Роль законодательного процесса в законотворчестве. Правовое регулирование законодательного процесса. Правила, используемые в законодательном процессе: при внесении законопроектов в законодательный орган; при рассмотрении законопроектов в законодательном органе; при принятии законов законодательным органом; при подписании законов уполномоченным должностным лицом; при опубликовании законов.
Тема 14. Законодательный процесс в Российской Федерации
Правовое регулирование законодательного процесса в Российской Федерации. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Внесение законопроектов в Государственную Думу. Рассмотрение и принятие законов Государственной Думой. Рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации. Рассмотрение, подписание и обнародование законов Президентом России. Отклонение законов Советом Федерации. Отклонение законов Президентом России. Согласительные процедуры в законодательном процессе.
Тема 15. Влияние на законодательный процесс внешних факторов
Публичные мероприятия, проводимые с целью влияния на законодателя: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.
Понятие, сущность и виды лоббизма. Особенности лоббизма в разных странах.
Влияние на законодательный процесс средств массовой информации.
Тема 16. Законотворческие особенности отдельных законов
Концептуальные, текстуальные и процессуальные особенности отдельных законов: Конституции Российской Федерации; федерального конституционного закона; закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации; федерального закона о ратификации международного договора; федерального закона о федеральном бюджете на очередной год; федерального закона, принимаемого на референдуме Российской Федерации; основ законодательства; кодекса; положения; устава; модельного закона.
|
Тема 17. Экспертная деятельность в законотворчестве
Понятие и виды экспертизы. Особенности экспертизы законопроектов (законов). Принципы экспертизы законопроектов (законов).
Организация экспертизы законопроектов (законов) в Российской Федерации: экспертиза законопроектов, вносимых в Государственную Думу; экспертиза законопроектов, внесенных в Государственную Думу; экспертиза законов, поступивших на рассмотрение Совета Федерации; экспертиза законов, поступивших на подпись Президенту Российской Федерации; экспертиза проектов законов (законов) субъектов Российской Федерации.
Тема 18. Систематизация законодательства
Систематизация законодательства: понятие, значение и виды. Инкорпорация: понятие и правила проведения. Консолидация: понятие и правила ее проведения. Кодификация: понятие и правила проведения. Учет нормативных правовых актов. Компьютеризация работы по систематизации законодательства.
Тема 19. Зарубежный опыт законотворчества
Значение и место законотворческих правил в зарубежном законодательстве. Особенности законотворческих правил: перечень субъектов права законодательной инициативы; внесение законопроектов в парламент, рассмотрение и принятие законопроектов. Экспертиза законопроектов и анализ результатов законодательной деятельности.
СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
|
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Источники, рекомендуемые для подготовки ко всем семинарам:
1. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.;
2. Лызлов Д.Н., Картухин В.Ю. Юридическая техника: учебное пособие. – М.: Ось–89, 2009. – 176 с.
3. Царёв А.Ю. Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: ОПМТ РАГС, 2006.;
4. Чухвичёв Д.В. Законодательная техника. – М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2006. – 239 с.;
5. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Тихомирова Ю.А.. – М.: Городец, 2000. – 272 с.
Методические рекомендации ко всем семинарам:
При рассмотрении вопроса семинарского занятия может быть использован один из следующих вариантов проведения занятия:
1) заслушивание сообщения одного из учащихся по существу вопроса (при этом преподавателем дается установка: сообщение должно быть сделано в таком виде, в каком оно было бы приемлемо в качестве ответа на соответствующий вопрос в экзаменационном билете; при этом делающий сообщение должен выступить в роли обучающего по отношению к тем обучаемым, которые отсутствовали на соответствующей лекции (на которой преподавателем излагался рассматриваемый вопрос) и ответить на возникшие у них вопросы; после этого преподаватель может задать вопросы студентам, отсутствовавшим на соответствующей лекции, с целью выяснить, насколько они поняли суть рассматриваемого вопроса);
2) деловая игра, в ходе которой студенты выступают в роли участников или экспертов законотворческой деятельности.
|
Оставшееся после обсуждения вопросов семинара время (если оно остается) целесообразно уделить решению задач по экспертной оценке правовых предписаний и их корректировке.
По иному предлагается проводить семинар со студентами заочной формы обучения, потому что на это занятие с ними отводится всего лишь 4 часа. За это время невозможно обсудить все вопросы законодательной техники, но его надо использовать с наибольшей эффективностью. Представляется целесообразным, чтобы на таком занятии учащиеся сами предлагали к обсуждению те вопросы, которые вызвали у них затруднение при изучении законодательной техники. Разъяснять эти вопросы могут студенты, которые овладели ими успешно. Заключительное слово по каждому вопросу делает преподаватель.
Тема 1. Предмет, структура и задачи курса законодательной техники (1 час) [1]
Вопросы семинара:
1. Предмет курса законодательной техники
2. Структура курса законодательной техники
3. Задачи курса законодательной техники
Рекомендуемые источники:
См. начало настоящего раздела.
Методические рекомендации
По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.
При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует уделить уяснению учащимися понятий терминов «предмет», «структура» и «задачи», поскольку уяснение понятий терминов имеет важное значение в законотворческой деятельности.