Очной формы обучения (полн. и сокр. сроки)




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплины

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

ООП 030501.65 – «Юриспруденция»

Уровень подготовки: программа подготовки специалиста

Курс IV–V, очная, очно-заочная и заочная формы обучения

Москва


ББК

УДК

 

 

Рекомендовано к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

 

Автор:

Кандидат юридических наук А.Ю. Царев

 

Рецензент:

доцент кафедры конституционного права и отраслевых

юридических дисциплин юридического факультета МГПУ,

кандидат юридических наук Ю.В. Гаврилова

 

Законодательная техника. Учебно-методический комплекс

дисциплины. ООП 030501.65 – «Юриспруденция». Уровень

подготовки: программа подготовки специалиста.

Курс IV–V, очная, очно-заочная и заочная формы обучения

/ А.Ю. Царев. – М.: МГПУ, 2011. – с.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета МГПУ (протокол № 1 от 14 сентября 2010 г.) и Ученого совета юридического факультета МГПУ (протокол № 1 от 16 сентября 2010 г.).

 

© А.Ю. Царев, 2011

© ГОУ ВПО МГПУ, 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка................................................................................... 4

 

Тематические планы дисциплины................................................................... 6

 

Содержание дисциплины.............................................................................. 10

 

Семинарские (практические) занятия по дисциплине.................................. 16

 

Перечень примерных тестовых задач для промежуточной аттестации обучаемых по дисциплине.................................................................................................... 33

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине........................ 38

 

Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине......................... 40

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.......................................... 41

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Законодательная техника, как предмет теоретического исследования и инструмент практической деятельности, появилась во второй половине XVIII века, в частности, благодаря трудам Фридриха Карла фон Савиньи, Чезаре Беккариа, Иеремии Бентама. С ее помощью разрабатываемые и затем принимаемые законы становятся, если говорить коротко, логичными по замыслу, лаконичными в изложении, а главное – удобными и полезными в применении, а если еще короче – эффективными.

В советской России законодательная техника понималась, главным образом, как техника оформления текстов законов и рассматривалась как один из вопросов при изучении курса теории государства и права (в разделе «правотворчество»). Однако с появлением в 1990 году «профессионального» российского парламента (депутаты которого стали работать в нем на постоянной основе) значение законодательной техники в России стало возрастать, а сама она начинает пониматься уже скорее как методика законотворчества и становится самостоятельной учебной дисциплиной в юридических образовательных учреждениях.

Эта дисциплина является комплексной, потому что связана со многими другими дисциплинами, изучаемыми на юридическом факультете, прежде всего, с теорией государства и права, историей государства и права зарубежных государств, историей отечественного государства и права, конституционным правом и логикой.

Целью изучения законодательной техники является формирование у обучаемых теоретических знаний в области законотворчества, а также практических умений и некоторых навыков, которые необходимы при осуществлении законотворческой деятельности (при разработке концепции закона, при изложении текста закона, в законодательном процессе и при проведении экспертизы закона).

Для достижения названной цели перед обучаемыми стоят следующие образовательные задачи:

изучить сущность законотворчества, правила законотворческой деятельности и соответствующие нормативные правовые акты;

выполнить предусмотренные в настоящем учебно-методическом комплексе практические задания по разработке концепции закона, изложению текста закона и принятию закона, а также по проведению экспертизы нормативных правовых актов.

Следует отметить, что достижение обучаемыми названной цели позволит им квалифицированно разрабатывать и подвергать экспертизе не только законы, но и другие нормативные правовые акты.

Кроме того, в процессе изучения законодательной техники решаются воспитательные задачи по формированию у обучаемых:

понимания значения законотворческой деятельности в общественной жизни и правил законодательной техники в законотворческом процессе;

стремления пропагандировать правила законодательной техники в юридическом сообществе и использовать их в своей юридической деятельности при разработке и экспертизе нормативных правовых документов.

Предлагаемый комплекс методических материалов рассчитан на студентов юридического факультета, которые изучают законодательную технику.


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план для студентов III курса

очной формы обучения (полн. и сокр. сроки)

 

Темы учебной дисциплины Количество часов в 7 семестре
Всего Виды занятий
Аудиторные занятия Самостоят. работа
лекции семинары
Тема 1. Предмет, структура и задачи курса законодательной техники        
Тема 2. Понятие и сущность законотворческой техники        
Тема 3. Законодательная техника в период Древнего мира        
Тема 4. Законодательная техника в Древнем Риме        
Тема 5. Законодательная техника в период Средневековья        
Тема 6. Законодательная техника в период Нового времени        
Тема 7. Законодательная техника в Советской России        
Тема 8. Концепция закона          
Тема 9. Разработка концепции закона          
Тема 10. Изложение текста закона          
Тема 11. Терминология закона и изложение правовых норм        
Тема 12. Оформление текста законопроекта        
Тема 13. Законодательный процесс          
Тема 14. Законодательный процесс в Российской Федерации        
Тема 15. Влияние на законодательный процесс внешних факторов        
Тема 16. Законотворческие особенности отдельных законов        
Тема 17. Экспертная деятельность в законотворчестве        
Тема 18. Систематизация законодательства      
Тема 19. Зарубежный опыт законотворчества      
ИТОГО ЧАСОВ:        

Тематический план для студентов V курса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: