II. Общее профессиональное образование




I. Общие положения

1. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны[1] определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны[2], основными задачами которого являются:

Ø организация и осуществление профилактики пожаров;

Ø спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

Ø организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ[3].

2. Положения настоящего Порядка обязательны для исполнения личным составом (сотрудниками и работниками) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы[4], проходящим службу (работающим) в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, научных и образовательных организациях МЧС России, отрядах ФПС, органов управления других видов пожарной охраны[5], определенных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[6], а также в объектовых, территориальных, договорных, специальных и воинских подразделениях ФПС и подразделениях других видов пожарной охраны, созданных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ[7] в населенных пунктах и организациях[8], за исключением подразделений добровольной пожарной охраны.

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

Ø подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению

Ø пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[9];

Ø получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

Ø совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

Ø формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

Ø обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

Ø выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

Ø формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально - психологических качеств и психических процессов;

Ø совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно - спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей[10];

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

Ø основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе[11];

Ø среднего профессионального образования; высшего образования;

Ø дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен)[12] к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС[13];

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

е) переподготовки;

ж) стажировки;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители)[14] органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

Ø осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

Ø обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров; обеспечивать содержание учебно-материальной базы;

Ø осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области профессиональной подготовки, соблюдением правил охраны труда при проведении занятий, учений, тренировок, состоянием процесса подготовки, своевременным и объективным подведением итогов подготовки;

Ø организовывать изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику профессиональной подготовки;

Ø анализировать состояние профессиональной подготовки и разрабатывать меры по ее совершенствованию;

Ø создавать условия, стимулирующие потребность у личного состава подразделений пожарной охраны в постоянном повышении своих знаний, навыков и умений в работе с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи, а также в умении быстро и грамотно решать оперативно-служебные задачи;

Ø подводить итоги обучения личного состава подразделений пожарной охраны за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год.

8. Основным организационным документом при планировании профессиональной подготовки в учебном году является приказ начальника подразделения пожарной охраны об итогах профессиональной подготовки органа управления, подразделения пожарной охраны в текущем учебном году и задачах на следующий учебный год[15], в котором:

Ø отражаются итоги и анализ профессиональной подготовки личного состава подразделения пожарной охраны за прошедший учебный год;

Ø определяются цели и задачи на следующий учебный год;

Ø утверждаются тематические планы по организации профессиональной подготовки на следующей учебный год;

Ø назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса.

9. Основными документами по планированию профессиональной подготовки в учебном году являются:

а) в органах управления:

Ø план профессиональной подготовки (приложение № 1 к настоящему Порядку);

Ø план комплектования учебных групп (приложение № 2 к настоящему Порядку);

Ø тематический план занятий по служебной подготовке (приложение № 3 к настоящему Порядку);

Ø расписание занятий (приложение № 4 к настоящему Порядку).

б) в подразделениях пожарной охраны:

Ø план профессиональной подготовки (приложение № 1 к настоящему Порядку);

Ø годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (приложение № 5 к настоящему Порядку);

Ø тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов (приложение № 6 к настоящему Порядку);

Ø расписание занятий (приложение № 4 к настоящему Порядку).

10. Для организации и проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в каждом подразделении пожарной охраны должен быть оборудован учебный класс обеспеченный техническими средствами обучения, учебной литературой и наглядными пособиями. Один час занятий должен составлять 45 минут.

11. Для проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны по пожарно-строевой и физической подготовке должны быть оборудованы специальные комплексы, спортивные городки, площадки, залы или комнаты.

12. Физическая подготовка личного состава подразделений пожарной охраны должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и должна быть направлена на развитие физических способностей и двигательных навыков прикладного характера, повышение функциональных возможностей организма, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям и укрепление здоровья.

13. Пожарно-строевая подготовка в подразделениях пожарной охраны должна проводиться в целях:

Ø обучения приемам и способам действий личного состава пожарной охраны с пожарной и аварийно-спасательной техникой, вооружением и оборудованием;

Ø выработке навыков слаженной работы и умелого применения пожарной, аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

14. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны является ответственным за организацию и качество проведения профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, соблюдение личным составом подразделения пожарной охраны правил охраны труда при проведении занятий.

15. В начале учебного года в каждом органе управления, подразделении пожарной охраны разрабатывается и утверждается план совершенствования учебной материально-технической базы.

16. Начальники органов управления самостоятельны в выборе форм, методов и средств обучения с учетом социально-экономических, технических и других условий и особенностей функционирования подразделений пожарной охраны, формировании и утверждении планов профессиональной подготовки, тематических планов, иных видов деятельности в области профессиональной подготовки, при условии, что они не противоречат законодательству Российской Федерации.

17. Начальники подразделений пожарной охраны самостоятельны в определении тематики боевой подготовки личного состава караулов и самостоятельного обучения личного состава караулов, утверждении документов планирования профессиональной подготовки, выборе средств и методов обучения, осуществлении процесса обучения, учебно-методической работы, совершенствовании и развитии учебной материально-технической базы и иных видов деятельности.

18. Начальник подразделения пожарной охраны не вправе изменять количество учебных часов по предметам обучения в сторону их уменьшения, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, и является ответственным за:

Ø выполнение функций по обеспечению подготовки личного состава подразделения пожарной охраны;

Ø реализацию плана профессиональной подготовки;

Ø качество подготовки личного состава подразделения пожарной охраны, отделений, караулов;

Ø своевременность подведения итогов;

Ø обеспечение безопасных условий при проведении занятий.

19. Начальник караула является ответственным за качество подготовки личного состава возглавляемого им караула.

20. Начальник караула должен лично организовывать и проводить занятия и мероприятия, предусмотренные планом профессиональной подготовки и расписанием занятий по боевой подготовке личного состава караулов.

21. Личный состав органов управления, подразделений пожарной охраны на занятиях по профессиональной подготовке должен постоянно совершенствовать уровень теоретических и практических навыков в области тушения пожаров и ликвидации ЧС, темы занятий должны конспектироваться в учебных тетрадях.

II. Общее профессиональное образование

22. Организация основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования проводится в соответствии законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: