Основные способы измерения курса ВС.




Тема 5.1. 3. Земной магнетизм и курсы ВС.

 

Вопросы темы:

1. Основные способы измерения курса ВС.

2. Элементы магнитного поля Земли.

3. Курсы ВС. Перевод курсов

4. Зависимость между курсами. Перевод курсов.

5. Путевые углы и способы их определения. Подготовка карты к полету.

 

 

Основные способы измерения курса ВС.

Основными способами измерения курса ВС являются:

 

- измерение компасного курса с использованием магнитного компаса (КИ-13)

- измерение магнитного курса с использованием магнитных курсовых систем,

- измерение условного (ортодромического) курса с использованием ортодромических курсовых систем (ГМК – 1, ГПК – 52 и др).

 

2. Элементы магнитного поля Земли.

 

Земля является мощным естественным магнитом. Условно принято считать, что силовые магнитные линии, представляющие магнитное поле Земли, выходят из точки южного магнитного полюса (Юм) и замыкаются в точке северного магнитного полюса (См).

 

См Си

 


 

 

Юи Юм

 
 


 

Точки магнитных и истинных полюсов Земли не совпадают!

 

Основными элементами магнитного поля Земли являются:

 

Напряженность магнитного поля (Н) -- это силовая характеристика магнитного поля Земли.

 

Магнитное наклонение (θ) --- угол наклонения продольной оси магнитной стрелки к линии горизонта.

Магнитная стрелка

Линия горизонта

 

θ

См Си

Магнитный экватор

Θ = 00

На магнитном экваторе θ = 00

 

Юм (θ = 900). В точках полюсов (См, Юм) θ = 900

(магнитная стрелка устанавливается вертикально)

 

Магнитное склонение (ΔМ) --- угол, заключенный между северным направлением истинного и магнитного меридианов.

 

Си

См См

Δм Магнитное склонение отсчитывается от истинного

Δм меридиана (Си) до магнитного меридиана(См)

_ + вправо ---- со знаком плюс (+), влево со знаком минус (-).

 

 

Величина магнитного склонения определяется по

изогонам на полетной карте или по специальным магнитным картам.

 

 

Истинный меридиан – это дуга большого круга, проходящего через истинные полюса Земли.

 

Магнитный меридиан – это линия, вдоль которой располагается свободно подвешенная магнитная стрелка.

 

 

Девиация компаса (Δк) -- это угол, заключенный между северным направлением магнитного и компасного меридианов.

 

Компасный меридиан – это линия, вдоль которой располагается стрелка магнитного компаса, установленного в кабине пилотов.

 

Ск См Ск

Δк Девиация компаса отсчитывается от магнитного

Δк меридиана (См) до компасного меридиана(Ск)

_ + вправо ---- со знаком плюс (+), влево со знаком минус (-).

 

 

Величина девиации компаса определяется по графику

остаточной девиации, размещенному в кабине пилотов.

 

 

Вариация (Δ) – это угол, заключенный между северным направлением истинного и компасного меридианов.

 

 

Си См Ск

Δ

 

Δм Δк

Δ = (± Δм) + (± Δк)

 

Пример графического определения вариации.

Дано:

Δм = + 50 Решение.

Δк = - 100 Δ = Δм + Δк =(+5) + (- 10) = - 50

Определить Δ. Ск Си См

 

Δ = - 50

 

Δк = - 100

Δм = +50

 
 


 

3. Курсы воздушного судна.

Курсом называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и продольной осью самолета (ПОС).

Курс отсчитывается от меридиана, принятого за начало отсчета,

до продольной оси самолета по ходу часовой стрелки (от 0о до 360о).

 

 

С

 

ПОС

КУРС

 

 

В зависимости от меридиана, принятого за начало отсчета различают:

 

ИСТИННЫЙ КУРС (ИК) ------ отсчитывается от истинного меридиана (Си);

МАГНИТНЫЙ КУРС (МК) ------ отсчитывается от магнитного меридиана (См);

КОМПАСНЫЙ КУРС (КК) ------- отсчитывается от компасного меридиана (Ск).

 

 

Си См СК

КК ПОС

МК

ИК

 

 

 

4. Зависимость между курсами. Перевод курсов.

Δм ---- магнитное склонение

ΔК ---- девиация компаса

Си См. Δ ---- вариация

Δ СК

Δк МК = ИК - Δм

Δм КК = МК – Δк = ИК - Δ

Δ = Δм + Δк.

МК

ИК КК ИК = МК + (± Δм) = КК + (± Δ)

 

 

Продольная ось самолета

 

 

Графическое решение.

 

Пример: Ск Си См

Дано: Δ= -50 МК = 850

ИК = 900 Δк = - 100

Δм = + 50

Δк = - 100 Δм = + 50

КК = 950

Определить МК, КК, Δ.

ИК= 900

 
 

 

 


Аналитическое решение.

 

МК = ИК – ΔМ = 900 - 50 = 850

КК = МК – ΔК = 850 - (- 100) = 950

Δ = ΔМ + ΔК = 50 + (- 100) = - 50

Задания для самостоятельной работы:

С использованием табличных данных (табл.1) осуществить перевод курсов аналитически и графически и определить:

 

МК – магнитный курс, Δ – вариацию

КК – компасный курс.

Варианты

Дано:                              
ИКо                              
ΔМо +10 -5 +10 -10 +5 +10 -5 -10 +5 +10 +5 -10 -5 +10 +5
ΔКо -5 -10 +5 +5 -10 -10 -5 +5 +5 -5 -10   +5 -5 -10

 

Таблица 1.

Курсовые приборы ВС.

Магнитный жидкостный компас предназначен для определения магнитного курса самолета и используется в качестве дублирующего прибора.

 

 

Указатель направления (directional indicator) или просто гирокомпас. Прибор имеет подвижную проградуированную градусами шкалу, неподвижную стрелку указывающую текущее направление самолета и подвижную метку задатчика курса.

Справа находится колесико задатчика курса.

 

Указатель курса комбинированного указателя с-та Cessna – 172 S



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: