Глоссарий по теме 5. Потребительское поведение.




Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

Кардиналистская теория полезности предпологает математически точное определение величины полезности. Например, плитка шоколада для одного человека приносит полезность в 4 ютиля, а 1 кг мяса – 6 ютилей. (Ютиль – условно-субъективная единица, взятая в качестве меры полезности).

Ординалистская теория полезности предлагает принципиально иной подход к измерению полезности. Она ранжирует (т.е. выстроенные в определенном порядке) потребительские предпочтения товаров и услуг, или выстраивает товары и услуги в определенном порядке на основе предпочтений. Такой подход в отличие от кардиналистского не требует субъектовно-психологической оценки полезности блага и поэтому более универсален, а следовательно, и более приемлем и распространен.

Бюджетное ограничение (бюджетная линия)

Уравнение бюджетной линии:

I=PX*X+PY*Y

где Pх – цена товара Х;

Ру – цена товара Y;

Х – количество товара Х;

Y – количество товара Y;

I – величина общего потребительского бюджета.

Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Общая полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

Общая полезность блага достигает максимума, когда предельная полезность = 0.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципы поведения потребителя на рынке:

1. Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями

2. Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.

3. Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности.

4. На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.

5. При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Полезность – это показатель степени удовлетворения от употребления товаров.

Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности). В процессе потребления единицы товара полезность каждой последующей потребляемой единицы понижается.

Второй закон Госсена ( Условия максимизации общей полезности потребляемых товаров).Постепенное насыщение потребности в благе А повышает предельную полезность блага Б.

MUa: Pa = MUb: Pb = MUn: Pb

MU – предельная полезность;

Р – цена.

Кривая безразличия – совокупность точек, которые обозначают комбинацию из двух товаров приносящие потребителю одинаковую полезность.

QxиQy– количество товаров;

U – кривая безразличия.

Равновесие потребителя достигается совмещением кривой безразличия и бюджетной линии, Точка (В) – является оптимумом потребителя (в данной точки соблюдается 2 закон Госсена)

Точки (А,С) – не являются оптимумом потребителя, т.к. показывают доступные данному потребителю комбинации благ X и Y, соответствующие меньшим совокупным полезностям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: