому Аhарону и его сыновьям специально приказано есть свою долю от жертв, несмотря на то, что они должны были бы соблюдать законы траура. (Сончино)

14. И грудь проведения

и грудь проведения. От мирных жертв общества. (Раши)

и голень возношения ешьте на месте чистом

ешьте на месте чистом. Но разве предшествующие (очистительную жертву и хлебное приношение) ели на месте нечистом? Однако (это сказано потому, что) предыдущие, жертвы пресвятые, необходимо есть на святом месте (во дворе скинии), эти же нет необходимости (есть) между завесами (т.е. во дворе), но их нужно есть в стане Исраэля, который чист, ибо туда запрещалось входить прокаженным. Отсюда (следует), что малые святыни (как мирные жертвы) можно есть повсюду в городе (в Йерушалаиме, что соответствует стану Исраэля в пустыне; см. Раши к 4, 12) [ 3вaxим 55 а] (Раши)

, ты и твои сыновья и твои дочери

ты и твои сыновья и твои дочери. Ты и твои сыновья имеете долю, но твои дочери доли не имеют. Однако, если вы дадите им в качестве дара, они вправе есть от груди и голени. Или, быть может, (это означает, что) дочери также имеют долю? Поэтому сказано: "ибо тебе установлением и установлением твоим сынам даны они" – положенное сыновьям, но не положенное дочерям [ Сифра ]. (Раши)

с тобою; ибо тебе установлением и установлением твоим сынам даны они от мирных жертв сынов Исраэля. [Сончино]

и дочери твои Мирная жертва не относилась к кодшей кодашим (жертвам высшей степени святости), ее мясо можно было есть в любом чистом месте в пределах стана Израиля (позднее – Иерусалима). Женщины тоже имели право есть мясо этого вида жертв. (Сончино)

15. Голень возношения и грудь проведения на огнепалимых жертвах туков

на огнепалимых жертвах туков. Отсюда (следует), что туки находятся внизу во время проведения. Что же до разъяснения стихов как не противоречащих друг другу, то все три (стиха) мною уже истолкованы в разделе " Повели Аарону " (см. Раши к 7, 30). (Раши)

принесут они, чтобы совершить проведение пред Господом; и будет тебе и твоим сынам с тобою установлением вечным, – как повелел Господь. 16. А козла очистительной жертвы

а козла очистительной жертвы. Это козел для добавочного жертвоприношения новомесячия. Три козла очистительных жертв были принесены в тот день: козел (как предписано для уполномочения; см. 9,3), и козел, принесенный Нахшоном (в качестве доброхотной жертвы), и козел новомесячия. Из них был сожжен только этот (последний). Здесь расходятся во мнениях мудрецы Исраэля: некоторые полагают, что он был сожжен из-за прикосновения к нему нечистоты; другие полагают, что он был сожжен из-за состояния скорби (в период между смертью и погребением близкого родственника), ибо он принадлежит к числу жертв, (предписанных) для всех поколений, однако в случае одноразовых жертв (двух других козлов) положились на Моше, который сказал относительно (одноразового) хлебного приношения: "... и ешьте его пресным" (несмотря на то, что вы в состоянии скорби) [ Сифра; Звaxuм 101 а]. (Раши)

искал

искал (доискивался). (Повторение слова указывает на) два вопроса: Почему этот (козел новомесячия) сожжен и почему эти (два других козла) съедены? Так находим в Торат-коhаним. (Раши)

Моше, и вот, он сожжен. И разгневался он на Эльазара и на Итамара

на Эльазара и на Итамара. Из уважения к Аарону обратился к сыновьям и обнаружил свой гнев [ Сифра ]. (Раши)

, сынов Аарона, оставшихся, говоря

говоря (или: чтобы говорили, сказали). Сказал им: "Отвечайте на мои вопросы". (Раши)

: [Сончино]

козла же для жертвы грехоочистительной См. Ваикра, 9:15.
на Эльазара и на Итамара В Ваикра, 9:15 говорится, что Аhарон принес эту жертву. Однако Моше обращается к сыновьям Аhарона для того, чтобы не задеть достоинство первосвященника (Раши). (Сончино)

17. Почему вы не ели жертву очистительную на месте святом

почему вы не ели жертву очистительную на месте святом. Но разве они ели ее вне святого места? Ведь ее сожгли, что же означает "на святом месте"? Однако он сказал им так: "Не была ли она вынесена за завесы (двора) и поэтому стала недействительной? Ведь она пресвята, (а такие жертвы) становятся недействительными при вынесении (из двора)". Но они сказали ему: "Нет (она не была вынесена)". Сказал он им: "Если на святом месте была она, почему же вы не ели ее? А ее дал Он вам, чтобы снять вину и т.д." – ибо когда священнослужители едят, владельцы (очистительной жертвы, в данном случае вся община) обретают искупление [ Сифра ]. (Раши)

, ибо святое святых она, и ее дал Он вам, чтобы снять вину общины

чтобы снять (простить) вину общины. Отсюда делаем вывод, что это был козел новомесячия (о нем спрашивал Моше), ибо он искупает вину (привнесения) нечистоты в Святилище и на посвященное, т.к. очистительная жертва восьмого дня (уполномочения) и очистительная жертва Нахшона не для искупления предназначались [ Звaхим 101 б]. (Раши)

, искупить их пред Господом. [Сончино]

на святом месте Как того требует закон принесения грехоочистительной жертвы (см. Ваикра, 6:19).
чтобы брать на себя вину общества Таргум предлагает следующий вариант перевода: "Получить прощение". (Сончино)

18. Ведь не была внесена

ведь не была внесена.... Если бы она была внесена, вы (действительно) должны были сжечь, как сказано: "А всякая очистительная жертва, от крови которой будет внесено (в шатер собрания,... не должно есть ее, на огне сожжена будет") [6, 23] [ Пеcaxuм 82а]. (Раши)

кровь ее внутрь Святилища, есть должны вы ее

есть должны вы ее. Вам надлежало есть ее, несмотря на то, что вы в скорби, "оненим". (Раши)

на святом (месте), как я повелел

как я повелел. (Как я повелел) вам в случае хлебного приношения [10, 12-13]. (Раши)

. [Сончино]

как я повелел Повеление приводится в Ваикра, 6:19. Моше говорит от имени Всевышнего. (Сончино)

19. И говорил Аарон

и говорил Аарон. "Говорение" (т.е. слово от этого корня) означает слова резкие, как сказано: "И говорил, роптал народ" [ В пустыне 21,5]. Но возможно ли, чтобы Моше гневался на Эльазара и Итамара, а Аарон отвечал? Из этого видишь, (что они вели себя) так только из уважения. Они сказали: "Не подобает, чтобы наш отец сидел (мо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: