Личностные УУД
· ориентироваться в важнейших для коми края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
· ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
· сформируются основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свой край.
· чувства гордости за своё село, свой край, за успехи своих земляков;
· эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
· проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
· анализировать и синтезировать необходимую информацию;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
Познавательные УУД:
· используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
· на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· узнавать символику России, Коми края;
· описывать достопримечательности России, Коми края;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
· использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Коми края;
· работать с атласом, глобусом и картой;
· находить на карте свой регион и его главный город;
· устанавливать причинно‐следственные связи;
Коммуникативные УУД:
· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
· ориентироваться на позицию партнера в общении;
· учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
· готовить и выступать с сообщениями;
· формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
2. Учебно-тематический план 1 года обучения (2 класс):
Разделы: | Общее количество часов: | Количество теоретических часов: | Количество практических часов: |
Вводное занятие. 1. Устное творчество коми народа. 2. Как жили коми в древние времена. 3. Природа коми края. 4. Сыктывкар - столица коми края. Итоговое занятие. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
Всего: |
Содержание программы 1 года обучения (2 класс).
Раздел 1. Устное творчество коми народа.
В этот раздел включены народные сказки, загадки, пословицы, поговорки, жанровые особенности произведений, поэтичность языка устного народного творчества коми народа.
Раздел 2. Как жили коми в древние времена.
В этот раздел включены темы связанные с бытом народа коми, с устройством жилища, оформлением (украшением) коми изб, коми национальной одежды и её изготовлением. В данных темах необходимо показывать трудолюбие, мастерство ремёсленников, сравнивать с современным миром людей, учить видеть красоту в старинных предметах. Экскурсия в Национальный музей г. Сыктывкара.
Раздел 3. Природа коми края.
В этот раздел включены темы связанных с лечебными и ядовитыми растениями леса, грибами, ягодами, с изучением экосистемы тайга и его животным миром, с изучением рек коми края и рыбными богатствами. Экскурсия в музей природы г. Сыктывкара.
Раздел 4. Сыктывкар - столица коми края.
В этот раздел включены темы связанные с историей возникновения города Сыктывкара, столица коми края.
Подведение итогов за учебный год: Проект «Моя малая родина»
4. Планируемые результаты по окончании 1 года обучения:
1.В результате обучения учащиеся должны знать и понимать:
· сказки, загадки, пословицы, поговорки коми народа;
· быт, жилища, национальную одежду коми народа;
· растительный мир коми тайги;
· животный мир кои края;
· историю возникновения столицы Республики Коми.
2.В результате обучения учащиеся научатся:
· анализировать произведения, определять тему и главную мысль;
· отличать и называть на коми языке элементы коми национального костюма;
· определять и называть ядовитые растения, грибы, ягоды, деревья коми края;
· определять и называть на коми языке животных и рыб коми тайги;
· называть столицу и рассказывать историю возникновения столицы коми края;
· находить на карте свой регион и его главный город.
3.В результате обучения у учащихся сформируются:
· умения ориентироваться в важнейших для коми края событиях и фактах прошлого и настоящего;
· умения планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
· умения выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
· умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
5. Учебно-тематический план 2 года обучения (3 класс):
Разделы: | Общее количество часов: | Количество теоретических часов: | Количество практических часов: |
Вводное занятие. 1. Легенды, поверья, сказки коми народа. 2. Охраняемые территории коми края. 3. Занятия коми народа в древние времена. 4. Традиции коми народа. 5. Мой город – Сыктывкар. Итоговое занятие. | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 18,5 | 14,5 |
Содержание программы 2 года обучения (3 класс).
Раздел 1. Легенды, поверья, сказки коми народа.
В этот раздел включены темы связанные с изучением легенд о коми богатыре Пере, его невесте Зарани; сказок и поверий коми народа. Учащиеся выявляют связь поверий и сказок в тематическом, сюжетном плане, сходство персонажей.
Раздел 2. Охраняемые территории коми края.
В этот раздел включены темы связанные с охраняемыми территориями коми края (национальный парк, памятники природы. заповедники). Изучая данные темы, учащиеся, учатся работать и находить информацию в разных информационных источниках (интернет, энциклопедии, словари и т.д.).Экскурсия в музей природы г. Сыктывкара
Раздел 3. Занятия коми народа в древние времена.
В этот раздел включены темы связанные с особенностями коми календаря; изучением занятий населения коми; воспитанием детей и верованиям охотников и рыболовов. Учащиеся учатся видеть особенности жизни коми предков, их трудолюбие и любовь к природе. Экскурсия в краеведческий музей г. Сыктывкара.
Раздел 4. Традиции коми народа.
В этот раздел включены темы связанные с историей традиций коми народа, происхождения коми народа особенности изделий, украшений, мотивов пермского и звериного стиля. Учащиеся изготавливают изделия коми декоративного украшения. Экскурсия в национальный музей, отдел прикладное искусство. Проект «Коми орнамент»
Раздел 5. Мой город – Сыктывкар.
В этот раздел включены темы связанные с достопримечательностями г. Сыктывкара; с людьми, которые принесли славу г. Сыктывкару. Экскурсия по столице Республики коми.
Подведение итогов за учебный год. Викторина «Что я узнал за учебный год?».
7. Планируемые результаты по окончании 2 года обучения:
1.В результате обучения учащиеся должны знать и понимать:
· легенды, поверья, сказки коми народа;
· охраняемые территории коми края;
· занятия коми народа;
· традиции коми народа;
· современный город Сыктывкар.
2.В результате обучения учащиеся научатся:
· анализировать произведения, определять тему и главную мысль;
· определять сходство персонажей и называть их;
· отличать, называть и находить на картах охраняемые территории коми края;
· ориентироваться в коми календаре охотников;
· определять особенности изделий, украшений коми народа;
· называть и описывать достопримечательности города Сыктывкара.
3.В результате обучения у учащихся сформируются:
· умения находить информацию в разных источниках;
· умения видеть особенности жизни коми предков, их трудолюбие и любовь к природе;
· умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
· умения готовить и выступать с сообщениями;
· навыки коллективной и организаторской деятельности;
8. Учебно-тематический план 3 год обучения (4 класс):
Разделы: | Общее количество часов: | Количество теоретических часов: | Количество практических часов: |
Вводное занятие 1. Мой край Республика Коми. 2. Природа родного края. 3. История родного края. 4. Культура, искусство, литература. Итоговое занятие. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
Всего: |
Содержание программы 3 год обучения (4 класс).
Раздел 5. Мой край Республика Коми.
В этот раздел включены темы связанные с местом расположения Республики Коми, с символами Респулики Коми, с водоёмами и городами коми края. Учащиеся учатся ориентироваться на карте, находить города, реки Республики Коми.
Раздел 5. Природа родного края.
В этот раздел включены темы связанные с климатом, природой, с экосистемой тундра и её животным миром, занятиями ижемцев-оленеводов, с природой Урала. Учащиеся учатся работать с информацией, готовить сообщения, проекты, презентации.
Раздел 5. История родного края.
В этот раздел включены темы связанные с верованиями, легендами, преданиями коми народа; обращения коми народа в христианскую веру; с историей обучения грамотности коми народа.
Раздел 5. Культура, искусство, литература.
В этот раздел включены темы связанные с основателем коми литературы И. А. Куратовым, с произведениями коми поэтов, с коми народными инструментами, с коми художниками и композиторами.
Подведение итогов за учебный год. Проект «Республика Коми»
10. Планируемые результаты по окончании 3 года обучения:
1.В результате обучения учащиеся должны знать и понимать:
· месторасположение Республики Коми, с водоёмами и городами коми края;
· климат, животный мир экосистемы тундры в коми края;
· верования, легенды, предания коми народа;
· обращение коми народа в христианскую веру;
· историю обучения грамотности;
· коми поэтов, художников, композиторов и их произведения;
· коми народные инструменты.
2.В результате обучения учащиеся научатся:
· узнавать символику России, Коми края;
· описывать достопримечательности России, Коми края;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
· использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Коми края;
· находить на карте свой регион и его главный город;
- определять и называть на коми языке животных, рыб, растений коми тундры;
· называть занятия ижемцев оленеводов;
· называть коми поэтов, художников, композиторов и их произведения;
· определять и называть на коми языке коми народные инструменты.
3.В результате обучения у учащихся сформируются:
· умения находить информацию в разных источниках;
· умения видеть особенности жизни коми предков, их трудолюбие и любовь к природе;
· ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
· основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свой край;
· чувства гордости за своё село, свой край, за успехи своих земляков;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
· готовить и выступать с сообщениями.