5. Экономическая эффективность управления качеством (https://studopedia.ru/2_101113_ekonomicheskaya-effektivnost-upravleniya-kachestvom-produktsii.html)
Экономическая эффективность управления качеством – это характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения экономических результатов.
При работе фирм в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта. Принято называть такое качество «нужным качеством».
Анализируя характер зависимости прибыльности фирмы от таких показателей, как уровень качества и цена продукта можно сделать следующие выводы:
а) прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот;
б) прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты фирмы;
в) прибыль падает также при слишком низких ценах, так как даже возрастающая при этом доля фирмы на рынке не в состоянии привести к адекватному росту оборота в денежном выражении.
г) слишком высокие цены также ведут к снижению данного оборота в результате значительного сокращения доли фирмы на рынке.
Общий вывод из приведенного анализа: фирма не всегда будет получать прибыль от увеличения производства. На какой-то стадии расширения производства фирма может вообще не получать прибыли или даже нести убытки. Выход один: в условиях жесткой конкуренции, когда происходит борьба за потребителя, фирма должна постоянно совершенствовать свой товар. То есть, расширяя производство усовершенствованных, конкурентоспособных товаров, фирма может получить более высокую прибыль.
|
В данном случае, фирма столкнулась с проблемой взаимосвязи экономической эффективности и конкурентоспособности продукции (особенно новой). Рассмотрим эту проблему более подробно.
Методы расчета экономической эффективности можно классифицировать по четырем направлениям.
Первое направление включает в себя применение новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, новых способов организации производства и труда, усовершенствованной технологии, обеспечивающих повышение качества продукции при одновременной экономии производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции.
В этом случае расчет годового экономического эффекта производится по формуле:
Э = (З1 – З2) • В2,
где Э – годовой экономический эффект, ден. ед.;
З1 и З2 – приведенные затраты единицы продукции (работы), производимой с помощью базовой (1) и новой (2) техники, ден. ед.;
В2 – годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, нат. ед.
Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машины, оборудование) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки эксплуатации и т.д.)
Третье направление включает в себя производство и использование новых или усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные ресурсы, как материалы, сырье, топливо, а также средства труда со сроком службы менее одного года.
|
Четвертое направление проводимых организационных мероприятий включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналога, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой) для удовлетворения нужд населения или этой продукции, разработанной на основе НИР и ОКР.
Рассмотрим, как применительно к данным составляющим можно рассчитать некоторые годовые эффекты от управления качеством. При этом прогресс в области качества будем связывать с внедрением новой системы управления качеством.
Улучшение качестваприводит к следующим данным эффектам.
1. Годовой эффект от сокращения внутрифирменных отклонений:
где: Y – объем производства продукта в оцениваемом периоде;
δ1, δ2 – удельный вес потерь от внутрифирменных дефектов в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения системы качества и с ней).
2. Годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций:
где: λ1, λ2 – удельный вес потерь от рекламаций в базовом и оцениваемом году.
3. Годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь, не входящих в плановую стоимость себестоимость продукта:
где: ∆Cij = ∆Cij1 – ∆Cij2 – снижение j–х непроизводительных потерь i–го вида продукта в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения системы качества;
n – число видов продукта, по которым были допущены непроизводительные потери;
m – число видов непроизводительных потерь.