Известно, что в дореволюционной России важную роль в формировании морального облика воина играла Русская Православная Церковь и военное духовенство. Ими был накоплен значительный опыт формирования у личного состава патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности сражаться за свой народ, за свою Родину. В этом опыте есть немало интересного и полезного, что может быть творчески применено в наше сложное и напряженное время, когда остро встали вопросы духовного сплочения воинских коллективов, воспитания мужественных защитников Отечества.
К сожалению, многие годы воспитательный опыт русской армии не исследовался, предавался забвению и, как следствие, не использовался в практической работе.
В предлагаемой статье предпринята попытка восполнить этот пробел и довести до читателя некоторые материалы, полученные в результате изучения литературных и архивных документов, раскрывающих роль Русской Православной Церкви и военного духовенства в воспитании воинов, а также ознакомить интересующихся опытом их работы с личным составом.
Связь между церковью и армией в России сложилась издавна и просуществовала вплоть до революции 1917 года. Российская церковь всегда первая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. История убедительно свидетельствует, что уровень религиозности народа оказывает огромное воздействие на его духовную силу, имеющую необыкновенное значение для судеб государств.
Дореволюционная русская военная мысль всегда исходила из необходимости учета религиозного фактора, из того, что преступно забывать во время военных действий присущую Российской армии религиозность. С древнейших времен религия освящала самопожертвование, примиряла человека со смертью, давая ему надежду на получение небесного венца в случае его смерти не только за семью, род, племя, отечество, но и за свою веру. Ничто так не успокаивало верующего воина, как сознание того, что на лишение жизни его благословляет сам Бог и что своею геройскую смертью он может искупить все прегрешения жизни. Поэтому в армии делалось все, чтобы соответствующим образом настроить религиозного бойца непосредственно перед боем и даже в самом бою.
Наша отечественная история богата примерами, когда в критические минуты появление на поле боя священника с крестом в руках поднимало дух солдат, преображало полки и способствовало победе. Сила религиозного влияния в русской армии увеличивалась еще и тем, что чувство христианской веры было глубоко укоренено в нашем народе, наших воинах, а также тем психологическим обстоятельством, что религиозный эффект был тем сильнее, чем ближе человек к смерти. По мнению Ф.М. Достоевского, необыкновенная ценность влияния православной веры на сознание русского человека в значительной степени объяснялась широко распространенным убеждением, что именно православная Россия несет в себе драгоценность, которой нет нигде больше, и является хранительницей христианской истины, настоящего Христого образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. "Эта драгоценность, эта вечная, присущая России и доставшаяся ей на хранение, истина, - писал он, - по взгляду лучших тогдашних русских людей как бы избавляла их совесть от обязанности всякого иного просвещения".
Для воодушевления войск московский князь Дмитрий Донской взывал именно к религиозному чувству русских воинов. Перед походом он поехал к Сергию Радонежскому просить благословения на предстоящее сражение. Духовный наставник и великий патриот земли русской не только благословил князя на священный бой, но и отправил с ним двух иноков, один из которых, Пересвет, вступил в поединок с татарским богатырем. Оба, как известно, погибли. Перед самым боем Дмитрий собрал воевод и сказал им: "Час суда божия наступает". Бой был суровым, отступать было некуда - перед боем Дмитрий распорядился разобрать переправы. Необыкновенное мужество русских полков в бою и завоеванная победа в значительной степени определились их глубокой религиозной верой.
Большое влияние религия оказывала и в другие времена. Когда Польша и Литва стремились подчинить себе Россию, независимость последней была спасена не только неистребимым национальным единодушием русского народа, но и его преданностью православной вере. Именно покровительством католикам погубил себя Лжедмитрий, именно призывом к спасению святой веры поднимал Богдан Хмельницкий Запорожскую Сечу и Малороссию против поляков, именно религиозной основой были сильны грамоты патриарха Гермогена, зовущие к всенародному восстанию против захватчиков.
Патриотизм, возбуждаемый в народе религией, нередко был выше простого стремления к национальной независимости. Так, мавры не смогли покорить христианскую Испанию. Несмотря на крупные первоначальные успехи, в конечном счете они потерпели поражение. Борьба с религиозными замыслами велась в течение восьми столетий и окончилась полной победой испанцев, изгнавших захватчиков со своей территории.
Религиозный фактор во многом способствовал окончательному изгнанию татаро-монгольских захватчиков. Татары, завоевавшие Россию, вначале требовали только политического подчинения и дани, но затем татарское иго усилилось и к политическому гнету добавился гнет религиозный. Захватчики уничтожали православные церкви и заставляли христиан поклоняться Магомету. Это резко повысило ненависть к татарам. Русские князья, вызываемые в орду для уплаты дани и поклонения ханам, тяготились как личным и политическим унижением, так и необходимостью выполнения требуемых от них нехристианских обрядов. Первым отказался выполнять эти обряды черниговский князь Михаил, сказав хану: "Хочу за Христа пострадать и за веру православную кровь пролить". Никакими мучениями не смогли татары заставить князя поклониться их богам. Так же поступил и боярин Федор. Оба русских патриота были казнены татарами.
Сила воздействия религии на сознание и поведение воинов в значительной степени объяснялась удивительной способностью армейских служителей культа не только доносить до них слово Божие при помощи различных церковных обрядов и ритуалов, но и умело использовать разнообразные формы и методы как массовой, так и индивидуальной воспитательной работы, в том числе и готовности личным примером вдохновлять солдат на боевые подвиги.
И все же объективный, непредвзятый анализ исторического опыта свидетельствует - нельзя идеализированно относиться к оценке роли религии в русской армии и к деятельности в ней военных священников. Надо видеть как положительные, так и отрицательные моменты. При всей силе религиозного мировоззрения мы не можем, не имеем права не видеть отсутствие в нем научного основания, не можем забывать, что религия, наряду с призывами воинов к справедливым войнам в защиту Отечества, пропагандой добра и отстаиванием общечеловеческих ценностей и гуманистических принципов, крестным знамением освещала крепостнические порядки, порабощение других народов, подавление инакомыслия. Не следует также забывать, что Русская Православная Церковь была, по существу, государственной религией, пользовалась покровительством властных структур, в то время как религиозные верования других народов, населяющих Россию, притеснялись.
Это очень важно иметь в виду в современных условиях, когда принцип свободы совести начинает приобретать права гражданства в воинских коллективах. Реализуя этот принцип, важно взять из прошлого опыта все положительное, решительно отбросить все, не выдержавшее проверкой времени, нельзя допустить превращения православной религии в государственную религию, вмешательства служителей культа в служебно-боевую деятельность воинских подразделений.
Серьезный ущерб делу внедрения принципа свободы совести могут нанести поспешные, непродуманные шаги в этом направлении. Здесь недопустимы малейшие элементы насилия, давления на воинов, имея в виду, что каждый человек имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть верующим или атеистом. Потому не должно быть в армейских условиях никаких обязательных занятий по изучению религиозных учений, а также обязательного посещения религиозных учреждений и отправления религиозных обрядов.
Еще одна проблема, которая, по нашему мнению, заслуживает внимания. Речь идет о том, что во многих воинских коллективах значительная часть молодых людей не считает себя верующими. Вместе с тем большинство из тех воинов, которые готовы объявить себя верующими, на самом деле не являются таковыми. Для многих из них причисление себя к верующим является своего рода данью моде, а подлинной глубоко осознанной веры у таких людей нет. Определенную сложность в реализации в войсках принципа свободы совести в современных условиях представляет отсутствие необходимого количества офицерских кадров, хорошо разбирающихся в религиозных верованиях. Поэтому вооружение командных кадров, а также офицеров структур по работе с личным составом знанием основ различных религий и умением вести воспитание с учетом отношения воинов к религии является одной из насущных задач.
Заключение
В заключение занятия следует сказать, что оно не преследовало целей изменять мировоззренческие позиции слушателей, а носило информационный характер. Знание религиозной стороны жизни своего общества - важнейший элемент культуры современного человека, каким и должен быть каждый офицер.
Религия, безусловно, является достоянием человеческой культуры, как, впрочем, таким же ее достоянием является и атеизм.
Искусственное создание противоречий между ними, возвышение одного над другим несостоятельно теоретически и вредно практически.
История уже не раз доказала опасность однобоких подходов. И религия, и атеизм имеют равное право на существование.
Что предпочтет каждый из нас - это сугубо личное дело каждого. Уважение взглядов друг друга - элементарная норма человеческого
общения в любом коллективе, в том числе и в военном.