Методика проведения практического занятия




Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланирована практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важной является вступительная часть. Чем она более динамична, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важное напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задание на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрованиши.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы на уроке, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно прагматичный характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебного пособия, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличии литературы.

После освещения теории вопроса переходят к собственно практического занятия. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой - подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат также способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержания лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенную звено учебной программы.

Несмотря на то, что на подведение итогов занятия нужно 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, приводило бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчества, поискам.

Важное значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не удручать самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют (В. Литвинюк) пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двум-трем студентам предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущены ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап - проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также опрос с формулировки определений и теорем.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математического метода решения задач по теме, убедиться, ицо большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей: первая - задачи по изученной теме, объем которых не превышает 70% от решенных в аудитории, вторая - проверка домашнего задания другого студента из предыдущей темы с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможные беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятия, растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. В них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнение расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и тому подобное.

В учебном процессе используются две формы проведения практических работ:

- Фронтальная, при которой после выкладки на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы;

- Индивидуальная, при которой студенты группы, разделены на бригады, выполняющие разные по тематике, содержанию и планом практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов.

Обе формы проведения практических занятий имеют преимущества и недостатки. К преимуществам фронтальной формы проведения

практических занятий ученые (Б. Мокин, В. Папьев, А. Мокин) относят:

- Непосредственная связь с изученным учебным материалом, способствует формированию практических умений и навыков; реализуется принцип систематичности и последовательности;

- Благоприятные условия работы преподавателя: фронтальный инструктаж перед работой и в процессе ее выполнения; подготовка учебно-материальной базы, контроль за ходом работы, проверка его результатов, возможность обсуждения результатов работы группы на текущем или следующем занятии.

К недостаткам фронтальной формы проведения практических работ эти ученые относят:

- Простое оборудования (приобретение сложного оборудования, то есть 25-30 однотипных комплексов для одноразового использования в группе нецелесообразно экономически, а также создает сложности по их размещению в лаборатории)

- Возможность возникновения психологического дискомфорта у студентов в случае если по каким-то причинам перед практическим занятиям не состоялась начитка теоретического материала.

Единственным преимуществом индивидуального практикума является возможность -использование сложного современного оборудования, которое вуз имеет в одном экземпляре, а основным недостатком является то, что некоторые практические работы студенты должны выполнять тогда, когда им по тематике этих работ еще не было подано теоретического материала и его нужно изучить самостоятельно.

Итак, фронтальную форму проведения занятия можно использовать для работ ознакомительного или познавательного характера, а для более сложных практических работ, которые требуют значительных затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, целесообразно проводить практические работы в форме индивидуального практикума циклического характера, при котором студенты работают на одном и том же оборудовании бригадами по графику, что позволяет выполнить все запланированные работы, предусмотренные учебной программой.

На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить протокол и дать интерпретацию результатов. Конечно, при возникновении существенных трудностей в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.

Оценки, полученные за отдельные практические занятия, преподаватель учитывает при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Оценка работы студентов в процессе занятия способствует контролю и активизации учебно познавательной деятельности.

Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствовать созданию перспективы в работе студентов.

Важное значение для практических занятий имеет использование активных методов обучения: неимитацийних (дискуссии, экскурсии, выездные занятия), имитационных неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, разбор документации, действия по инструкции), имитационных деловых, ролевых игр, игрового проектирования.

Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).

 

Семинары

 

Семинарские занятия представляют вторую основную разновидность аудиторной работы.

Семинарское занятие – занятие, которое проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе работы над учебной и научной литературой. Организация семинара (если он направлен преимущественно на практическую подготовку) должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия.

С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др.

Место и роль семинара в учебном процессе определяется тем, что это активная форма освоения учебного материала, позволяющая осуществить обратную связь преподавателя с аудиторией, проверить работу студентов и её результативность. Тем не менее, семинарское занятие отнюдь не сводится к проверке знаний в ходе опроса, потому что семинар выступает способом расширения и совершенствования знаний и умений студентов. Само слово "семинар" переводится с латинского как "рассадник знаний", кооперативная форма обучения, где конечный результат складывается из суммы усилий участников. В принципе даже будучи не готовым к занятию, студент должен после его проведения иметь основное представление о рассматриваемых там вопросах, ориентироваться в них.

Семинары стимулируют регулярное изучение студентами литературы к дисциплине, усиливают внимание к лекционному курсу, закрепляют знания, полученные на лекциях и при подготовке к семинару, расширяют их во время обсуждения материала на занятиях, прививают им навыки самостоятельного мышления и публичного выступления, полемики и дискуссии.

В ходе проведения семинаров преподавателю предоставляется возможность систематически проверять работу студентов, характер и успешность этой работы, направлять и помогать усваивать знания более эффективным способом. Он также может оценить доходчивость и убедительность своих лекций, внести необходимую корректировку, в ходе прямого непосредственного общения с аудиторией лучше узнать индивидуальные качества, склонности и способности студентов.

Функции семинара:

· текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов;

· овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;

· обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера;

· выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

· выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции.

3 типа семинарских занятий:

· Просеминар (1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

· Собственно семинар (2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу.

· Спецсеминар (5 курс). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы

Формы семинарских занятий:

В высшей школе сложился ряд форм проведения семинаров, среди которых можно выделить следующие:

1. вопросно-ответная система; устный опрос студентов по вопросам плана семинара.

2. развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам
плана семинарского занятия;

3. устные доклады студентов с последующим их обсуждением;

4. обсуждение заранее написанных отдельными студентами рефератов;

5. теоретическая конференция с выступлениями участников на общую тему, но самостоятельным докладом.

Выделяют:

· семинар-диспут;

· семинар пресс-конференция;

· семинар-панель;

· комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений;

· решение тестовых задач и упражнений, кроссвордов;

· семинар по материалам исследований, прове­денных студентами под руководством преподавателя;

· семинар-видеонаблюдение реальных практик;

· контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением;

· семинар-коллоквиум.

 

Более интересным представляется развернутая беседа по плану, однако, такая форма возможна только при условии достаточно хорошо подготовленной и активной аудитории, когда преподаватель уверен, что поставленные для обсуждения вопросы действительно вызовут интерес и желание их обсуждать. В противном случае такая форма выливается в опрос отдельных студентов.

Наиболее приближенным к научным семинарам является третья и четвертая форма – обсуждение докладов и письменных рефератов, которые гарантируют углубленную работу нескольких студентов - докладчиков, авторов рефератов, позволяют изучить им соответствующую литературу, подготовиться к выступлению или написать текст реферата, приобрести навыки публичного выступления, дискуссии и ответов на вопросы. Однако при этом другие вопросы темы докладчиками не изучаются, а другие участники семинары надеются на докладчиков и зачастую не готовятся к занятию. Поэтому необходимо принять меры к вовлечению большего числа участников семинара в активное обсуждение - назначить не только докладчиков, а и содокладчиков, оппонентов.

Большой интерес представляют проводимые после освоения тематических разделов курса теоретические конференции со свободным участием студентов с докладами, написанными на выбранные ими самими темы. Такие конференции целесообразно проводить не с одной группой, а с лекционным потоком, формулируя тему конференции таким образом, чтобы в ней отражался научный аспект дисциплины, делая конференцию своеобразным способом подведения итогов изучения всего курса или его раздела.

Подготовка к проведению семинарских занятий включает комплекс мероприятий:

составление планов семинарских занятий с их обсуждением и утверждением на кафедре,

выбор формы проведения семинаров, проведение консультаций для студентов, сообщение им основной и дополнительной литературы с краткой характеристикой их содержания.

Составление преподавателем для себя методического обеспечения занятия в виде плана-проспекта, включающего вводное слово с постановкой задачи, существенного содержания каждого вопроса семинара, дополнительные вопросы к аудитории, заключительное слово.

При всем многообразии форм проведения и функций, выполняемых семинаром, все они, так или иначе, починены главной задаче – расширению и углублению знаний студентов, что может быть достигнуто только при условии сотрудничества преподавателя с аудиторией, наличия доброжелательных и уважительных отношений. Подготовка и проведение семинаров тесно связаны с другими видами учебной работы и требуют от преподавателя глубоких теоретических знаний по существу излагаемой дисциплины. Но также и постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, заинтересованного поиска новых форм работы. Только в этом случае семинар может быть эффективным способом освоения и усвоения знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: