Основы дифференцированного обучения




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ

Мая 2017 г.

За основу данной учебной «Программы подготовки альпинистов» различной квалификации взята Программа, разработанная в 2007 году известными тренерами и мастерами спорта И.А. Мартыновым, П.П. Захаровым, А.И. Мартыновым, Ю.И. Порохней.

 

«Программа подготовки альпинистов» (далее - Программа) состоит из следующих разделов и приложений:
1. Общие положения и основные учебно-методические рекомендации.

2. Основные требования для уровней и этапов подготовки альпинистов

(Приложение 1: Поэтапные компетенции альпинистов).

3. Методические указания по проведению и обеспечению безопасности занятий.

4. Учебный план поэтапной начальной и спортивной подготовки альпинистов (Приложения 2).

5. Нормативы для зачетов по этапам подготовки

(Приложение 3. Нормативы по общей и специальной физической подготовке,

Приложение 4. Задачи для зачета по спасательным работам).

Общие положения и основные учебно-методические рекомендации

Введение

Целью настоящей Программы является:

· интенсификация и повышение качества учебного процесса;

· удобство и эффективность планирования учебного процесса в клубах

· приведение Программы в соответствии с современными техническими требованиями, правилами проведения альпмероприятий и разрядными требованиями.

Квалификационные уровни как критерии подготовленности

 

В основе Программы лежит принцип последовательности обучения, при котором осуществляется переход от объема выполненной учебно-тренировочной работы (в рамках этапа обучения) к критерию качества подготовки, определенной категории трудности, что, по существу, и определяет истинную квалификацию альпиниста. Поэтому процесс подготовки альпинистов можно разбить на последовательный ряд квалификационных уровней, связанных с выполнением разрядных требований в альпинизме. Каждый этап обучения характеризуется обязательным объемом знаний и умений, как определяемых самим восхождением, так и имеющих прикладной характер. На каждом этапе будут стоят разные задачи обучения и совершенствования, которые указаны в таблице «Итоговые требования (знать и уметь)»

Квалификационные уровни определяются разрядными требованиями в альпинизме и подразделяются на:

· НП1 – первый этап начальной подготовки (выполнение требований для получения значка «Альпинист России»);

· НП2 – второй этап начальной подготовки (выполнения норм 3-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 3-ей категории сложности;

· СП1 – первый этап спортивной подготовки (выполнение части норм 2-го спортивного разряда по альпинизму);

· СП2 – второй этап спортивной подготовки (выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму), подготовка к совершению восхождения 4-й категории сложности;

· СС – спортивное совершенствование (выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму), подготовка к совершению восхождения 5А категории сложности;

· СМ – спортивное мастерство (выполнения норм КМС и МС по альпинизму), подготовка к совершению восхождений 5Б и 6-й категорий сложности.

 

1.2. Организация и планирование учебно-тренировочных занятий

Организация занятий

К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку, и при наличии письменного согласия родителей.

Занятия альпинизмом рекомендуется проводить круглогодично по схеме дифференцированного обучения. При этом их подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для планомерного и последовательного обучения прием новичков в альпинистские клубы (секции) обычно производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью.

В клубах (секциях), расположенных близко к горам, занятия на естественном рельефе могут проводиться в течение всего года в соответствии с данной Программой с учетом условий высокогорных районов. В остальных случаях часть тем Программы можно осваивать на отдельных скальных массивах, скалодромах, «сосульках» и прочих искусственных и естественных тренажерах.

Распределение занимающихся по учебным группам в клубе (секции) производиться с учетом их общего количества, спортивной подготовленности и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, в подготовительный период не должно превышать 10÷12 человек. Тренерский состав, особенно для новичков, желательно подбирать так, чтобы с группой работал постоянно один тренер (инструктор-методист) в подготовительный и основной периоды обучения.

Особое внимание на всех этапах обучения следует уделять вопросам безопасности.

Планирование занятий

Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов. В подготовительном периоде необходимо активно использовать доступные тренировочные базы - скалодромы, скальные массивы и др., расположенные близко к месту расположения клуба.

Учебно-тренировочная и спортивная работа в основной период подготовки проводится на альпинистских базах, учебно-тренировочных сборах и других альпинистских мероприятиях (АМ) в соответствии с настоящей Программой и Календарным планом, построенным на её основе. Работа должна строится с учетом особенностей и условий высокогорного района, а также квалификационный уровень альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями клубов (секций) или Старшим тренером АМ в горах. Основой для составления Календарного плана должны служить настоящая Программа и Учебный план (Приложение 2) для соответствующего квалификационного уровня участников АМ. Выход группы на учебные, учебно-тренировочные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами проведения АМ».

Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во многих других видах спорта:

1. Начальная подготовка: 6 часов в неделю в 1-ый год, 9 часов в неделю во 2-ой год.

2. Спортивная подготовка: 12÷18 часов в неделю.

3. Спортивное совершенствование: 24÷28 часов в неделю.

4. Спортивное мастерство: 32 часа в неделю.

При снижении интенсивности занятий невозможно ожидать высоких спортивных результатов. Занятия 2÷3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать достигнутый уровень, но не дадут роста спортивных результатов.

Основы дифференцированного обучения

Перед каждым выездом в горы необходим контроль физической и технической подготовленности альпиниста, который проводиться в виде сдачи нормативов по физической подготовке, зачетов по технике альпинизма, тестов и собеседования по теории альпинизма. По результатам такого контроля определяется индивидуальный квалификационный уровень спортсмена, который должен учитываться при формировании учебного отделения. При формировании спортивной группы кроме квалификации спортсменов необходимо учитывать множество других факторов: личные пожелания, психологическую совместимость и др.

Контроль может проводиться как в подготовительный, так и в основной периоды подготовки. Зачеты по общей и специальной физической подготовке, по технике альпинизма и спасательным работам в группе и в малой группе (двойке), а также тесты и собеседования по теоретическим вопросам соответствующих разделов Программы, принимаются комиссией минимум из двух инструкторов-методистов. Результат сдачи зачетов с оценкой фиксируется в книжке альпиниста и удостоверяется подписями членов комиссии. Зачет по оказанию первой помощи может приниматься персоной с медицинским образованием, при этом результат также фиксируется в книжке альпиниста за подписью принимавшего врача.

Альпинисты, имеющие оценку «удовлетворительно» по основным темам Программы, к совершению восхождения 3-ей категории сложности не допускаются. Для них организуются дополнительные занятия по темам, которые освоены недостаточно хорошо, и после сдачи дополнительного зачета эти альпинисты получают возможность включиться в работу групп для совершения восхождения 3-ей категории сложности.

Тренерский совет альпинистского мероприятия для отдельных альпинистов или групп, отлично подготовленных до выезда в горы, имеет право формировать Календарный план своего АМ с отступлениями от настоящей Программы и уменьшать число учебных часов на отработку её отдельных тем и совершать дополнительные восхождения в соответствии с их квалификационным уровнем. Например, альпинистам этапа начальной подготовки, имеющим разряд по скалолазанию и обнаружившим хорошую подготовку по скальной технике, тренерский совет может сократить на несколько часов занятия по теме «Передвижение по скалам». Любые отступления от Программы должны быть обоснованы и оформлены соответствующим протоколом решения тренерского совета или распоряжением по альпинистскому мероприятию.

 

Рекомендации

1.По завершению каждого учебно-тренировочного цикла в горах рекомендуется совершать соответствующие этапу подготовки восхождения, что позволяет фиксировать результаты обучения на данном этапе и осознанно планировать дальнейшую подготовку.

2. Восхождение наиболее подготовленных в подготовительный период начинающих альпинистов может быть разрешено тренерским советом АМ только после завершения основного учебно-тренировочного цикла и не ранее, чем на 5÷6 день их пребывания в горах.

3. На вершину 1-й категории сложности можно совершать массовые учебные восхождения несколькими отделениями со своими инструкторами под руководством инструктора, назначенного старшим на данное восхождение.

4. Дополнительные учебные восхождения новичков на маршруты 1Б и 2А категорий сложности могут совершаться под руководством инструктора со стажером (не более 10 участников).

5. Календарный план обучения и подготовки на АМ составляется отдельно на одно или группу отделений соответствующего этапа подготовки.

6. Не рекомендуется выполнять нормы 2 разряда, начиная с 3-го, за один год. За одну стандартную смену (12 дней) в результате обучения и совершенных восхождений не происходит полного формирования навыков, необходимых для безопасного и уверенного совершения более сложных восхождений. Практика показала, что быстрый спортивный рост в альпинизме (быстрый набор возрастающих по сложности восхождений) приводит к увеличению аварийности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: