Развитие творческих способностей на уроках музыки с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся.
Под музыкально-творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направленно на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате усилиями детей создается продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических упражнений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Истоки детского музыкального творчества лежат в традициях народного песенного творчества и в приемах народного исполнительства. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. Музыкальная импровизация и конструирование машины требует от ученика сходных усилий. Импровизатору не известно решения стоящей перед ним задачи, ему надо решать ее независимо от того, было ли до него это решение найдено кем-то другим. Развитие детского творчества начинается с заданий требующих первоначальной ориентировки (измени, придумай, сочини). Затем следует переход к заданиям, способствующим усвоению приемов творческих действий, поиском решения, и далее – к более трудным заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия, на использование сочиняемых мелодий в жизни.
Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но и были доступны и интересны каждому ученику.
А таких форм немало.
Инструментальные импровизации.
- Использование ударных инструментов при подборе ритмоформулы.
- Подбор знакомых песен, мелодий на инструментах со звуковысотной основой.
- Свободное ритмическое сопровождение к пьесам, песням.
Одним из используемых видов импровизации стал детский музыкальный оркестр, когда восприятие музыки происходит через игру на доступных ребенку музыкальных инструментов.
Пластические импровизации
- Игра на воображаемых инструментах.
- Передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песен.
- «Озвучивание» попевок.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Жест, движение, пластика обладает особенными свойствами обобщать эмоциональное состояние. Можно привести в пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Зачем я использую данную форму на уроке? Дети любят двигаться, это их естественная потребность. В движении под музыку материал запоминается лучше. При выборе подходящих движений я обращаюсь к методике пластического интонирования Вероники Коуэн, ритмике. При знакомстве с новыми попевками, я применяю разучивание с метроритмическим показам. Проведение распевки – обязательный элемент
урока и чтобы ее быстрее усвоить и правильно выполнить, ученики помогают себе жестами. Исполнение и разучивание происходит с показом нисходящего движения каждой фразы руками, затем импровизируют, подбирая свои движения. Далее можно усложнять задания.
Речевые импровизации.. К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно, а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.
В своей педагогической практике я применяю речевые импровизации. Только сначала нужно добиваться от учеников синхронности произнесения слов, потому что им на уроке музыки предстоит много дел делать вместе – петь песни, слушать музыку, отгадывать музыкальные загадки, играть в музыкальные игры, а работе над дикцией уделяю много внимания, потому что при пении песен надо научиться чисто и четко проговаривать слова.
Разбор характера песни предлагаю ученикам после исполнения знакомой песни. Тема «П.И. Чайковский» 4 класс, «Народная песня в симфонии» 4 класс. Так, после пения песни: «В поле береза стояла» я спрашиваю у школьников:
- Расскажите, какой характер у этой песни? (плавная, протяжная, медленная, негромкая).
Также учу детей в начальных классах определять характер попевок.
При работе над дикцией я использую специальные упражнения. Объясняю школьникам, чтобы песня была исполнена красиво и всем понравилась, они
должны учиться четко и понятно выговаривать слова и слоги.
Дети повторяют и запоминают текст упражнения. Затем выполняют речевую импровизацию – сначала тихо и спокойно, затем быстрее и громче. Последний вариант – сначала громкая скороговорка, затем тихая скороговорка с тщательным проговариванием слов.
Ученики импровизируют, произнося фразы на разной скорости и с разной силой звука.
Вокальные импровизации К вокальным импровизациям относятся: пропевание имен, музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), свободное сочинение (мелодий, песен, попевок на заданный текст).
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Вокальную импровизацию в виде сочинения я широко использую в своей практике. Этот вид творчества очень нравится ученикам младших и старших классов. Начинаю от простого к сложному, используя творческие задания. Так, при учении тем во 2-ом классе «Музыка выражает чувства», «Музыка передает движения», в обобщающих темах я применяю творческое задание: «Я композитор» (сочинить мелодию на заданные стихи).