История взаимоотношений армии и религии.




Известно, что в дореволюционной России важную роль в формировании морального облика воина играла Русская Православная Церковь и военное духовенство. Ими был накоплен значительный опыт формирования у личного состава патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности сражаться за свой народ, за свою Родину. В этом опыте есть немало ин­тересного и полезного, что может быть творчески применено в наше слож­ное и напряженное время, когда остро встали вопросы духовного сплоче­ния воинских коллективов, воспитания мужественных защитников Отечест­ва.

К сожалению, многие годы воспитательный опыт русской армии не исследовался, предавался забвению и, как следствие, не использовался в практической работе.

В предлагаемой статье предпринята попытка восполнить этот пробел и довести до читателя некоторые материалы, полученные в результате изучения литературных и архивных документов, раскрывающих роль Русской Православной Церкви и военного духовенства в воспитании воинов, а так­же ознакомить интересующихся опытом их работы с личным составом.

Связь между церковью и армией в России сложилась издавна и просу­ществовала вплоть до революции 1917 года. Российская церковь всегда первая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. История убедительно свидетельствует, что уровень религиозности народа оказыва­ет огромное воздействие на его духовную силу, имеющую необыкновенное значение для судеб государств.

Дореволюционная русская военная мысль всегда исходила из необхо­димости учета религиозного фактора, из того, что преступно забывать во время военных действий присущую Российской армии религиозность. С древнейших времен религия освящала самопожертвование, примиряла чело­века со смертью, давая ему надежду на получение небесного венца в слу­чае его смерти не только за семью, род, племя, отечество, но и за свою веру. Ничто так не успокаивало верующего воина, как сознание того, что на лишение жизни его благословляет сам Бог и что своею геройскую смертью он может искупить все прегрешения жизни. Поэтому в армии дела­лось все, чтобы соответствующим образом настроить религиозного бойца непосредственно перед боем и даже в самом бою.

Наша отечественная история богата примерами, когда в критические минуты появление на поле боя священника с крестом в руках поднимало дух солдат, преображало полки и способствовало победе. Сила религиоз­ного влияния в русской армии увеличивалась еще и тем, что чувство христианской веры было глубоко укоренено в нашем народе, наших воинах, а также тем психологическим обстоятельством, что религиозный эффект был тем сильнее, чем ближе человек к смерти. По мнению Ф.М. Достоевс­кого, необыкновенная ценность влияния православной веры на сознание русского человека в значительной степени объяснялась широко распрост­раненным убеждением, что именно православная Россия несет в себе дра­гоценность, которой нет нигде больше, и является хранительницей хрис­тианской истины, настоящего Христого образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. "Эта драгоценность, эта вечная, присущая России и доставшаяся ей на хранение, истина, - писал он, - по взгляду лучших тогдашних русских людей как бы избавляла их совесть от обязанности всякого иного просвещения".

Для воодушевления войск московский князь Дмитрий Донской взывал именно к религиозному чувству русских воинов. Перед походом он поехал к Сергию Радонежскому просить благословения на предстоящее сражение. Духовный наставник и великий патриот земли русской не только благосло­вил князя на священный бой, но и отправил с ним двух иноков, один из которых, Пересвет, вступил в поединок с татарским богатырем. Оба, как известно, погибли. Перед самым боем Дмитрий собрал воевод и сказал им: "Час суда божия наступает". Бой был суровым, отступать было некуда - перед боем Дмитрий распорядился разобрать переправы. Необыкновенное мужество русских полков в бою и завоеванная победа в значительной сте­пени определились их глубокой религиозной верой.

Большое влияние религия оказывала и в другие времена. Когда Поль­ша и Литва стремились подчинить себе Россию, независимость последней была спасена не только неистребимым национальным единодушием русского народа, но и его преданностью православной вере. Именно покровительст­вом католикам погубил себя Лжедмитрий, именно призывом к спасению свя­той веры поднимал Богдан Хмельницкий Запорожскую Сечу и Малороссию против поляков, именно религиозной основой были сильны грамоты патри­арха Гермогена, зовущие к всенародному восстанию против захватчиков.

Патриотизм, возбуждаемый в народе религией, нередко был выше простого стремления к национальной независимости. Так, мавры не смогли покорить христианскую Испанию. Несмотря на крупные первоначальные ус­пехи, в конечном счете они потерпели поражение. Борьба с религиозными замыслами велась в течение восьми столетий и окончилась полной победой испанцев, изгнавших захватчиков со своей территории.

Религиозный фактор во многом способствовал окончательному изгна­нию татаро-монгольских захватчиков. Татары, завоевавшие Россию, внача­ле требовали только политического подчинения и дани, но затем татарс­кое иго усилилось и к политическому гнету добавился гнет религиозный. Захватчики уничтожали православные церкви и заставляли христиан покло­няться Магомету. Это резко повысило ненависть к татарам. Русские князья, вызываемые в орду для уплаты дани и поклонения ханам, тяготи­лись как личным и политическим унижением, так и необходимостью выпол­нения требуемых от них нехристианских обрядов. Первым отказался выпол­нять эти обряды черниговский князь Михаил, сказав хану: "Хочу за Хрис­та пострадать и за веру православную кровь пролить". Никакими мучения­ми не смогли татары заставить князя поклониться их богам. Так же пос­тупил и боярин Федор. Оба русских патриота были казнены татарами.

Сила воздействия религии на сознание и поведение воинов в значи­тельной степени объяснялась удивительной способностью армейских служи­телей культа не только доносить до них слово Божие при помощи различ­ных церковных обрядов и ритуалов, но и умело использовать разнообраз­ные формы и методы как массовой, так и индивидуальной воспитательной работы, в том числе и готовности личным примером вдохновлять солдат на боевые подвиги.

И все же объективный, непредвзятый анализ исторического опыта свидетельствует - нельзя идеализированно относиться к оценке роли ре­лигии в русской армии и к деятельности в ней военных священников. Надо видеть как положительные, так и отрицательные моменты. При всей силе религиозного мировоззрения мы не можем, не имеем права не видеть от­сутствие в нем научного основания, не можем забывать, что религия, на­ряду с призывами воинов к справедливым войнам в защиту Отечества, про­пагандой добра и отстаиванием общечеловеческих ценностей и гуманисти­ческих принципов, крестным знамением освещала крепостнические порядки, порабощение других народов, подавление инакомыслия. Не следует также забывать, что Русская Православная Церковь была, по существу, госу­дарственной религией, пользовалась покровительством властных структур, в то время как религиозные верования других народов, населяющих Рос­сию, притеснялись.

Это очень важно иметь в виду в современных условиях, когда прин­цип свободы совести начинает приобретать права гражданства в воинских коллективах. Реализуя этот принцип, важно взять из прошлого опыта все положительное, решительно отбросить все, не выдержавшее проверкой вре­мени, нельзя допустить превращения православной религии в государс­твенную религию, вмешательства служителей культа в служебно-боевую де­ятельность воинских подразделений.

Серьезный ущерб делу внедрения принципа свободы совести могут на­нести поспешные, непродуманные шаги в этом направлении. Здесь недопус­тимы малейшие элементы насилия, давления на воинов, имея в виду, что каждый человек имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть верующим или атеистом. Потому не должно быть в армейских условиях никаких обязательных занятий по изучению ре­лигиозных учений, а также обязательного посещения религиозных учрежде­ний и отправления религиозных обрядов.

Еще одна проблема, которая, по нашему мнению, заслуживает внима­ния. Речь идет о том, что во многих воинских коллективах значительная часть молодых людей не считает себя верующими. Вместе с тем большинс­тво из тех воинов, которые готовы объявить себя верующими, на самом деле не являются таковыми. Для многих из них причисление себя к верую­щим является своего рода данью моде, а подлинной глубоко осознанной веры у таких людей нет. Определенную сложность в реализации в войсках принципа свободы совести в современных условиях представляет отсутс­твие необходимого количества офицерских кадров, хорошо разбирающихся в религиозных верованиях. Поэтому вооружение командных кадров, а также офицеров структур по работе с личным составом знанием основ различных религий и умением вести воспитание с учетом отношения воинов к религии является одной из насущных задач.

Заключение

В заключение занятия следует сказать, что оно не преследовало це­лей изменять мировоззренческие позиции слушателей, а носило информаци­онный характер. Знание религиозной стороны жизни своего общества - важнейший элемент культуры современного человека, каким и должен быть каждый офицер.

Религия, безусловно, является достоянием человеческой культуры, как, впрочем, таким же ее достоянием является и атеизм.

Искусственное создание противоречий между ними, возвышение одного над другим несостоятельно теоретически и вредно практически.

История уже не раз доказала опасность однобоких подходов. И рели­гия, и атеизм имеют равное право на существование.

Что предпочтет каждый из нас - это сугубо личное дело каждого. Уважение взглядов друг друга - элементарная норма человеческого

общения в любом коллективе, в том числе и в военном.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: