Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Краеведение»
(уровень начального общего образования)
Направленность:
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное
Срок реализации – 3 года
Класс: 2 - 4
Составитель:
учитель начальных классов
Хабарова Юлиана Валериевна
с. Выльгорт 2018
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………... 3
2. Учебно-тематический план 1 года обучения (2 класс):……………….. 10
3.Содержание программы 1 года обучения (2 класс)…………………..... 10
4. Планируемые результаты по окончании 1 года обучения (2 класс)…. 11
5. Учебно-тематический план 2 года обучения (3 класс):………………....12
6. Содержание программы 2 года обучения (3 класс)……………………. 13
7. Планируемые результаты по окончании 2 года обучения (3 класс)….. 14
8. Учебно-тематический план 3 год обучения (4 класс):…………………. 15
9.Содержание программы 3 год обучения (4 класс)……………………… 15
10. Планируемые результаты по окончании 3 года обучения (4 класс)… 16
11.Методическое обеспечение программы……………………………….. 17
12.Этапы педагогического контроля 1 года обучения:…………………… 18
13.Этапы педагогического контроля 2 года обучения:…………………… 19
14. Этапы педагогического контроля 3 года обучения:………………….. 20
15.Список литературы ………………………………………………………. 22
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Краеведение» разработана для младших школьников (7 -10 лет) на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года с последующими дополнениями и изменениями.
Краеведение – это эффективное средство обучения и воспитания ребят. Оно способствует расширению кругозора, воспитанию любви к малой Родине, интереса к своему народу, высокой нравственности. Это средство соблюдения преемственности в передаче жизненного опыта, обычаев, традиций. Оно помогает шире, глубже познакомиться с родным краем, тружениками – создателями истории малой Родины, способствует участвовать в сохранении того, что находится на грани исчезновения.
Актуальность программы в том, что курс краеведения призван ввести обучающихся в мир познания родного края и способствовать углубленному изучению основ различных наук и осмыслению своей роли в жизни села, района, республики.
Идея данной программы в том, что краеведение пробуждает у детей интерес к изучению истории, культуры, природы и быта населения коми края. В процессе изучения этого предмета у младших школьников формируется целостное представление о своей малой Родине.
Отличительной особенностью программы по краеведению является принцип интеграции. Этот курс тесно связан с содержанием уроков литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и др.
Обучающиеся могут продолжить обучение по данному профилю в среднем и старшем звене курса краеведения.
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Цель программы:
Формировать у учащихся значимость национальной принадлежности, воспитывать чувство сознания себя созидателем, преобразователем родного края, носителем его традиции, продолжателем его истории.
Задачи:
Воспитательные
1.Воспитывать учащихся как личность, уважающую традиции, культуру народа коми;
2.Воспитывать любовь к Родине через любовь к малой родине, чувство патриотизма.
3.Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и коми края.
Обучающие
1.Формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем коми края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
2.Расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру, истории, географии, культуре, литературе, природе Республики Коми.
3.Прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, и представлять его;
Развивающие
1.Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах и в парах.
2.Формировать личность ученика как представителя и хранителя ценностей и традиций Коми края;
Общая характеристика курса.
Направленность программы «Краеведение»:
· духовно-нравственное,
· общеинтеллектуальное
Содержание программы реализуется через следующие технологии:
· проектная деятельность
· информационно коммуникативная
· обучение в сотрудничестве
Методы работы:
· словесные: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
· наглядные: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
· игровые: игра путешествие, инсценирование.
- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, экскурсии, исследовательские проекты, творческие проекты.
Формы проведения занятий:
- всем составом творческого объединения;
- групповые
Условия реализации программы:
- наличие кабинета (занятия проходят на базе МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
- наличие компьютера и проектора
- контурные карты
- рабочие тетради по курсу «Краеведение»
- художественная литература (коми сказки, легенды, поверья)
Формами промежуточной годовой аттестации являются тесты, викторины, проекты
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. По итогам учебного года учащиеся получают Дипломы/Сертификаты за успешное изучение курса «Краеведение».
Принципы построения программы:
· Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
· Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
· Научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
· Систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа «Краеведеник» изучается в течении 3 лет обучения со 2 по 4 класс.
Сроки реализации программы | Количество часов в неделю | Режим занятий | Количество недель в учебном году | Количество обучающихся | Количество часов в год |
1 год (2 класс) | 1 часа | 1 раз по 1 ч | 14 человек | ||
2 год (3 класс) | 1 часа | 1 раз по 1 ч | 14 человек | ||
3 год (4 класс) | 1 часа | 1 раз по 1 ч | 14 человек |
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.