Отработка звуков и слогов




Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь:

  • Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
  • Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
  • Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук.
  • Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.

Используя труднопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию.

1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать.

3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;
Б) Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск!

Ударения

Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки. Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т.д.). Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина.

 

 

Изменение слов

Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:

  • Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т.д.) по падежам.
  • Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др.) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе.
  • Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр.) в различных родах и числах.
  • Подборка мнемонических стихов, которые помогут не допускать распространенных ошибок в разговорной речи.

    1. Одеть брюки или надеть?
    Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду.
    Неправильно: одеть брюки

    2. Займи мне или одолжи мне?
    Я занял у родителей денег,
    И не вернул, потому что бездельник

    Весной друг байк мне одолжил,
    И я до лета не дожил.
    Неправильно: займи мне, я одолжил (в значении «взял взаймы»)

    3. Пожарник или пожарный?
    Я тушил вагон товарный,
    Потому что я пожарный.
    Неправильно: пожарник

    4. Согласно чего или согласно чему?
    Согласно царскому указу
    Боярам выбили по глазу.
    Неправильно: согласно указа.

    5. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? (Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно)*
    Баба Люба (сама живет в Митине)
    Позвала зятя из Бутова на чаепитие.
    Неправильно: в Митино, из Бутово
    *Если во фразу добавить родовое слово («город», «село»), топоним не склоняется. Пример: «в районе Митино».

    6. Договоры или договора?
    Мы не жулики, не воры,
    Подписали договоры
    Неправильно: договора

    7. Носок или носков, чулок или чулков?
    Я оставил ей в залог,
    Пару синеньких чулок,
    И уехал сразу в Псков,
    С ящиком цветных носков.
    Неправильно: носок и чулков

    8. По средАм или по срЕдам?
    Не советую я вам
    Напиваться по средАм.
    Неправильно: по срЕдам (дни недели)

    9. Подпись/роспись
    Агенты Моссада
    Поймали араба, организовав засаду.
    Сделав на фасаде еврейского дома роспись,
    Араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись.
    Неправильно: поставить в акте роспись

    10. ОдноврЕменно/одновремЕнно?
    Сразу две сказали одноврЕменно:
    «Дорогой, похоже, я берЕменна».
    Неправильно: одновремЕнно.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: