Часть 1. Семинарские занятия и задания для самостоятельной работы
Тема 1 Наука и научное исследований
Вопросы для обсуждения
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности.
2. Актуальные проблемы отечественной экономики.
3. Приоритетные направления научных исследований в области юрипруденции РФ и ДНР.
Подготовка презентации докладов по теме «Основные положения научных исследований » на основе применения современных мультимедийных средств. Докладчики назначаются преподавателем индивидуально с учетом личного желания магистрантов. Темы для подготовки докладов и презентационного материала:
1. Сущность и виды научных исследований.
2. Классификация науки.
3. Уровни и методы научного исследования.
Презентация и обсуждение докладов требует активного участия каждого магистранта в аудитории. В процессе подготовки и обсуждения докладов в аудитории необходимо подготовить и знать ответы на следующие вопросы по теме семинарского занятия:
1. Какова классификация науки? Назовите основные классификационные признаки.
2. Каковы основные задачи социальных и гуманитарных исследований на современном этапе?
3. Какова роль и значение теоретического познания в научном исследовании?
4. Какова классификация методов исследования?
По результатам проведения интерактивного семинара преподавателем оценивается участие каждого магистранта.
Контрольные вопросы
1. Какова сущность и роль научного познания в развитии общества?
2. Какова цель и задачи науки?
3. Каковы основные направления развития и задачи отечественной науки на современном этапе?
4. Каковы основные проблемы развития современной научной школы России?
|
5. Каково содержание основных задач научного исследования?
Задания для самостоятельной работы
Выделите и исследуйте основные этапы развития науки.
Изучите сущность теоретических знаний, их роль и значение в процессе познания.
Изучите цели теоретических и прикладных исследований и охарактеризуйте их взаимосвязь.
Исследуйте и сформулируйте основные научные проблемы в области юрипруденции.
Рассмотрите классификацию науки и исследуйте значение, роль и место эмпирических наук. Исследуйте и уясните содержание основных методов эмпирических наук.
Исследуйте направленность и сущность фундаментальных и прикладных исследований и выделите отличительные признаки данных исследований.
Изучите сущность основных методов теоретического и эмпирического уровней исследования и сформируйте глоссарий основных понятий и терминов.
Рекомендуемая литература
1. Методология и организация научных исследований: магистерская диссертация (направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент») [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Р. Р. Тимиргалеева, М. А. Шостак, В. А. Столяренко, М. В. Матюнина. – Майкоп: ЭлИТ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).
2. Бурда А. Г. Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 145 с.
3. Ивлева Г.Ю.Методология экономических исследований: основные подходы и проблемы: учеб. пособие -М.: Юриспруденция, 2010 г.- Разд. 1,2.
4. Крапмит А.Г., Крампит Н. Ю. Методология научного исследования: учеб. пособие – Томск: ТПУ, 2008. –С. 6-16.
|
5. Ласковец С.В. Методология научного творчества: учеб. пособие.-М.: Евразийский открытый институт, 2010 – Гл.1. https://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6416
Тема 2. Инструментарий научного исследования. Методы научных исследований
Вопросы для обсуждения
1. Актуальность научного исследования. Необходима ли актуальность для фундаментального исследования?
2. Объект и предмет научного исследования. Каков практический и теоретический смысл различения объекта и предмета?
3. Проблема и тема научного исследования. Целесообразно ли изменять тему по мере исследования?
4. Формулировка цели научного исследования. Каково соотношение абстрактной и конкретной цели?
5. Задачи научного исследования. Как они соотносятся с логикой исследования?
Подготовить презентацию докладов по изучаемой теме. Материал докладов подготавливается магистрантами на основе применения современных мультимедийных средств по следующим темам:
1. Концепция научного исследования: проблема исследования: идея и замысел исследования; принципы и подходы.
2. Основные компоненты исследования: тема исследования; цель и задачи и гипотеза исследования.
3. Организация и основные этапы научно – исследовательской работы (НИР).
4. Принципы проведения исследовательских работ.
5. Методы и виды научного исследования.
6. Классификация и состав методов исследования. Теоретические методы исследования.
Докладчики назначаются преподавателем индивидуально с учетом личного желания магистрантов. В процессе подготовки к семинарскому занятию и обсуждения докладов в аудитории, а также в целях закрепления изученного материала, необходимо подготовить и знать ответы на следующие вопросы:
|
1. Каковы основные этапы процесса научного исследования? Какова роль определения фактов, их обобщения и систематизации в процессе исследования?
2. Каково содержание методологии научного исследования как комплекса компонентов научного исследования?
3. Какова сущность концепции исследования?
4. Какова сущность термина «гипотеза»? Какова роль гипотезы в научном исследовании?
5. В чем заключается сущность и содержание категории «научная проблема»?
6. Какова сущность следующих методов исследования: сравнение; анализ; синтез; обобщение?
7. Какова сущность моделирования, как одного из основных методов научного познания?
8. Каково содержание основных принципов научного исследования?
9. Какова роль логико-интуитивных методов исследования?
10. Какова сущность и роль метода абстрагирования в научном исследовании?
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и уясните сущность основных составляющих научно-исследовательской работы: научное направление; проблема; тема.
2. Изучите основные этапы НИР и уясните содержание основных категорий и понятий НИР: актуальность научного исследования; научная новизна исследования; эффективность исследования.
3. Разработайте и составьте блок- схему процесса проведения исследовательской работы..
Рекомендуемая литература
1. Методология и организация научных исследований: магистерская диссертация (направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент») [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Р. Р. Тимиргалеева, М. А. Шостак, В. А. Столяренко, М. В. Матюнина. – Майкоп: ЭлИТ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).
2. Бурда А. Г. Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 145 с.
3. Ивлева Г.Ю.Методология экономических исследований: основные подходы и проблемы: учеб. пособие -М.: Юриспруденция, 2010 г.- Разд. 1,2.
4. Крапмит А.Г., Крампит Н. Ю. Методология научного исследования: учеб. пособие – Томск: ТПУ, 2008. –С. 6-16.
5. Ласковец С.В. Методология научного творчества: учеб. пособие.-М.: Евразийский открытый институт, 2010 – Гл.1. https://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6416
Часть 2. «Задание для контроля самостоятельной работы»
Формирование и написание проекта проведения Индивидуального научного исследования по результатам изучаемой дисциплины заключается в систематизации полученных знаний на лекционных и семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки магистрантов.
Исходная информация для формирования основных разделов проекта систематизируется каждым магистрантом самостоятельно в соответствии с темой диссертационного исследования (если тема исследования известна), или в соответствии с основами методологии научного исследования. Основой формирования пояснительной записки проекта являются систематизированные результаты самостоятельной исследовательской работы основных категорий методологии научного исследования, анализа авторефератов на соискание ученой степени кандидата наук работы в соответствии с паспортом специальности ВАК и основных положений нормативно-правовых документов ВАК.
Структура и требования к формированию основных разделов проекта представлены ниже.
1. Глоссарий основных понятий, категорий и методов научного исследования. Структурная блок- схема научного исследования.
Разработку структурной блок – схемы рекомендуется осуществлять в сфере социально-гуманитарной исследовательской деятельности и общенаучной методологии научного исследования. На данном этапе необходимо составить глоссарий по основным понятиям, категориям и методам научного исследования. Разработать блок – схему исследования с указанием основных этапов и методов исследования.
Если тема магистерской диссертации известна, то магистрант в отчете представляет разработанную блок-схему исследования по рассматриваемой научной проблеме.
2. Основные требования, предъявляемые к диссертационным исследованиям.
Систематизацию и структурирование порядка и процедуры защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук следует осуществлять в соответствии с требованиями и регламентацией деятельности Диссертационного совета.
На данном этапе рекомендуется рассмотреть основные положения организации научных исследований и нормативно- правовые акты, регулирующие научную деятельность в РФ.
3. Резюме по анализу автореферата на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Автореферат для анализа выбирается магистрантом самостоятельно, в соответствии с паспортом специальности. Резюме должен содержать: анализ обоснованности и актуальности научной проблемы; соответствие поставленных задач поставленной цели исследования; формирование области исследования, объекта и предмет исследования в соответствии с паспортом специальности; анализ полученных результатов исследования, выносимых на защиту.
Копию автореферата необходимо приложить к пояснительной записке проекта.
Если тема магистерской диссертации известна, то магистрант в пояснительной записке представляет сформированное авторефератное начало по рассматриваемой теме научного исследования, включающее: актуальность рассматриваемой научной проблемы; область, объект и предмет исследования; цель и задачи исследования.
Сформированный проект необходимо представить в письменной форме с последующей устной защитой.