Управление и организация действий по пресечению блокирования




Управление силами и средствами по разблокированию транспортных коммуникаций представляет собой единую систему взаимосвязанных и в определенном порядке осуществляемых оперативным штабом действий в целях прекращения участниками противоправной деятельности и восстановления нормального функционирования транспортной магистрали.

Если существует наибольшая вероятность блокирования транспортных коммуникаций, руководителю оперативного штаба необходимо уяснить характер складывающейся обстановки и прогноз ее дальнейшего негативного развития, а также определить мероприятия, которые следует провести для организации специальной операции, и рассчитать время, затрачиваемое на их проведение; определить замысел специальной операции и отдать распоряжения о сборе по сигналу оповещения группировки и членов оперативного штаба.

Также необходимо провести совещание членов оперативного штаба с целью оценки обстановки и принятия решения на проведение специальной операции и последующей разработки плана специальной операции и отдачи приказа на ее проведение, организовать непосредственную подготовку сил и средств к выполнению поставленных задач.

Успешное выполнение всех мероприятий во многом зависит от качества работы организационно-аналитической группы оперативного штаба. Функции взаимодействия осуществляются также вышестоящими руководителями МВД, а в случае их прибытия к месту происшествия управление совместными силами и средствами ОВД переходит к указанным лицам.

Согласно Приказу МВД РФ № 363, представляется необходимым заблаговременно готовить органы внутренних дел и воинские части внутренних войск МВД России к действиям при блокировании транспортных коммуникаций.

Заблаговременная подготовка органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при блокировании транспортных коммуникаций должна включать:

- разработку плана действий МВД (ГУВД, УВД, УВДТ) республики, края, области, района, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательных учреждений профессионального образования МВД России (далее - учебные заведения МВД России), военных образовательных учреждений профессионального образования внутренних войск МВД России (далее - военно-учебные заведения внутренних войск МВД России) по предотвращению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций;

- обучение и слаживание создаваемых групп и органов управления:

- тыловое и техническое обеспечение сил и средств, привлекаемых к действиям при предотвращении и пресечении блокады транспортных коммуникаций.

Анализ действий органов внутренних дел показал, что блокированию транспортных коммуникаций в абсолютном большинстве случаев предшествует сбор участников проведения митинга, во время которого организаторы и подстрекатели призывают собравшихся перейти от акций протеста к блокированию транспортных коммуникаций. И если это им удалось, то собравшиеся выдвигаются к выбранному организаторами месту блокирования и затем блокируют участок транспортной магистрали.

Таким образом, расчет сил и средств необходимо разбить на два этапа:

- на предотвращение блокирования транспортной коммуникации во время сбора (проведения митинга) и выдвижения митингующих к месту блокирования транспортной коммуникации;

- для пресечения блокирования транспортной коммуникации.

Задачи по этапам могут быть различными, это зависит от степени. сложности обстановки. При заблаговременном их определении целесо­образно исходить из того, что оперативная обстановка на данной территории будет очень сложная (вероятность этого велика) и готовность действовать в этой обстановке позволит уверенно действовать в любой менее сложной обстановке.

При сборе неорганизованных групп (толп) такими задачами могут быть:

- воспрещение проноса оружия, бутылок (емкостей) с легковос­пламеняющимися жидкостями, взрывных устройств и т.д.;

- воспрещение прохода лиц, находящихся в алкогольном или нар­котическом опьянении;

- воспрещение возрастания численности собравшихся сверх заяв­ленного и разрешенного;

- в случае выдвижения митингующих к месту блокирования транспортных коммуникаций - необходимость предусмотреть предотвращение совершения поджогов торговых палаток, киосков, автомобилей, пресечение хулиганства и др.

При блокировании транспортной коммуникации возникают следующие задачи:

- вытеснение с транспортной коммуникации лиц, осуществляющих ее блокаду;

- недопущение прибытия новых лиц на место блокирования.

В замысле по проведению специальной операции необходимо отразить: объем задач по предотвращению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций, определить задачи, на выполнении которых следует сосредоточить основные усилия, способы их выполнения, необходимое количество сил и средств, их группировку, уточнить, от каких подразделений органов внутренних дел, внутренних войск выделяются силы и средства и в чье оперативное подчинение они поступают. Определяется, какие силы и средства необходимо привлечь к выполнению других задач, какова их группировка и от каких подразделений органов внутренних дел, внутренних войск выделяются силы и средства, в чье оперативное подчинение они поступают, а также основные мероприятия по всестороннему обеспечению групп (группировки).

На оперативном совещании руководителю оперативного штаба необходимо произвести в первую очередь следующие действия: проин­формировать присутствующих о складывающейся обстановке, объявить замысел действий по предотвращению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций, дать поручения о подготовке членами оперативного штаба предложений и оперативно-тактических расчетов на применение подчиненных сил и средств при проведении мероприятий по предотвращению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций.

При проведении оценки общей обстановки необходимо тщательно изучить характеристики организаторов и подстрекателей блокирования транспортных коммуникаций, их количество, социальный и национальный состав, возможное поведение групп (слоев) населения, принимающих участие в блокировании транспортных коммуникаций, возможность применения членами групп (слоев) населения предметов, которые могут использоваться как средства нападения, а также холодного (огнестрельного) оружия, взрывных устройств и т.п.

Если времени на организацию мероприятий по разблокированию транспортной коммуникации недостаточно, оценку обстановки следует провести по карте. Если же времени на проведение рекогносцировки будет достаточно, то ее лучше произвести для более объективной оценки обстановки, складывающейся на данной территории, а следовательно, и принятия более обоснованного решения на применение сил и средств.

Во время рекогносцировки необходимо изучить место сбора ми­тингующих, вероятные маршруты движения пикетчиков, место блокирования транспортных коммуникаций, возможные способы действий собравшихся для блокирования транспортных коммуникаций, возможность применения ими взрывных устройств и других средств для вывода из строя транспортных коммуникаций.

Следует обратить особое внимание на изучение характеристики организаторов и подстрекателей. Необходимо определить возраст, род занятий, не состоят ли на оперативных учетах в органах внутренних дел, не являются ли они руководителями или членами экстремистской организации или организованной преступной группы. При изученииихдействий нужно установить цели митингующих (корыстные, политические, конъюнктурные), принимали ли они участие в устранении причин обострения обстановки законными методами, понимают ли свою ответственность за организацию преступления и т.п.

В ходе оценки обстановки и в ходе проведения рекогносцировки необходимо рассмотреть предложения и оперативно-тактические расчеты членов оперативного штаба. А по результатам оценки обстановки и обсуждения оперативно-тактических расчетов и предложений членов оперативного штаба руководителю оперативного штаба целесообразно принять наиболее оптимальное решение, в котором должны быть определены: этапы проведения специальной операции, в том числе замысел специальной операции, привлекаемые силы и средства для ее проведения и их группировку, задачи групп (по этапам); порядок взаимодействия групп оперативного построения; мероприятия по всестороннему обеспечению групп, а также порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; построение системы управления и связи и срок готовности к действиям (выполнению задачи).

При постановке задач группам необходимо указать: состав группы, начальника (командира), место расположения (рубеж развертывания), задачу и способ ее выполнения, место сосредоточения основных усилий.

Решение должно быть объявлено всем членам оперативного штаба, которые в последующем направляются в подчиненные группы для их непосредственной подготовки к выполнению поставленных задач. Организационно-аналитическая группа по указанию руководителя опе­ративного штаба разрабатывает план специальной операции и приказ о ее проведении.

План специальной операции разрабатывается на карте (схеме, плане города) масштаба 1: 50000. К плану прилагается пояснительная записка.

На карту (схему, план города) должно быть нанесено:

- название специальной операции;

- место сбора митингующих и рубежи его оцепления;

- места расположения КПП, групп ведения переговоров, докумен­тирования, заслонов группы блокирования, группы изъятия и других групп.

 

 

 

Группы создаваемые на базе подразделений МВД России: оперативная, ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, блокирования, применения специальных средств, наблюдения, разграждения, изъятия, конвоирования, документирования, следственная, группа пункта проверки граждан, материально-технического обеспечения, медицинского обеспечения, морально-психологического обеспечения, резерв.

 

В пояснительной записке должны быть указаны:

- мероприятия по обеспечению оперативного контроля за органи­заторами, подстрекателями и активными участниками блокирования транспортных коммуникаций;

- мероприятия по обеспечению маневра силами и средствами;

- оперативно-тактические расчеты на создание групп оперативного построения;

- план связи (схема связи, распоряжение по связи и защите ин­формации);

- таблица взаимодействия (по этапам специальной операции);

- порядок применения физической силы, специальных средств исключительных случаях - оружия).

Необходимо также отдельными приложениями составить таблицы взаимодействия и сигналов управления.

В приказе на проведение специальной операции необходимо указать:

- краткую характеристику обстановки;

- цель и замысел специальной операции;

- задачи группам по этапам специальной операции;

- порядок взаимодействия;

- меры по всестороннему обеспечению;

- порядок применения физической силы, специальных средств исключительных случаях - оружия);

- места расположения и порядок перемещения ВПУ (вспомогательный пункт управления), сроки представления донесений;

- время готовности к проведению специальной операции.

Планирующиеся документы согласовываются с представителями органа исполнительной власти, их основное содержание докладывается руководителю вышестоящего оперативного штаба, после чего утверждаются (подписываются) руководителем оперативного штаба. Руководитель оперативного штаба предлагает представителям органа исполнительной власти использовать материалы звукозаписи проведенных мероприятий по устранению причин обострения обстановки при ведении разъяснительной работы с гражданами в месте сбора.

При организации непосредственной подготовки к выполнению задач особое внимание необходимо обратить на поддержание взаимодействия, связи, обмена получаемой информацией, отработку способов 'действий групп, соблюдение законности. При недостатке времени необходимо проводить инструктирование групп.

Руководитель оперативного штаба обязан:

- заблаговременно (до начала сбора участников акции протеста) выдвинуть и развернуть группировку и при необходимости уточнитьнаместности задачи и способы их выполнения;

- с началом подхода граждан включить полученные от представителей исполнительной власти материалы с записью текста о принятых мерах по устранению причин, побудивших часть людей пойти на блокирование транспортной коммуникации, и продолжать передачу этих материалов до начала выступления организаторов акции протеста;

- с началом выступления организаторов начать распространение листовок;

- после каждого выступления организаторов (подстрекателей), оперирующих ложными сведениями, дать возможность выступить пол­номочным представителям ведомств с разоблачением ложной информации, и, если есть достоверные данные о корыстных целях организаторов и подстрекателей, сообщить об этом собравшимся.

В зависимости от обстановки могут осуществляться и другие ме­роприятия.

Во время выступлений должен быть обеспечен свободный выход граждан, отказавшихся от участия в блокировании транспортных ком­муникаций, за пределы района оцепления. Оперативная группа и внештатные сотрудники должны инициировать граждан на выход из оцепленного района.

Группа изъятия должна удалять лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за рубеж оцепления.

С началом выдвижения и на маршруте к месту блокирования транспортных коммуникаций группа ведения переговоров должна про­должать передачу записанных на пленку текстов о принятых мерах по устранению причин и выполнении законных требований граждан, а также новой информации, поступившей от представителей органа исполнительной власти и из других ведомств.

Все попытки прорваться через группу блокирования должны пре­секаться, при этом может применяться физическая сила, а в критических ситуациях и специальные средства.

Попытки обхода группы блокирования должны предотвращаться резервом группы блокирования либо резервом руководителя оперативного штаба с применением физической силы или специальных средств.

Если какой-то части граждан удалось прорваться через группу блокирования либо обойти ее и выйти на транспортную коммуникацию и расположиться на ней, целесообразно группе ведения переговоров призвать прорвавшихся к отказу от продолжения противоправных действий и покинуть место блокирования транспортной коммуникации и объявить, что в случае отказа к ним будет применена физическая сила или специальные средства. При отказе и оказании сопротивления группа изъятия применяет физическую силу (а если необходимо, и специальные средства) в отношении правонарушителей для их задержания, передачи группе конвоирования и доставления на пункт проверки граждан. Маршрут движения группы конвоирования не должен проходить через толпу, остановленную перед рубежом блокирования.

Перед проведением специальной операции руководитель оперативного штаба еще раз должен обратиться к участникам акции протеста с предложением прекратить противоправные действия и покинуть за­блокированную транспортную коммуникацию и предупреждением, что в противном случае будут применены силовые действия.

Способы действий групп по разблокированию транспортной ком­муникации в зависимости от обстановки могут быть различны. Это оце­пление и изоляция всех участников акции, задержание организаторов и активных ее участников и рассредоточение остальной части граждан. В других случаях может быть применена тактика вывода участников акции блокирования транспортных коммуникаций группами в другие места на большое расстояние от транспортных коммуникаций, а также разблокирование «бесконтактным» способом с помощью применения специальных средств.

Группа документирования фиксирует действия правонарушителей, а также работу группы ведения переговоров и группы изъятия.

На место блокирования транспортной коммуникации направляется следственно-оперативная группа для осмотра места происшествия и сбора вещественных доказательств.

С началом силовых действий руководитель оперативного штаба должен лично контролировать ход выполнения задач группами блокирования, изъятия, применения специальных средств и другими, а кроме того, следить за поведением сотрудников и своевременно пресекать недозволенные действия в отношении участников акции протеста, принимать доклады об обстановке как с места проведения специальной операции, так и из других мест, где отмечается скопление граждан. Особое внимание должно уделяться местам вынужденной стоянки пассажирских поездов, поездов пригородного сообщения (автотранспорта), остановленных по причине блокирования транспортной коммуникации на данном участке дороги. Руководитель ОВД должен организовать и лично среди митингующих проводить разъяснительную работу, направленную на недопущение обострения обстановки, своевременно информировать пассажиров об обстановке и принимаемых мерах по разблокированию транспортных коммуникаций. При затяжном характере блокирования транспортной коммуникации руководитель оперативного штаба обязан внести предложение представителям органов исполнительной власти об изыскании возможности отправки пассажиров к месту назначения другим видом транспорта или объездным путем.

Остановленную перед рубежом блокирования часть людей целе­сообразно предупредить, что они совершают административное право­нарушение — перекрывают движение транспортных средств и пешехо­дов по улице (дороге), потребовать освободить проезжую часть и предупредить, что если это требование не будет выполнено, то органы внутренних дел будут вынуждены рассредоточить толпу с применением физической силы и специальных средств.

Группа охраны общественного порядка располагается отдельными нарядами вдоль маршрута (маршрутов) движения с задачей недопущения (пресечения) поджогов, погромов и других правонарушений.

При отказе участников блокирования транспортных коммуникаций освободить улицу (дорогу) группа блокирования и резерв руководителя оперативного штаба производит рассредоточение собравшихся по возможности в разных направлениях до мелких групп и одиночек.

По выполнении всех предусмотренных планом специальной операции задач руководитель оперативного штаба отдает распоряжение об окончании специальной операции, о результатах специальной операции докладывает руководителю оперативного штаба вышестоящего органа внутренних дел и руководителю органа исполнительной власти.

Руководитель оперативного штаба после проведения специальной операции обязан:

- обеспечить охрану общественного порядкапо усиленному варианту;

- создать маневренные группы численностью до 50 человек каждая для локализации и задержания экстремистки настроенных групп граждан, совершающих противоправные деяния;

- проанализировать действия группировки сил и средств в ходе специальной операции;

- если это необходимо, организовать разработку мероприятий по повышению готовности сил и средств к действиям по предотвращению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций;

- организовать разбор действий группировки сил и средств в специальной операции со всеми категориями личного состава.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт предпринимавшихся органами внутренних дел действий по разблокированию транспортных коммуникаций показал, что не всегда удается своевременно устранять причины таких акций протеста. В большинстве случаев организовывались и проводились специальные операции. Причем более успешно действовали те ОВД, в которых наряду с проведением предупредительно-профилактических мероприятий разрабатывались планы специальных операций и проводилась непо­средственная подготовка группировки и органов управления к действиям по пресечению блокирования транспортных коммуникаций.

При проведении предупредительно-профилактических мероприятий целесообразно параллельно осуществлять подготовку сил и средств органов внутренних дел к проведению специальной операции по пресечению блокирования транспортных коммуникаций.

Необходимо учесть, что проведение специальной операции является крайней мерой, когда предупредительно-профилактические мероприятия не дали положительного результата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: