В практической деятельности современных компаний, функционирующих на российском и зарубежном рынках, можно наблюдать различные подходы к организации рабочего процесса сотрудников. Соответственно можно выделить существование различных типов организационной культуры с точки зрения организации рабочего процесса.
Один тип организационной культуры предполагает присутствие сотрудников на рабочем месте от сорока и более часов в неделю, это оказывает влияние на их работу и личную жизнь. К примеру, в некоторых организациях все сотрудники, независимо от их должности, обязаны быть в офисе строго в одно и то же время. Такая организационная культура поощряет дисциплинированных сотрудников. Данный тип культуры характерен для государственных учреждений.
Тип организационной культуры, который характерен для т.н. фриланса, удаленной работы, виртуального офиса, предполагает принципиально иной тип ценностей и отношений по сравнению с традиционными сферами. В такой организационной культуре ценится прежде всего результат, на который направлена деятельность сотрудника. Временные рамки и методы контроля находятся на втором плане, работнику практически не нужно присутствовать на рабочем месте. Такая организационная культура характерна для таких профессий как: дизайнер, программист, верстальщик, оптимизатор, переводчик и копирайтер.
Существует также организационная культура, в рамках которой работники выполняют работу на территории работодателя и проводят много времени на рабочем месте по личной инициативе. Речь идет о так называемой культуре «home office». Такой культуре характерно преобладание неформальных связей и стремление к повышению навыков для выбранной должности. На работников не распространяются некоторые положения трудового кодекса, например, положения о распределении рабочего времени, простоях или серьезных индивидуальных препятствиях на работе, за которые им не полагается компенсация заработной платы или оклада, и т.д.
Анализ западной и отечественной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время исследователями предложен широкий спектр подходов к типологии организационной культуры.
В теоретической литературе исследователи пытаются описать различные типологии организационных культур с целью сравнить аналитические и прикладные возможности существующих подходов, определить сферу их применения.
Исследователи К. Камерон и Р. Куинн выделили четыре основных типа организационной культуры. Эта типология одна из самых известных типологий организационной культуры. В ее основе лежит рамочная конструкция конкурирующих ценностей, разработка которой подкреплялась исследованием главных индикаторов эффективных организаций. Было выявлено 39 индикаторов, составивших исчерпывающий набор измерителей организационной эффективности. Каждый индикатор подвергся статистическому анализу, что позволило выделить два главных измерения гибкость—стабильность и внутренний фокус—внешний фокус. Таким образом, выделяют четыре вида культуры:
- иерархическая (бюрократическая),
-рыночная,
-клановая,
-адхократическая[29].
Для иерархической (бюрократической) культуры характерно наличие следующих отличительных черт: критериями эффективности являются рентабельность, своевременность, плавное функционирование и предсказуемость. Организация характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, руководят процедуры. Эффективные лидеры - это хорошие координаторы и организаторы. Организацию объединяет формальные правила и официальная политика.
Для рыночной культуры наиболее высоко ценимые критерии эффективности – это достижение целей, опережение соперников в конкурентной борьбе, увеличение рыночной доли и максимизация прибыли. Лидеры являются твердыми хозяевами и суровыми конкурентами. Организацию связывает воедино стремление побеждать.
В клановой культуре наиболее высоко ценится сплоченность организации, высокий уровень морали, удовлетворенность сотрудников условиями труда, развитие человеческих ресурсов и работа в команде. Клановая культура характеризуется разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как «мы». Такие организации похожи скорее на большие семьи, чем на объекты экономической деятельности.
В адхократической культуре наиболее высоко ценятся новая продукция, творческое решение проблем, динамичность и продвижение на новых рынках. Ярко выражен акцент на индивидуальность, стремление к риску присуще всем работникам. Приветствуются временные организационные структуры. Главная цель – поощрять адаптивность, готовность к изменениям[30].
Типология организационных культур исследователя Д. Коула.
Бюрократическая организационная культура. При доминировании бюрократической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:
1) работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации;
2) для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес;
3) организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
4) работники по своей натуре склонны противодействовать цепям, предписываемым организацией;
5) на руководящую работу могут выдвигаться немногие работники, способные к суровому самоконтролю и имеют высокую мотивацию;
Органическая культура. При доминировании органической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности, как правило, руководствуется следующими стереотипами:
1) работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;
2) рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;
3) работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства:
4) высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива;
5) работники готовы положительно реагировать на инициативы начальства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных.
Предпринимательская культура. В случае преобладания предпринимательской организационной культуры менеджер по персоналу руководствуется такими стереотипами:
1) работники интересуются только своими личными цепями.
2) лучший способ заставить организацию работать - нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды;
3) наиболее эффективный способ мотивации работников – вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации.
4) властные полномочия редко кому-нибудь делегируются из-за опасений возможной ошибки.
5) ответственность не предписывается работникам, но она принимается на себя теми, кто готов при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства;
6) для таких одержимых работой предприимчивых людей не имеют особого значения должности и звания, что дает менеджеру определенную свободу маневра при ограниченных финансовых ресурсах, позволяя особенно долго не мучиться над вопросом, чей вклад в общий результат был наибольшим[31].
Партиципативная культура. При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что
1) подавляющее большинство работников готовы напряженно трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;
2) каждый индивидуум уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не подходят;
3) индивидуумы достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цепи с цепями команды;
4) взаимодополнитепьность способностей членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценную деятельность;
5) для координации усилий многих людей необходимы наличие осмысленной коммуникации между членами группы;
6) процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке полученных результатов и личных вкладов в общую работу.
Типология корпоративных культур Р. Акоффа.
Р. Акофф выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению цепей в групп организации и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных цепей.
1. Корпоративный тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению цепей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных цепей.
2. Консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению цепей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных цепей.
3. «Партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных цепей.
4. Предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению цепей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных цепей.
Используя различные типологии организационной культуры, можно выявить соответствие стилей управления типам организационной культуры, которые представлены в Таблице 2.
Таблица 2