ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
(ГБОУ ВПО МГПУ)
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
ООП 030501.65 – «Юриспруденция»
Уровень подготовки: программа подготовки специалиста
Курс IV–V, очная, очно-заочная и заочная формы обучения
Москва
ББК
УДК
Рекомендовано к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор:
Кандидат юридических наук А.Ю. Царев
Рецензент:
доцент кафедры конституционного права и отраслевых
юридических дисциплин юридического факультета МГПУ,
кандидат юридических наук Ю.В. Гаврилова
Законодательная техника. Учебно-методический комплекс
дисциплины. ООП 030501.65 – «Юриспруденция». Уровень
подготовки: программа подготовки специалиста.
Курс IV–V, очная, очно-заочная и заочная формы обучения
/ А.Ю. Царев. – М.: МГПУ, 2011. – с.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета МГПУ (протокол № 1 от 14 сентября 2010 г.) и Ученого совета юридического факультета МГПУ (протокол № 1 от 16 сентября 2010 г.).
© А.Ю. Царев, 2011
© ГОУ ВПО МГПУ, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка................................................................................... 4
Тематические планы дисциплины................................................................... 6
Содержание дисциплины.............................................................................. 10
|
Семинарские (практические) занятия по дисциплине.................................. 16
Перечень примерных тестовых задач для промежуточной аттестации обучаемых по дисциплине.................................................................................................... 33
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине........................ 38
Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине......................... 40
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.......................................... 41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Законодательная техника, как предмет теоретического исследования и инструмент практической деятельности, появилась во второй половине XVIII века, в частности, благодаря трудам Фридриха Карла фон Савиньи, Чезаре Беккариа, Иеремии Бентама. С ее помощью разрабатываемые и затем принимаемые законы становятся, если говорить коротко, логичными по замыслу, лаконичными в изложении, а главное – удобными и полезными в применении, а если еще короче – эффективными.
В советской России законодательная техника понималась, главным образом, как техника оформления текстов законов и рассматривалась как один из вопросов при изучении курса теории государства и права (в разделе «правотворчество»). Однако с появлением в 1990 году «профессионального» российского парламента (депутаты которого стали работать в нем на постоянной основе) значение законодательной техники в России стало возрастать, а сама она начинает пониматься уже скорее как методика законотворчества и становится самостоятельной учебной дисциплиной в юридических образовательных учреждениях.
|
Эта дисциплина является комплексной, потому что связана со многими другими дисциплинами, изучаемыми на юридическом факультете, прежде всего, с теорией государства и права, историей государства и права зарубежных государств, историей отечественного государства и права, конституционным правом и логикой.
Целью изучения законодательной техники является формирование у обучаемых теоретических знаний в области законотворчества, а также практических умений и некоторых навыков, которые необходимы при осуществлении законотворческой деятельности (при разработке концепции закона, при изложении текста закона, в законодательном процессе и при проведении экспертизы закона).
Для достижения названной цели перед обучаемыми стоят следующие образовательные задачи:
изучить сущность законотворчества, правила законотворческой деятельности и соответствующие нормативные правовые акты;
выполнить предусмотренные в настоящем учебно-методическом комплексе практические задания по разработке концепции закона, изложению текста закона и принятию закона, а также по проведению экспертизы нормативных правовых актов.
Следует отметить, что достижение обучаемыми названной цели позволит им квалифицированно разрабатывать и подвергать экспертизе не только законы, но и другие нормативные правовые акты.
Кроме того, в процессе изучения законодательной техники решаются воспитательные задачи по формированию у обучаемых:
понимания значения законотворческой деятельности в общественной жизни и правил законодательной техники в законотворческом процессе;
|
стремления пропагандировать правила законодательной техники в юридическом сообществе и использовать их в своей юридической деятельности при разработке и экспертизе нормативных правовых документов.
Предлагаемый комплекс методических материалов рассчитан на студентов юридического факультета, которые изучают законодательную технику.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план для студентов III курса
очной формы обучения (полн. и сокр. сроки)
Темы учебной дисциплины | Количество часов в 7 семестре | |||
Всего | Виды занятий | |||
Аудиторные занятия | Самостоят. работа | |||
лекции | семинары | |||
Тема 1. Предмет, структура и задачи курса законодательной техники | ||||
Тема 2. Понятие и сущность законотворческой техники | ||||
Тема 3. Законодательная техника в период Древнего мира | ||||
Тема 4. Законодательная техника в Древнем Риме | ||||
Тема 5. Законодательная техника в период Средневековья | ||||
Тема 6. Законодательная техника в период Нового времени | ||||
Тема 7. Законодательная техника в Советской России | ||||
Тема 8. Концепция закона | ||||
Тема 9. Разработка концепции закона | ||||
Тема 10. Изложение текста закона | ||||
Тема 11. Терминология закона и изложение правовых норм | ||||
Тема 12. Оформление текста законопроекта | ||||
Тема 13. Законодательный процесс | ||||
Тема 14. Законодательный процесс в Российской Федерации | ||||
Тема 15. Влияние на законодательный процесс внешних факторов | ||||
Тема 16. Законотворческие особенности отдельных законов | ||||
Тема 17. Экспертная деятельность в законотворчестве | ||||
Тема 18. Систематизация законодательства | – | |||
Тема 19. Зарубежный опыт законотворчества | – | |||
ИТОГО ЧАСОВ: |
Тематический план для студентов V курса