Теоретические основы методики преподавания




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6.

Тема 1.5. Технологии отбора и организации содержания учебных курсов

Методика подготовки чтения лекций по спецдисциплинам ВУЗа Методика проведения практических занятий спецдисциплин: семинар, лабораторная, практикум. Компетенции: ПК-5, ПК-10.

Теоретические основы методики преподавания

 

Термин "методика" имеет древнегреческое происхождение и переводится как путь выполнения работы, учение о нем. В педагогике методика есть раздел науки, которая излагает правила и методы преподавания учебной дисциплины, предмета. Методика выделилась из теории обучения (дидактики), которая излагает теоретические основы образования и обучения – прежде всего обоснования учебных программ, планов, принципов, методов и организационных форм обучения. Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения - дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Под методами обучения понимают:

- способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом;

- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования;

-способ организации познавательной деятельности учащихся".

Словом, методика преподавания – это учение о способах, формах, методах и средствах обучения и воспитания.

Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке. Предмет методики преподавания – процесс обучения, его закономерности. На основе познанных закономерностей процесса обучения методика разрабатывает, с одной стороны, организационные механизмы, нормативные требования к деятельности педагогов, а с другой – средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса. Отсюда можно сделать вывод о многоуровневом характере методики преподавания.

Первый уровень – это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения). Второй уровень – учение (научная дисциплина) о методах обучения, закономерностях процесса обучения и воспитания. Третий уровень – учение о специфических способах, приемах, средствах по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплине. Задачей её является изучении закономерностей этого процесса обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных способов, средств и методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию. Сами же эти требования являются необходимыми для оптимизации процесса обучения, повышения его эффективности.

Методика преподавания призвана обеспечить:

высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала.

Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией. Ведь процесс обучения строится таким образом, что повторяет в основных чертах, в общем, логику развития самой науки, реализую такой принцип развития познания, как совпадение исторического (реального процесса становления науки) и логического (воспроизведения его узловых моментов).

Некоторые преподаватели не придают должного значения методике преподавания, полагая, что методика преподавания есть искусство, явление сугубо индивидуальное, присущее каждому преподавателю и отражающее только глубину и особенности его понимания содержания науки. В такой позиции не учитывается, что методика преподавания такая же наука, вскрывающая закономерности процесса научения и использующая их для осуществления обучения наиболее рациональным и оптимальным образом. Опираться только на свой обыденный опыт, на личное усмотрение, и не использовать научную методику преподавания – значит существенно обеднять педагогический процесс, лишать его эффективности.

Поскольку методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки, она выступает как форма, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение. Поэтому главным в методике являются те проблемы, которые обусловливаются содержанием и спецификой излагаемой науки. Методика призвана способствовать выработке такой последовательности, структуры, способов изложения материала, которые наилучшим образом отражают содержание данной науки, её современное состояние и тенденции развития. Овладеть методикой преподавания значит свободно ориентироваться в содержании науки и воспроизводить это содержание в излагаемом материале в соответствии с закономерностями его преподавания и изучения.

Поэтому главным и первостепенным условием научной методики преподавания и её использования являутся глубокое знание содержания преподаваемой науки, знание её коренных положений, основных принципов и внутренней логики. Никакая методика сама по себе не может помочь преподавателю, если он не владеет таким знанием. Но и самого знания окажется недостаточно, если преподаватель не владеет методикой преподавания.

Методика преподавания должна исходить из коренных положений преподаваемой науки и вырабатывать наиболее эффективные методы их раскрытия. В качестве таковых выделяют методологические, логические и психологические основы преподавания конкретной дисциплины. Например, методологической основой всего здания экономики является целостное концептуальное видение всего этого курса, опирающегося на конкретное понятие экономики как специфически человеческого способа деятельности. Поэтому столь важно изначально иметь перед мысленным взором конкретное понимание сущности экономики, её структуры, назначения и функций, закономерностей возникновения и развития, периодизации и типологии основных этапов становления, образующих исторический процесс. Необходимо уметь представить экономику как основное содержание общественно-исторического процесса, как способ, обеспечивающий преемственность социально-исторического опыта, аккумулирующий достижения человека и позволяющий на этой основе безгранично совершенствоваться человечеству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: