Тема 17. Экспертная деятельность в законотворчестве (4 часа)




Вопросы семинара:

1. Понятие экспертизы законопроектов (законов) и ее особенности

2. Принципы экспертизы законопроектов (законов)

3. Экспертиза законопроектов (законов) в Российской Федерации

Рекомендуемые источники:

– Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32–ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»;

– Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

– Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.1994 г. № 310 «О порядке подготовки Правительством Российской Федерации заключений по проектам законов, направляемым Государственной Думой»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

– Приказ Минюста Российской Федерации от 29.10.2003 г. № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Методические рекомендации

После обсуждения вопросов семинара обучаемые выполняют контрольную работу, суть которой состоит в проведении экспертизы закона (условия контрольной работы содержатся в следующем разделе настоящего учебно-методического комплекса).

 


ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ

ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ОБУЧАЕМЫХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Законодательная техника – это: (система правил, используемых в законодательной деятельности; система правил, используемых в законотворческой деятельности; система правил, используемых в нормотворческой деятельности; система правил, используемых в юридической деятельности).

Юридическая техника – это: (система правил, используемых в законодательной деятельности; система правил, используемых в законотворческой деятельности; система правил, используемых в нормотворческой деятельности; система правил, используемых в юридической деятельности).

Законотворческая техника – это: (система правил, используемых в законодательной деятельности; система правил, используемых в законотворческой деятельности; система правил, используемых в нормотворческой деятельности; система правил, используемых в юридической деятельности).

Законотворчество – это: (внесение законопроекта в законодательный орган и принятие закона; принятие закона законодательным органом; принятие, подписание и опубликование закона; разработка концепции закона, изложение текста закона и принятие закона).

Древний закон содержал, нормы, которые регулировали: (все общественные отношения; отношения в рамках отдельного правового института; отношения в рамках отдельной отрасли права; основные общественные отношения).

Законодательная техника достигла наивысшего уровня развития: (в древней Греции; в древнем Египте; в древнем Риме; в древней Руси).

Примитивная структура текста закона имела место: (в период Древнего мира; в период Нового времени; в период Средневековья; в ХХ веке).

Каноническое право имело значение действующего светского права: (в период Древнего мира; в период Нового времени; в период Средневековья; в ХХ веке).

Кодификация законодательства началась: (в период Древнего мира; в период Нового времени; в период Средневековья; в ХХ веке).

Законы начинают приниматься представительным законодательным органом: (в период Древнего мира; в период Нового времени; в период Средневековья; в ХХ веке).

В раннесоветский период законодательная техника: (достигла высокого уровня развития; находилась в кризисном состоянии; не достигла высокого уровня развития; осталась на уровне дореволюционного периода).

В позднесоветский период законодательная техника: (достигла высокого уровня развития; находилась в кризисном состоянии; не достигла высокого уровня развития; осталась на уровне раннесоветского периода).

Концепция закона – это: (замысел законодателя; основная мысль (идея) закона; письменный документ; стратегическая линия закона).

Составной частью концепции закона является: (анализ соответствующей правоприменительной практики; значение, которое будет иметь закон для правовой системы; способ (способы) достижения цели закона; структура закона).

Цель закона – это: (введение новых правовых норм; решение какой-то общественно-значимой проблемы; урегулирование общественных отношений; установление каких-то правовых основ).

Разработка концепции закона – это: (часть законодательной деятельности; часть законотворческой деятельности; часть научно-правовой деятельности; часть правоприменительной деятельности).

Требованием к организации разработки концепции закона не является: (обучение разработчиков; определение оптимальных сроков разработки; формирование группы разработчиков; независимая экспертиза проекта концепции).

Требованием к содержанию концепции закона не является: (должна быть логичной; должна быть эффективной; должна включать в себя варианты правового поведения; должна исключать чрезмерное законодательное регулирование).

Реализация концепции закона: (зависит от качества законодательного процесса; зависит от качества текста закона; не зависит от качества законодательного процесса; не зависит от качества текста закона).

Концепция закона: (зависит от качества законодательного процесса; зависит от качества текста закона; не зависит от качества законодательного процесса; не зависит от качества текста закона).

Правилом изложения текста закона не является: (использование лаконичных формулировок; использование однозначных формулировок; использование преимущественно нормативных предписаний; использование преимущественно юридических терминов).

Язык закона – это, прежде всего: (особые слова; особый стиль; особые термины; особые формулировки).

Лаконичность текста закона – это его: (доступность; краткость; краткость и ясность; ясность и доступность).

Термин – это: (слово или словосочетание, употребляемое в науке; слово или словосочетание, употребляемое с оттенком специального значения; специальное слово, используемое в законе; специальное слово или словосочетание, используемое в законе).

Абстрактные нормы чаще всего содержатся: (в бюджетном кодексе; в законе о поправках к конституции; в законе о ратификации международного договора; в конституции).

Казуистические нормы чаще всего содержатся: (в законе о поправках к конституции; в законе о ратификации международного договора; в налоговом кодексе; в федеральном конституционном законе).

Дефиниция – это: (запрет; обязанность; определение; полномочие).

Реквизиты закона – это: (данные о его принятии и подписании; его основные элементы; его адресные данные; обязательно входящие в него сведения).

Законодательный процесс начинается с момента: (внесения проекта закона в законодательный орган; возникновения идеи о создании закона; начала изложения текста закона; начала разработки концепции закона).

Законодательный орган состоит из представителей: (главы государства; народа; политических партий; правительства).

В России проекты законов вносятся: (в Государственную Думу; в Правительство; в Совет Федерации; в Федеральное Собрание).

В России законы принимаются чаще всего: (в двух чтениях; в одном чтении; в трех чтениях; в четырех чтениях).

В России законы Советом Федерации: (одобряются; принимаются; ратифицируются; утверждаются).

В России законы официально публикуются: (в двух изданиях; в одном издании; в трех изданиях; в четырех изданиях).

На последнем семинарском занятии каждый студент выполняет контрольную работу (студент заочного отделения выполняет ее в ходе самостоятельной работы). Суть работы состоит в проведении экспертизы выбранного самим студентом закона, по итогам которой ему необходимо ответить на следующие вопросы:

1) какая проблема явилась причиной принятия закона?

2) можно ли было разрешить эту проблему не принятием закона, а иным путем (принятием иного правового акта или как-то иначе)?

3) в чем состоит концепция закона?

4) какие последствия (положительные, отрицательные) можно ожидать от принятия закона?

5) можно ли улучшить концепцию закона?

6) оптимально ли выбрано место закона в системе законодательства?

7) какова структура закона и оптимальна ли она?

8) каковы реквизиты закона?

9) какова сфера действия закона?

10) какие термины содержатся в законе?

11) какие способы правового регулирования использованы в законе?

12) какие способы изложения правовых норм использованы в законе?

13) какие стадии законодательного процесса прошел закон?

14) какие правила законодательной техники нарушены при изложении текста закона?

15) как сформулировать условную поправку к закону?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: