Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.
Кардиналистская теория полезности предпологает математически точное определение величины полезности. Например, плитка шоколада для одного человека приносит полезность в 4 ютиля, а 1 кг мяса – 6 ютилей. (Ютиль – условно-субъективная единица, взятая в качестве меры полезности).
Ординалистская теория полезности предлагает принципиально иной подход к измерению полезности. Она ранжирует (т.е. выстроенные в определенном порядке) потребительские предпочтения товаров и услуг, или выстраивает товары и услуги в определенном порядке на основе предпочтений. Такой подход в отличие от кардиналистского не требует субъектовно-психологической оценки полезности блага и поэтому более универсален, а следовательно, и более приемлем и распространен.
Бюджетное ограничение (бюджетная линия)
Уравнение бюджетной линии:
I=PX*X+PY*Y
где Pх – цена товара Х;
Ру – цена товара Y;
Х – количество товара Х;
Y – количество товара Y;
I – величина общего потребительского бюджета.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Общая полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
Общая полезность блага достигает максимума, когда предельная полезность = 0.
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
|
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Принципы поведения потребителя на рынке:
1. Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями
2. Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.
3. Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности.
4. На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.
5. При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
Полезность – это показатель степени удовлетворения от употребления товаров.
Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности). В процессе потребления единицы товара полезность каждой последующей потребляемой единицы понижается.
Второй закон Госсена ( Условия максимизации общей полезности потребляемых товаров).Постепенное насыщение потребности в благе А повышает предельную полезность блага Б.
|
MUa: Pa = MUb: Pb = MUn: Pb
MU – предельная полезность;
Р – цена.
Кривая безразличия – совокупность точек, которые обозначают комбинацию из двух товаров приносящие потребителю одинаковую полезность.
QxиQy– количество товаров;
U – кривая безразличия.
Равновесие потребителя достигается совмещением кривой безразличия и бюджетной линии, Точка (В) – является оптимумом потребителя (в данной точки соблюдается 2 закон Госсена)
Точки (А,С) – не являются оптимумом потребителя, т.к. показывают доступные данному потребителю комбинации благ X и Y, соответствующие меньшим совокупным полезностям.