Формы учебного процесса.




 

Формы учебного процесса подразделяются на:

Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на:

1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы);

2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

 

Система форм высшего образования:

лекции;

семинары, практические занятия;

работа на компьютере;

индивидуальное собеседование;

рефераты, контрольные, курсовые работы;

самостоятельная работа студентов;

деловые игры;

теоретические конференции;

консультации преподавателей;

производственная, педагогическая, преддипломная практика;

зачеты, экзамены.

 

Основные формы преподавания

Лекции

Лекция (от латин. lectio - чтение) – форма занятия в высшем учебном заведении, состоящая в устном изложении предмета преподавателем в процессе его общения с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция является ведущей формой преподавания в учебном процессе высшей школы. Вследствие этого лекционные курсы занимают главное место в основной образовательной программе специальности (направления).

Лекционная форма преподаванияобладает рядом преимуществ:

1. Это наиболее оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный способ обучения, так как лекция оперирует большим объемом материала и обращена к большому числу людей, способных одновременно воспринимать и усваивать учебный материал. Это делает её также весьма эффективным по степени усвоения материала способом обучения, так как лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать рациональным способом превращению информации в прочно усвоенные знания, на месте освещать возникающие у слушателей вопросы.

2. Преимуществом лекционной формы преподавания является также возможность разнообразить способы изложения лекционного материала, – от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления.

3. И возможно, самый важный аспект лекционной формы преподавания – это личное общение студентов с настоящими учеными, которое не может заменить никакой учебник и которое оказывается зачастую невозможным ни в какой другой форме. Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока.

4. Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины.

 

Таким образом, можно выделить характерные специфические черты лекционного способа обучения:

- лекция способна давать целостное и логичное освещение основного материала учебной дисциплины компактно и в большом объеме, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

- лекция способствует выработке логического мышления у студентов, методологической культуры в изучении данной науки;

- она лучше других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с новейшими данными науки;

- лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к семинарам, написание рефератов, курсовых работ);

- позволяет студенту в процессе личного общения получить из "первых рук" профессионально изложенный материал и ответы на вопросы.

Тем не менее, лекционный способ обучения не может быть признан единственно продуктивным и возможным.

Лекция не свободна от недостатков.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в вузе. В их аргументах есть значительная доля истины.

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление студентов. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения и т. п.

Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения – семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых будет идти разговор далее.

Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, в частности:

– при отсутствии учебников по новым только формирующимся учебным дисциплинам лекция является основным источником информации;

– если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным);

– в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методической переработки лектором;

– когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мнения, взгляды, концепции, то лекция необходима для их объективного освещения;

– лекция ничем не заменима в тех случаях, когда особенно необходимо личное эмоциональное воздействие лектора на студентов. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.

Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели вузовской лекции, ее основные функции.

Дидактические и воспитательные цели лекции:

– дать студентам современные, целостные взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

– обеспечить в процессе лекции их творческую работу совместно с преподавателем;

– воспитывать у студентов профессионально значимые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

 

Свое назначение лекционная форма преподавания реализует посредством присущих ей функций:

- познавательной,

- информационной,

- мировоззренческой,

- логико-методологической,

- методической.

Познавательная функция лекции выражается в обеспечении студентов знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят обучающихся со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех оттенках их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей студентов и их реакции.

Информационная функция заключается в том, что лектор передает учебную информацию в соответствии с утвержденной программой курса, систематизирует накопленную информацию и на ее основании делает определенные выводы, при этом компенсируя устаревание учебной информации в учебниках и пособиях.

М ировоззренческая (общеобразовательная) функция заключается в том, что данная наука через понимание её значения в развитии общества участвует в выработке разумного мировоззрения, делает человека образованным, эрудированным и интересным.

Логико-методологическая функция заключается в том эффекте, который оказывает лекция на формирование методологической и логической культуры мышления, а методическая функция лекции позволяет студенту более эффективно использовать другие способы и методы освоения материала.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой студентов как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту. Лекция может формировать гражданскую позицию студентов, их политическую и социальную активность. Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: