Тема 7. Затраты на качество
1. Экономика управления качеством: основные категории.
2. Виды эффектов в экономике качества.
3. Источники информации по затратам на качество
4. Методы оценки затрат на качество (Калькуляция затрат=классификация затрат)
5. Экономическая эффективность управления качеством.
6. Оптимизация качества продукции.
1. Экономика управления качеством: основные категории
Управление качеством имеет конечной целью достижение экономического эффекта, т.е. ориентировано на получение предприятием прибыли. Применительно к специфике экономики управления качеством следует выделить две основные задачи:
- определение наиболее целесообразного, обеспечивающего необходимую конкурентоспособность уровня качества;
- обеспечение достижения заданного уровня качества.
Особое значение при этом имеет раскрытие социально-экономического содержания понятия «потребительная стоимость ».
С одной стороны, потребительная стоимость — это экономическое отношение между субъектами в процессе ее потребления как материально-вещественного образования и воплощение затрат труда, использованного на создание этого образования. Как экономическое отношение между людьми потребительная стоимость выражается в экономии затрат труда, выявляемой в процессе ее потребления.
С другой стороны, потребительная стоимость — это материально-вещественный полезный результат производства, и выступающий носителем экономического отношения во взаимосвязи между производителем и потребителем. В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью.
Количественная сторона потребительной стоимости — это степень удовлетворения определенной потребности в данном объекте. Таким образом, полезность объекта — это способность обладать потребительной стоимостью. Вышесказанное определяет взаимосвязь понятий «качество », «полезность », «потребительная стоимость ». При этом качество выражает не просто полезность объекта, а степень его полезности. То есть получается цепочка (рис. 1), в которой затраты на качество определяют его уровень, а уровень качества определяет степень полезности объекта, непосредственно реализованной в потребительной стоимости.
|
Рис. 1 Взаимосвязь категорий качество и потребительная стоимость
В то же время ценность, полезность объектов не всегда однозначно определяются их количеством и качеством. Качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя.
Виды эффектов в экономике качества
Применяя понятие потребительной стоимости по отношению к конкретному объекту, можно говорить об общей экономической основе потребительной стоимости и качества, так как обе эти категории связаны с удовлетворением определенных потребностей. В связи с этим изменение потребительной стоимости (степени полезности) является одним из видов экономических эффектов от изменения качества. Он, в первую очередь, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, оборота, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, победам над конкурентами и т.п.
Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой
|
предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное качество не соответствует проектному, а также тому качеству, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспектах, рекламах, контрактах и т.д. Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток».
Предотвращенный убыток — это невозникщий, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат.
Предотвращенные убытки бывают двух родов (рис. 2.):
1. Положительный ущерб, определяемый уменьшением наличного имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.
2. Упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм.
Рис. 2. Виды эффектов в экономике качества
Эффективное управление качеством позволяет реально повысить производительность предприятия, в первую очередь, за счет уменьшения затрат материалов и труда на тот же объем производства. Более высокое качество продукции приводит к повышению потребительского спроса на нее, увеличению оборота и, следовательно, доходов фирмы, снижению отходов производства и его стоимости, совершенствованию логистики и экономии, связанной со значительно меньшими требованиями к объему необходимых запасов.
Таким образом, рассматривая экономические эффекты от повышения качества, следует понимать, что в конечном итоге они материализуются в виде реальной прибыли предприятия.