СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ, С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (заочная форма обучения)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) / в том числе в интерактивной форме | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Занятия лекционного типа ЗЛТ | Занятия семинарского типа ЗСТ | СРО | |||||
Раздел 1. Психология | |||||||
1. | Предмет, объект и методы психологии | 1,2 | |||||
2. | Психика и организм | 3,4 | Практическое задание (сообщение) | ||||
3. | Психология личности | 5,6 | |||||
4. | Психологическая регуляция поведения и деятельности | 7,8 | . Практическое задание (рубежный контроль) |
Раздел 1. Психология
Тема 1. Предмет, объект и методы психологии
Многообразие форм человеческого знания. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Образ мира - основа мировоззрения. Использование образа мира. Массовое сознание. Организация психики человека. Необходимость изучения психологии.
Особенности психики живых организмов. Психология как наука. Структура современной психологии. Отражение как сущность психики. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.
Методы исследования психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Опрос, эксперимент, социометрия. Тест, виды тестов.
Место психологии в системе наук, история развития психологического знания и основные направления в психологии.
Способы приобретения психологических знаний. Житейская психология. Методы психологических исследований. Психодиагностические методы. Психологическая коррекция.
Вопросы:
1. Особенности психики живых организмов. Психология как наука.
2. Методы исследования психологии.
3. Способы приобретения психологических знаний.
4. Психодиагностические методы. Психологическая коррекция.
Тема 2. Психика и организм
Психика и организм: психика, поведение, деятельность, основные функции психики, развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Строение, функционирование, свойства нервной системы. Концептуальная рефлекторная дуга. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Развитие психики человека и животных. Природа человеческого сознания. Деятельность и потребности человека. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.
Вопросы к семинару:
1. Строение, функционирование, свойства нервной системы.
2. Развитие психики человека и животных.
3. Деятельность и потребности человека.
4. Возникновение и развитие сознания.
Тема 3. Психология личности
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы. Ощущение: понятие об ощущениях, виды ощущений. Специфика зрительных, вкусовых, слуховых, осязательных и обонятельных ощущений. Восприятие: его виды и свойства. Иллюзии зрительного восприятия. Представление. Воображение: Типы и функции воображения. Способы создания вариативной реальности. Виды реальностей. Способы развития воображения. Функции воображения в создании творческой реальности («Дневник одного гения» С. Дали как предмет исследования возможностей воображения). Мышление. Формы мыслительной деятельности.
Методики увеличения эффективности мыслительной деятельности.
Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Функции и виды внимания. Память, особенности формирования памяти. Виды памяти. Эмоции.
Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Темперамент. Типы темперамента. Личность и характер. Мотив и мотивация поведения личности. Мотивация и деятельность. Система мотиваций по А. Маслоу. Определение деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.
Формирование личности. Социализация, как процесс формирования личности. Воспитание, как процесс формирования личности.
Концепции биосферы и ноосферы. Учение В.И.Вернадского. Экологическое равновесие.
Вопросы:
1. Структура личности; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы. Ощущение: понятие об ощущениях, виды ощущений..
2. Восприятие: его виды и свойства. Иллюзии зрительного восприятия. Представление. Воображение.
3. Современные теории личности.
Тема 4. Психологическая регуляция поведения и деятельности
Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и виды общения. Содержание, цели и средства общения. Невербальные средства общения. Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Общение как взаимодействие. Техника и приемы общения. Конфликтообразование. Виды конфликтов. Формирование неконфликтных отношений в малой группе и коллективе.
Межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.
Речь. Место речи в психологической регуляции поведения и деятельности.
Вопросы:
1. Психическая регуляция поведения и деятельности.
2. Конфликтообразование..
3. Межличностные отношения. Речь
ТЕМЫДЛЯ ЗАЧЕТА:
1. Объект и предмет психологии.
2. Место психологии в системе наук
3. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
4. Психологические направления и школы: классические и современные.
5. Методы научных психологических исследований.
6. Психологическое значение понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность".
7. Психика и организм: психика, поведение, деятельность, основные функции психики, развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
8. Детерминация психического развития.
9. Задатки и способности.
10. Структура психики.
11. Психология личности: структура личности; соотношение сознания и бессознательного.
12. Характеристика познавательных процессов: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект, творчество, внимание, эмоции.
13. Психическая регуляция поведения и деятельности;
14. Деятельность. Структура деятельности.
15. Психические состояния и их характеристики.
16. Виды межличностного отношений и их краткая характеристика.
17. Ощущения и их характеристика.
18. Психологические особенности восприятия. Память и ее виды.
19. Виды внимание: произвольное, непроизвольное.
20. Эмоциональные процессы и их характеристика.
21. Воля как форма активности.
22. Основные этапы творческого процесса.
23. Формы мышления и их характеристика.
24. Мышление как процесс решения задач.
25. Психология малых групп
26. Межгрупповые отношения и взаимодействия и их учет в профессиональной деятельности.