Основные религиозные конфессии на территории России.




При рассмотрении первого вопроса руководителю необходимо опреде­литься о каких религиозных конфессиях целесообразно вести речь в дан­ной воинской части, в данном воинском коллективе.

В нашем случае мы обращаемся к характеристике самых многочислен­ных конфессий на территории Российской Федерации: православию, протес­тантизму и исламу.

Православие

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от других религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом Божественно­го откровения. Основные из таких догматов следующие:

- догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения, догмат искупле­ния. Суть тринитарного догмата такова. Бог - не только личное сущест­во, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую святую троицу, неразделимую в своей сущности, равную в Божественном достоинс­тве.

Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, ав­торитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

На Руси православие было принято в 988 году при князе Владимире Святославовиче. За всю уже более чем тысячелетнюю историю наше правос­лавие пережило немало событий, которые оставили свой след как в исто­рии нашего государства, так и в организационной структуре самой пра­вославной церкви.

Так, например, с середины XVII в. берут свою родословную несколь­ко направлений русской православной церкви (старообрядческой).

С 20-х годов нашего столетия отсчитывают свою собственную историю Российская Православная Свободная Церковь (Русская Православная Цер­ковь за рубежом) и Истинно-православная церковь (катакомбная церковь). Взаимоотношения между ними - одна из сложных проблем российского пра­вославия.

Протестантизм

Он возник в результате реформации - движения среди верующих ряда европейских стран, направленного на устранение всего того, что в сред­невековом католицизме реформаторам представлялось отходом от евангель­ских идеалов.

Реформаторы настаивали на необходимости установления прямых отно­шений человека с Богом. Они боролись за право каждого христианина сво­бодно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а церковное придание либо отвергает, либо ис­пользует в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.

Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантизма, в силу крещения получает и посвящение. Благодать дается равно всем крещеным. Из этого следует, что все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.

Баптизм

Первые баптистские общины возникли в Англии в начале XVII века. Основателем баптизма считается Дж.Смит (1554-1612 гг.). Название кон­фессии происходит от греческого "баптизо" - погружать в воду, крес­тить.

Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам об­щины.

В вероучении баптизма особое значение придается личной вере. Кре­щение рассматривается в баптизме как акт сознательного обращения к ве­ре духовного возрождения, а не как защита.

В России баптизм появился во второй половине XIX века. В 70-х го­дах прошлого века в Петербурге появилось близкое к баптизму учение евангельских христиан.

Адвентисты

Организация адвентистов (от лат. "адвентус" - приход, происшест­вие) возникла в 30-х годах XIX века в США. Ее основатель В.Миллер ле­том 1831 года объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 года. Преемники Миллера интерпретировали его предсказа­ние в том смысле, что в 1844 году Христос вступил в "святая святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго при­шествия. Вера в близкое пришествие Христа является основой вероучения. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, ко­торые обрели истинную веру, т.е. адвентистам.

Пятидесятники

Это протестантское движение возникло в США в конце XIX века и от­туда распространилось в другие страны. В идеологической основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяние апостолов" рассказ о сошествии апостолов (учеников и последователей Иисуса Хрис­та) Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи (отсюда название дви­жения).

Ислам

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства.

Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуостро­ве. Возникновение этой религии связано с деятельностью пророка Мухам­меда (570-632 гг.), одного из мекканских ханифов.

Основные положения вероучений ислама изложены в главной священной книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское ду­ховенство учит, что Аллах передал Коран Мухаммеду через ангела Джабра­ила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Коран и Сунна являются источником Шариата (ар. "шариа" - путь) - свода законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяю­щие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.

Районы традиционного распространения ислама в России - Татарстан, Башкортостан, Среднее Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ.

Организационная структура исламского мира России к настоящему времени очень сложна в силу мощных дезинтеграционных процессов, дейс­твующих в нем.

К настоящему времени достаточно большой организационной структу­рой в исламском мире России остается Центральное Духовенство - управ­ление мусульман России (центр - г.Уфа).

На 1 июля 1994 года оно включало в себя 16 региональных Духовных управлений. Однако к настоящему времени ряд из них заявили о своей са­мостоятельности. Среди них Духовное управление мусульман Централь­но-Европейского района России и г.Москвы.

8 апреля 1994 года был образован Высший Координационный Центр Ду­ховных управлений мусульман России. На конференции этого ВКЦ был уч­режден пост Верховного муфтия России, что должно способствовать созда­нию единого духовного центра мусульман России.

В условиях обострения экономической, общественно-политической и социальной обстановки в последние годы в одной из конфессий ислама быстрыми темпами начало развиваться такое экстремистское течение сун­нитского толка, как ваххабизм. Происходящие события этого года показы­вают, прежде всего в Республике Дагестан и Чеченской республике, что ваххабизм становится все более опасным для поддержания стабильности в Северо-Кавказском регионе.

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в ханбалитском нап­равлении суннитского ислама, возникшее на территории современной Сау­довской Аравии (Басре) в середине XVIII века (1730-е гг.) на основе учения Мухаммеда ибн Абдаль-Ваххаби, по имени которого и получило свое название (сторонники этого течения его так не называют, а именуют себя "последователями пророка Мухаммеда"). Основой учения являются тезисы: о строжайшем соблюдении принципа единобожия (таухид); об отказе от поклонения святым местам и святым, от стяжательства и роскоши; об очи­щении ислама от наслоений и нововведений (бидат), от доисламских обы­чаев (адат), возврат его к первоначальной чистоте, к его истокам.

Стержневым положением ваххабизма является идея о джихаде ("свя­щенной войне") против иноверцев мусульман, отступивших от принципов первоначального "чистого ислама". Ряд идеологов ваххабизма рассматри­вает джихад в качестве шестого столпа (постулата) ислама в дополнение к пяти общепризнанным: исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих мусульман (закят) и паломничество в Мекку (хадж).

В целом для ваххабизма характерен крайний фанатизм в вопросах ве­ры и экстремизм в практике борьбы с политическими противниками. В об­щественно-политической сфере ваххабизм проповедует учреждения своей власти над обществом и государством.

В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии, большое количество его приверженцев про­живает в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане и некоторых дру­гих исламских государствах.

Особую активность ваххабиты стали проявлять на Северном Кавказе в начале 90-х годов. Рост приверженцев ваххабизма в регионе, в особен­ности в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию офи­циальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих орга­нам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооружен­ных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых на­ционалистических движений свидетельствуют о возникновении новой серь­езной проблемы, которая может представлять непосредственную угрозу бе­зопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Конечной же их целью является установление теократического ис­ламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне, затем в Дагестане).

Таким образом, ваххабизм провоцирует и нацелен на разжигание фа­натизма, развязывание внутриисламской борьбы, противостояние в отноше­ниях между различными группами населения и конфессиями, противопостав­ление органов государственной власти и мусульманских организаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: