При рассмотрении первого вопроса руководителю необходимо определиться о каких религиозных конфессиях целесообразно вести речь в данной воинской части, в данном воинском коллективе.
В нашем случае мы обращаемся к характеристике самых многочисленных конфессий на территории Российской Федерации: православию, протестантизму и исламу.
Православие
Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от других религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом Божественного откровения. Основные из таких догматов следующие:
- догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения, догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог - не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую святую троицу, неразделимую в своей сущности, равную в Божественном достоинстве.
Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.
На Руси православие было принято в 988 году при князе Владимире Святославовиче. За всю уже более чем тысячелетнюю историю наше православие пережило немало событий, которые оставили свой след как в истории нашего государства, так и в организационной структуре самой православной церкви.
Так, например, с середины XVII в. берут свою родословную несколько направлений русской православной церкви (старообрядческой).
С 20-х годов нашего столетия отсчитывают свою собственную историю Российская Православная Свободная Церковь (Русская Православная Церковь за рубежом) и Истинно-православная церковь (катакомбная церковь). Взаимоотношения между ними - одна из сложных проблем российского православия.
Протестантизм
Он возник в результате реформации - движения среди верующих ряда европейских стран, направленного на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от евангельских идеалов.
Реформаторы настаивали на необходимости установления прямых отношений человека с Богом. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а церковное придание либо отвергает, либо использует в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.
Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантизма, в силу крещения получает и посвящение. Благодать дается равно всем крещеным. Из этого следует, что все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.
Баптизм
Первые баптистские общины возникли в Англии в начале XVII века. Основателем баптизма считается Дж.Смит (1554-1612 гг.). Название конфессии происходит от греческого "баптизо" - погружать в воду, крестить.
Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины.
В вероучении баптизма особое значение придается личной вере. Крещение рассматривается в баптизме как акт сознательного обращения к вере духовного возрождения, а не как защита.
В России баптизм появился во второй половине XIX века. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появилось близкое к баптизму учение евангельских христиан.
Адвентисты
Организация адвентистов (от лат. "адвентус" - приход, происшествие) возникла в 30-х годах XIX века в США. Ее основатель В.Миллер летом 1831 года объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 года. Преемники Миллера интерпретировали его предсказание в том смысле, что в 1844 году Христос вступил в "святая святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго пришествия. Вера в близкое пришествие Христа является основой вероучения. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, которые обрели истинную веру, т.е. адвентистам.
Пятидесятники
Это протестантское движение возникло в США в конце XIX века и оттуда распространилось в другие страны. В идеологической основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяние апостолов" рассказ о сошествии апостолов (учеников и последователей Иисуса Христа) Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи (отсюда название движения).
Ислам
Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства.
Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение этой религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (570-632 гг.), одного из мекканских ханифов.
Основные положения вероучений ислама изложены в главной священной книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское духовенство учит, что Аллах передал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Коран и Сунна являются источником Шариата (ар. "шариа" - путь) - свода законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.
Районы традиционного распространения ислама в России - Татарстан, Башкортостан, Среднее Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ.
Организационная структура исламского мира России к настоящему времени очень сложна в силу мощных дезинтеграционных процессов, действующих в нем.
К настоящему времени достаточно большой организационной структурой в исламском мире России остается Центральное Духовенство - управление мусульман России (центр - г.Уфа).
На 1 июля 1994 года оно включало в себя 16 региональных Духовных управлений. Однако к настоящему времени ряд из них заявили о своей самостоятельности. Среди них Духовное управление мусульман Центрально-Европейского района России и г.Москвы.
8 апреля 1994 года был образован Высший Координационный Центр Духовных управлений мусульман России. На конференции этого ВКЦ был учрежден пост Верховного муфтия России, что должно способствовать созданию единого духовного центра мусульман России.
В условиях обострения экономической, общественно-политической и социальной обстановки в последние годы в одной из конфессий ислама быстрыми темпами начало развиваться такое экстремистское течение суннитского толка, как ваххабизм. Происходящие события этого года показывают, прежде всего в Республике Дагестан и Чеченской республике, что ваххабизм становится все более опасным для поддержания стабильности в Северо-Кавказском регионе.
Ваххабизм - религиозно-политическое течение в ханбалитском направлении суннитского ислама, возникшее на территории современной Саудовской Аравии (Басре) в середине XVIII века (1730-е гг.) на основе учения Мухаммеда ибн Абдаль-Ваххаби, по имени которого и получило свое название (сторонники этого течения его так не называют, а именуют себя "последователями пророка Мухаммеда"). Основой учения являются тезисы: о строжайшем соблюдении принципа единобожия (таухид); об отказе от поклонения святым местам и святым, от стяжательства и роскоши; об очищении ислама от наслоений и нововведений (бидат), от доисламских обычаев (адат), возврат его к первоначальной чистоте, к его истокам.
Стержневым положением ваххабизма является идея о джихаде ("священной войне") против иноверцев мусульман, отступивших от принципов первоначального "чистого ислама". Ряд идеологов ваххабизма рассматривает джихад в качестве шестого столпа (постулата) ислама в дополнение к пяти общепризнанным: исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих мусульман (закят) и паломничество в Мекку (хадж).
В целом для ваххабизма характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы с политическими противниками. В общественно-политической сфере ваххабизм проповедует учреждения своей власти над обществом и государством.
В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии, большое количество его приверженцев проживает в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане и некоторых других исламских государствах.
Особую активность ваххабиты стали проявлять на Северном Кавказе в начале 90-х годов. Рост приверженцев ваххабизма в регионе, в особенности в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооруженных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых националистических движений свидетельствуют о возникновении новой серьезной проблемы, которая может представлять непосредственную угрозу безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.
Конечной же их целью является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне, затем в Дагестане).
Таким образом, ваххабизм провоцирует и нацелен на разжигание фанатизма, развязывание внутриисламской борьбы, противостояние в отношениях между различными группами населения и конфессиями, противопоставление органов государственной власти и мусульманских организаций.