Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению блокирования транспортных коммуникаций




Тема 47 Д

Организация действий ОВД и ВВ по пресечению

Блокирования транспортных коммуникаций

 

Переход к новым общественно-экономическим отношениям в конце XX в. вызвал обострение социальных конфликтов и привел к новым способам их разрешения. В этих условиях правоохранительные органы столкнулись с проблемой групповых нарушений общественного порядка, наиболее опасным из которых является блокирование транспортных коммуникаций.

В основе блокирования транспортных коммуникаций лежит комплекс причин и условий, и прежде всего кризисное состояние экономики, противоречия в развивающихся социально-экономических, общественно-политических институтах. Задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий стали катализатором митингов, забастовок, групповых голодовок и других акций гражданского протеста, которые все чаще и чаще стали перерастать в массовые противоправные действия, переходящие в блокирование транспортных коммуникаций.

Усиление напряженности в российском обществе в период спадов в экономике вызывает рост акций протеста, нередко в форме блокирования транспортных коммуникаций. Это в свою очередь приводит к усложнению задач, стоящих перед всей системой органов исполнительной власти, и в особенности перед органами внутренних дел.

1. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению блокирования транспортных коммуникаций

2. Функциональные группы, создаваемые для пресечения блокирования транспортных коммуникаций

3. Управление и организация действий по пресечению блокирования

 

 

Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению блокирования транспортных коммуникаций

Под блокированием понимают действия, направленные на то, чтобы преградить путь, воспрепятствовать движению чего-либо. Слово это происходит от английского “block”, что означает блокировать, то есть заграждать путь, препятствовать движению.

«Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации» (ст.ст. 35, 49, 83, 118) и Федеральный закон «О Федеральном железнодорожном транспорте» (п. 5 ст. 15; п. 5 ст. 21) также оперируют понятием «блокада».

Таким образом, термин «блокада» означает изоляцию (в рас­сматриваемом случае - транспортных коммуникаций). В результате таких блокад (изоляции) на конкретном участке транспортных путей появляется реальная угроза возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, из-за чего на этом участке существенно ограничивается или полностью прекращается движение транспорта.

В УК РФ, вступившем в силу 1 января 1997 года, ответственность за блокирование транспортных коммуникаций предусмотрена в ст. 267.

Предметами преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, яв­ляются:

- транспортное средство;

- пути сообщения;

- средства сигнализации;

- средства связи;

- транспортное оборудование;

- транспортные коммуникации.

При уголовно-правовой квалификации блокирования транспортных коммуникаций наибольшую сложность представляет вопрос о материальном ущербе.

Например, при блокировании движения поездов по станции Анжеро-Судженской Западно-Сибирской железной дороги был задержан 21 пассажирский поезд, в том числе 4 - международного сообщения, а также 35 грузовых поездов. Общие потери железнодорожного транспорта составили 4,8 млрд. руб.

В соответствии со статьей 20.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций.

Данная статья направлена на защиту административными мерами основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Блокирование (перекрытие) транспортных коммуникаций, совершаемое в интересах одного человека или группы людей, нарушает права остальных граждан на оказание скорой медицинской помощи, на защиту их от пожаров и противоправных посягательств, на пользование объектами жизнеобеспечения.

К административной ответственности, предусмотренной статьей 20.18 КоАП РФ, могут быть привлечены физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Под блокированием транспортных коммуникаций понимают любые деяния, направленные на недопущение использования транспортных коммуникаций по назначению. Это может выражаться не только в физическом присутствии лиц на месте блокирования, но и в совершении ими действий. Например, на железнодорожном транспорте это наложение посторонних предметов на железнодорожное полотно, вывод из строя средств сигнализации, связи, приводящих к материальным потерям. В некоторых случаях, если об этом своевременно не узнают работники железной дороги, отвечающие за безопасность движения, это может привести к тяжелым последствиям (крушению поездов). На воздушном транспорте, при блокировании взлетно-рулежной полосы, пикетирующие могут прибегнуть к повреждению полосы, что в свою очередь может привести к большим материальным затратам. На водном транспорте результаты блокирования сходны с вышеперечисленными.

Особое внимание следует уделить рассмотрению блокирования железнодорожного транспорта.

Например, первыми перекрывать федеральные магистрали додумались горняки 11 лет назад. 13 мая шахтеры города Инты перекрыли железнодорожную магистраль Москва — Воркута. Через два дня их коллеги заблокировали Транссибирскую магистраль. К 22 мая были перекрыты все крупные магистрали страны. В России фактически были остановлены грузовые железнодорожные перевозки. Восточная часть страны была отрезана от западной. 11 июня 180 шахтеров из Воркуты приехали к Белому дому. Горняки требовали погашения долгов по зарплате, которые на тот момент достигли 60 млн. деноминированных рублей. Звучали политические требования: горняки настаивали на отставке правительства. Шахтеры понемногу стали получать задержанную зарплату, но 17 августа в России грянул экономический кризис, и всей стране стало не до горняков. Без лишнего шума они уехали с Горбатого моста в Воркуту, разблокировали железные дороги.

Во-первых, железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, что нашло свое нормативное закрепление в статье 1 Федерального закона «О Федеральном железнодорожном транспорте». В отношении автомобильных дорог дело обстоит иначе. Например, сеть автомобильных коммуникаций такова, что позволяет пустить транспортные средства в объезд тех дорог, где есть заблокированные участки. На воздушном транспорте произошло несколько случаев блокирования коммуникаций, но материальные потери были незначительны. К тому же эти случаи блокады имели кратковременный характер. На водном транспорте такой случай был только один.

В случае блокирования транспортных коммуникаций на органы внутренних дел возлагается обязанность принять все необходимые меры по предотвращению и, если возникнет необходимость, меры по пресечению блокирования транспортных коммуникаций, вплоть до применения специальных средств, но только в случаях, когда все меры профилактических мероприятий исчерпаны и не дали положительного результата в разрешении данной обстановки мирным (не силовым) путем.

При проведении мероприятий по разблокированию транспортной коммуникации участвуют подразделения ОВД воинские части ВВ МВД России, военизированная охрана на железнодорожном транспорте.

При предотвращении и пресечении блокирования транспортных коммуникаций взаимодействие между территориальными и транспортными ОВД осуществляется в следующих формах:

- взаимный обмен оперативной и другой информацией о подго­тавливаемых акциях блокирования транспортных коммуникаций, со­вместный ее анализ и прогнозирование развития событий;

- совместная разработка и принятие решений, направленных на предотвращение и пресечение указанных акций;

- проведение совместных профилактических мероприятий среди работников, пассажиров транспортных коммуникаций, среди населения, а также в трудовых коллективах предприятий, организаций и учреждений, расположенных в городах и других населенных пунктах, обслуживаемых конкретными территориальными ОВД;

- подготовка планов специальных операций с расчетами сил и средств, их расстановкой на случай блокирования транспортных коммуникаций, в том числе создание объединенного оперативного штаба и других специальных группировок;

- проведение совместных занятий, учений, тренировок, деловых игр с личным составом указанных ОВД;

- организация и поддержание взаимодействия с другими государственными и общественными органами, участвующими в предотвращении и пресечении акций блокирования транспортных коммуникаций.

Главные направления совершенствования взаимодействия территориальных и транспортных ОВД по предотвращению и пресечению акций блокирования транспортных коммуникаций целесообразно объединить в следующие блоки:

- постоянное совершенствование профессионального уровня и мастерства всего личного состава, участвующего в предотвращении и пресечении акций блокирования транспортных коммуникаций;

- оказание взаимной помощи в поиске и внедрении в практику эффективных технических и специальных средств, для применения в профилактической деятельности при блокировании транспортных ком­муникаций. В указанном направлении должно осуществляться взаимо­действие с администрацией транспортных коммуникаций, которая рас­полагает необходимыми материальными и финансовыми средствами для приобретения технических и специальных средств;

- научная организация управленческого труда, совместное ис­пользование методических, научно-аналитических, прикладных материалов по вопросам разблокирования транспортных коммуникаций;

- совершенствование тактики совместной деятельности при раз­блокировании транспортных коммуникаций, в том числе тактической подготовки личного состава, участвующего в этой работе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: