101. Служебная подготовка должна проводиться в целях закрепления, обновления и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков начальствующего состава.
102. Порядок организации и проведения занятий в системе служебной подготовки начальствующего состава ежегодно устанавливается итоговым приказом начальника соответствующего органа управления, подразделения пожарной охраны (отдельным разделом), в котором анализируются итоги служебной подготовки начальствующего состава за истекший период, определяются количество и состав учебных групп, с учетом специализации начальствующего состава, назначаются руководители учебных групп, утверждается тематический план занятий по служебной подготовке на следующий учебный год (приложение № 3 к настоящему Порядку).
103. Занятия по служебной подготовке начальствующего состава должны проводиться в соответствии с расписанием занятий. Учет занятий ведется в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки[33] (приложение № 14 к настоящему Порядку).
104. В органах управления, занятия по служебной подготовке начальствующего состава проводятся с февраля по ноябрь, ежемесячно, из расчета не менее 60 часов в год, из которых 18 часов отводится на занятия в общей группе начальника органа управления (из них 8 часов на общественногосударственную подготовку), остальные на специальную подготовку, проводимую в группах по направлениям служебной деятельности[34].
105. Общественно-государственная подготовка должна проводиться с целью изучения начальствующим составом органа управления основных аспектов государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности страны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, формирования позитивного профессионального и нравственного облика воспитания, дисциплинированности и ответственности обучаемого.
106. Занятия в группе начальника органа управления должны проводиться в структурных подразделениях территориального органа МЧС России и организациях МЧС России.
107. В группе начальника органа управления изучаются вопросы по реализации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по защите населения и территорий от пожаров и ЧС.
108. Темы занятий по специальной подготовке определяются руководителем учебной группы.
109. Перед началом каждого учебного года органами управления организуются и проводятся однодневные учебно-методические сборы для лиц, ответственных за организацию профессиональной подготовки.
110. Лица, проводящие занятия по служебной подготовке, по каждой изучаемой теме должны иметь план-конспект проведения занятий, утвержденный непосредственным руководителем.
111. Начальствующему составу органов управления пропустившему занятия выдаются индивидуальные задания. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в журнале учета занятий в системе служебной подготовки, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки.
112. В группе специальной подготовки, созданной для обучения начальствующего состава ФПС, непосредственно выступающего в роли руководителей тушения пожара и ликвидации ЧС, а также членов оперативного штаба тушения пожаров и ликвидации ЧС, в органах управления организуются занятия в системе школы оперативного мастерства[35].
113. ШОМ должен проводиться в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителей тушением пожара и ликвидацией ЧС, а также членов оперативного штаба пожаротушения.
114. В целях совершенствования приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС на занятия в системе ШОМ могут привлекаться должностные лица других видов пожарной охраны и представители заинтересованных организаций.
115. Основными задачами ШОМ являются:
Ø совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески мыслить, использовать передовой опыт и научные достижения;
Ø повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их практическому применению;
Ø совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
Ø обучение начальствующего состава умению быстро и грамотно выбирать решающее направление при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также осуществлять расчет сил и средств, необходимых для их проведения, и их расстановку с учетом наиболее эффективной схемы боевого развертывания;
Ø совершенствование имеющихся навыков и практического опыта у начальствующего состава в организации управления силами и средствами подразделений пожарной охраны, отработки слаженности действий подчиненного ему личного состава;
Ø совершенствование навыков у начальствующего состава подразделений пожарной охраны в организации обучения и воспитания подчиненных;
Ø повышение служебного мастерства по линии специализации.
116. Обучение в ШОМ осуществляется в следующих формах:
а) классно-групповые занятия;
б) семинары;
в) оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда подразделений пожарной охраны (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);
г) ПТУ;
д) групповые упражнения (деловые игры);
е) разбор пожаров.
117. В процессе обучения в системе ШОМ начальствующий состав должен изучать:
Ø оперативно-тактические характеристики гарнизона;
Ø оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, расположенных на территории гарнизона;
Ø тактико-технические характеристики пожарных автомобилей и оборудования, находящихся на вооружении подразделений пожарной охраны, схемы их наиболее рационального использования;
Ø тактические возможности подразделений пожарной охраны, входящих в состав гарнизона;
Ø закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;
Ø огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи;
Ø методы расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;
Ø тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
Ø назначение и устройство СИЗОД и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению;
Ø условия организации и проведения ПТУ и ПТЗ (теоретические и практические).
118. На практических занятиях в системе ШОМ начальствующий состав должен отрабатывать:
Ø основные принципы выбора решающего направления при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
Ø определение необходимого количества сил и средств, принятие правильных решений по их рациональному использованию при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
Ø условия работы со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, средствами связи, работе в СИЗОД;
Ø вопросы по разбору действий личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
119. В начале учебного года руководителем группы ШОМ для каждого обучаемого определяется индивидуальное задание, которое должно быть реализовано обучаемым самостоятельно в виде разработки плана тушения пожара, подготовки плана-конспекта на проведение ПТУ, либо выполнении иного индивидуального задания, направленного на совершенствование гарнизонной и караульной служб.
120. Подготовка газодымозащитников в системе служебной подготовки начальствующего состава должна проводиться под руководством начальника нештатной газодымозащитной службы гарнизона в дополнительные часы занятий, согласно плану профессиональной подготовки:
Ø в теплодымокамере, учебно-тренировочных комплексах - не менее одного раза в квартал;
Ø на огневой полосе психологической подготовки и иных учебнотренировочных объектах с применением открытого огня - не менее одного раза в год.
121. Учебный год в системе служебной подготовки начальствующего состава заканчивается проведением итоговых занятий продолжительностью 2 часа, которые должны проводиться в целях определения уровня профессиональной подготовленности начальствующего состава.
В рамках итоговых занятий должна проводиться обязательная проверка профессиональных знаний, умений и навыков начальствующего состава по видам служебной и физической подготовки.
122. Физическая подготовка должна проводиться с целью повышения уровня физической подготовленности и выносливости начальствующего состава с периодичностью 1-2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа.