Правовое воспитание - один из видов профилактики правонарушений




Каримова Б.Ф

РИПК СО

 

На протяжении ряда столетий люди пытались определить истоки преступлений. Существовало множество теорий по объяснению данной проблемы. Так, например, в средние века преступление рассматривалось как дело рук ведьм-людей. В середине XIX века появилась биологическая теория преступности, сформулированная итальянским врачом-психиатром Ч. Ломброзом в книге "Преступный человек" (1876), где он заложил основы антропологической школы уголовного права. Ч. Ломброзо утверждал, что преступность вечна, а преступление - такое же биологическое явление, как рождение или смерть. Он развил теорию врожденного преступника, характеризовавшегося особыми физическими и психическими чертами.

Существовала и так называемая социологическая теория преступности, которая получила распространение в Северной Америке. Отрицая наличие "врожденного преступника", представители социологической школы признавали, что некоторые люди по своей психологической структуре предрасположены к совершению преступления.

В настоящее время не только российские криминологи, но и криминологи всего мира отвергли идею о врожденном характере преступного поведения человека. Преступность - социальное понятие, и биологического компонента в нем нет. Преступность - явление социальное прежде всего не потому, что она - совокупность преступлений, совершаемых в социальной среде, а потому, что своими истоками, причинами или условиями исходит из социальных условий жизни общества.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Дальнейшая демократизация нашего общества, формирование правового государства, закрепленные в Конституции Республики Казахстан, требуют неотложных и эффективных мер по совершенствованию правового обучения и воспитания, организации юридического всеобуча, охватывающего все слои населения, и прежде всего учащуюся молодежь, по ее непрерывной правовой подготовке на протяжении всего периода обучения.

Главная задача правового обучения учащейся молодежи заключается в мобилизации всего комплекса правового воспитания на формирование высокого правосознания и традиции уважения к законам.

Изучать в старших классах право уже поздно, так как основы правосознания, фундамент формирования личности должны закладываться значительно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет. И уже в этом возрасте школьники должны иметь определенный минимум правовых знаний.

Необходимо уже в дошкольных учреждениях проводить обучение детей "азбуке" общественных норм, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.

С началом школьного периода правового воспитания нарастает, углубление и систематизация понимания правил поведения человека в обществе, элементарных правовых знаний и навыков. Их выработка - задача различных форм нравственно-правового воспитания, присущих начальной школе, с учетом возрастных возможностей школьников, логики постижения особенностей правового регулирования общественных отношений, прав и обязанностей, ответственности личности. Отсюда значительное совпадение логики усвоения правового материала с материалом курса ("Ознакомление с окружающим миром", I-IV классы).

В неполной средней школе (V-VIII классы) правовое воспитание и обучение характеризуются качественно новым уровнем, приобретают большую систематичность в усвоении правовых знаний, понимании правил поведения человека в обществе, возрастает роль юридической грамотности и правовых знаний непосредственно в жизненных ситуациях. Этот уровень обеспечивается, прежде всего, изучением в выпускном (XI) классе самостоятельного курса "Основы права" (вносятся также предложения именовать этот курс "Конституционные права и обязанности граждан"). Курс предполагает изучение Конституции Республики Казахстан, основных прав и обязанностей граждан, вопросов юридической ответственности, законности и правопорядка, других тем, способствующих, прежде всего, формированию устойчивых нравственно-правовых качеств личности, ее представлений о социальной справедливости, высокой гражданственности человека.

Содержание курса во многом обусловлено тем, что с 14 лет по законодательству происходят существенные изменения в правовом положении личности. Возможен прием несовершеннолетних на работу, с 14 лет наступает частичная, а с 16 лет и полная административная и уголовная ответственность, гражданин получает паспорт, изменяется его гражданско-правовое положение в области имущественных, жилищных и иных социальных отношений. В определенном законом порядке несовершеннолетним может быть снижен возраст регистрации брака.

В общеобразовательной школе (X-XI классы) следует предусмотреть такие формы работы, как кружки, клубы, научные общества учащихся, читательские и зрительские конференции, олимпиады по правовым вопросам.

В средней общеобразовательной школе (X-XI классы), профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях соответствующая этой ступени образования правовая подготовка обеспечивается курсом "Основы права". Правовые представления учащихся на этой ступени образования должны полнее отражать реальные жизненные ситуации. Применительно к каждому виду среднего образования курс дифференцируется с учетом профессиональной направленности учебного заведения. В профессионально-технических училищах и техникумах курс должен учитывать 9- и 11-летнюю базовую подготовку учащихся. В средних специальных учебных заведениях по полноте и теоретической насыщенности курс в значительной степени должен приближаться к вузовской правовой проблематике.

Ведущей задачей этого этапа образования является вооружение учащихся правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности. Решение этой задачи связано с выработкой достаточных умений практического использования законодательства как в производственной, служебной деятельности, так и в других случаях. Достигается это преимущественно логико-понятийными средствами воздействия на правосознание учащихся, во-первых, путем усвоения более конкретных, практически значимых предписаний юридических норм отраслей и институтов права, регулирующих типичные, нормальные, наиболее распространенные отношения, участниками которых становятся, так или иначе, все граждане; во-вторых, путем усвоения правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность.

У этой возрастной группы молодежи по законодательству также наступают серьезные изменения статуса. С 18 лет наступает совершеннолетие. У молодых людей возникает право избирать и быть избранным, в полной мере самостоятельно распоряжаться своим имуществом, вступать в брачные отношения, нести должную материальную ответственность при занятии соответствующей трудовой деятельностью.

Высшая школа требует от правового образования формирования широкого кругозора и развитой правовой культуры специалиста, способного творчески решать сложные хозяйственные и социальные вопросы, быть грамотным в правовом отношении организатором производства и научно-технического прогресса, руководителем трудового коллектива. Правовые знания такого специалиста должны базироваться на солидной теоретической основе и понимании исторических закономерностей социального развития, позволять ему верно ориентироваться как в общей политике правового государства, так и в отдельных, конкретных правовых ситуациях. Эти задачи решаются в процессе научно-теоретического изучения важнейших правовых аспектов государственной и общественной жизни, их оценок с позиции реализации норм права в существующем правопорядке, собственного деятельного участия в утверждении законности в этом правопорядке. Необходимым требованием к вузовскому уровню правовой подготовки специалиста является достаточно полное усвоение им совокупности правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность (включая ее управленческие аспекты), выработка известных навыков практического использования таких норм, "тренажа" в их применении. В вузовской подготовке должны присутствовать также международно-правовые аспекты.

Уровни правовой подготовки соответствуют следующим основным этапам непрерывного образования молодежи;

начальный уровень (дошкольный возраст, начальные классы общеобразовательной школы);

средний уровень (неполная средняя школа, средняя общеобразовательная школа, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения);

высший уровень (неюридические вузы, неюридические факультеты университетов).

Убедительно сказано: «Субъект права в принципе свободен в выборе своего поведения: либо в соответствии с санкцией, либо в соответствии с диспозицией»[1]. Да, в этом, смысле человек свободен. Однако для того, чтобы его свобода не принимала беспорядочный, бессознательный характер, чтобы он мог осмыс­лить саму возможность выбора, необходимы не только предвари­тельные усилия этого субъекта, по и совместные с воспитатели.

Понятно, что инициатива, по крайней мере в начале жизненно­го пути субъекта, должна исходить от воспитателей, и тяжесть нравственной, а в предусмотренных законом случаях и юридиче­ской ответственности они должны разделять со своими подопеч­ными.

Известная мудрость гласит: «Плохих детей нет, есть плохие воспитатели». Это почти псе понимают и принимают. Однако когда подросток предстает перед комиссией по делам несовершен­нолетних или в отношении него возбуждается уголовное дело, то «неожиданно» оказывается, что единственное, чего он достиг в своей жизни,— возраст, в котором требуется нести юридическую ответственность за противоправное поведение. О нем говорят: этот человек — правонарушитель или даже преступник, если по закону он признан таковым. Между тем, его биография состоит из общения с людьми, который воспитывали его от рождения и до совершения правонарушения. Большинство из них остается «в те­ни», даже если человек почти не испытал доброго влияния. Име­ются в виду обвиняемые, которые вообще не имели достаточного положительного опыта общения, необходимого для самовоспита­ния и различения добра и зла.

Такие науки, как возрастная психология, возрастная педагогика, накопили громадный эмпирический и теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что возрастные особенности существенно и серьезно сказываются на поведении подростков. Не будем подробно останавливаться на характеристике каждого возрастного периода. Но есть такие положения о возрастных особенностях несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений. Назовем некоторые из них.

К 10 -12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу "что такое хорошо и что такое плохо". Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание.

К 14 -16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившейся у него в подсознании (и в сознании, конечно). Убеждения - это уже позиция. Подросток спорит, другими словами, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.

Лишь к 18 - 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более суждений.

Возрастные особенности несовершеннолетних, в свете рассматриваемой проблемы, не ограничиваются особенностями формирования суждений, убеждений, мировоззрений или характером взаимодействия жизненных установок и ценностных ориентаций. Важно и то, что в подростковом возрасте действуют на уровне физиологического рефлекса такие поведенческие реакции, как тяготение к обществу себе подобных, подражание, чем и объясняются многие, порой огорчающие взрослых, поступки несовершеннолетних. Это естественные для его возраста поступки. Но в них имеется потенциальная возможность встречи с негативными формами поведения.

Молодым свойственен и поисковый рефлекс. Подросток неосознанно, но постоянно определяет - что можно, а что нельзя. Только среда и ситуация дают ему сигнал - что можно, а где предел. Еще более важен рефлекс, которому даже трудно подобрать название, но который, бесспорно, существует, - это возрастное стремление к авантюре, к приключениям и к потребности испытать "замирание духа". Например, подросток знает, что бросать камни в окна электрички нельзя, но бросает. Часто в таком поведении подростков наблюдается не только хулиганство, но и стремление испытать приключение. Если среда не ответила быстрым возмездием, то установка "искать приключения" подобным образом закрепится.

Рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. И особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.

Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, и организовывать работу в 3-х направлениях:

1) с воспитателями; 2) с родителями; 3) с детьми.

Наши подростки наиболее остро реагируют на перемены и, к сожалению, оказываются неподготовленными к восприятию меняющегося мира. В этих условиях особую актуальность имеют задачи воспитания, нравственно-духовного образования подрастающего поколения.

Вспомним, что преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: