Тема 10. Международное экологическое право.




 

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международное экологическое право с одной стороны рассматривают как составную часть (отрасль) системы международного права, а с другой – как совокупность международно-правовых норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права.

Развитие международного экологического права, начатое в XIX столетии, включает несколько этапов. Первый этап: 1839–1948 гг. – первые попытки урегулировать возникающие экологические проблемы. Данный этап берет свое начало с заключения двустронней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839. Конвенция установила правила рыболовства в проливе Ла-Манш и Северном море. Второй этап: 1948–1972 гг. («достокгольмская эра») – укрепление международного экологического сотрудничества, создание Организации объединенных наций и ее отдельных учреждений, в том числе Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1948г. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня1945 года представителями 50 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Третий этап («стокгольмская эра»): 1968 – 1986 гг. В 1968 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о созыве Конференции ООН по проблемам окружающей среды. Эта конференция прошла Стокгольме в 1972 году и привела к созданию Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений. После Стокгольмской конференции было проведено несколько крупных международных конференций, призванных привлечь внимание мирового сообщества к решению экологических проблем. Среди них были Всемирная конференция по народонаселению в 1974 г. (г. Бухарест, Румыния), Всемирная продовольственная конференция в 1974г. (г. Рим, Италия), конференция ООН по борьбе с опустыниванием в 1977г. (г. Найроби, Африка) и многие другие. В рассматриваемый период получила дальнейшее развитие идея сохранения биологического разнообразия. В 1972 г. в Париже ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. В данный период были приняты: Вашингтонская конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. и Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. В 1977 году в Женеве (Швейцария) была подписана Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязала участников не прибегать к военному или иному враждеб­ному использованию средств воздействия на природную среду (пред­намеренному управлению природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нане­сения ущерба или причинения ущерба другому государству. Рост экологических проблем в первые годы «стокгольмской эры» наблюдался в основном в промышленно развитых странах, которые к началу 1970-х годов стали создавать природоохранные министерства, департаменты или агентства для решения внутренних проблем, таких как загрязнение воздуха и воды. Развивающиеся страны скептически отнеслись к новой экологической повестке дня, поскольку для них более насущными приоритетами были их собственное экономическое развитие и сокращение бедности. Они также были обеспокоены тем, что презумпция конечности ресурсов Земли и их быстрого истощения или деградации, как это было предсказано в книге Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.), станет основанием для того, чтобы отказаться от своего более высокого уровня развития и потребления.

Четвертый этап («эра Рио-де-Жанейро»): 1986 – по настоящее время. Данный этап связан с нарастанием экологических проблем, ухудшением экологической ситуации во всем мире. В 1992 году была проведена Конференция ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). Данный период также «ознаменовался» глобальным изменением климата, вырубкой тропических лесов, сокращением биологического разнообразия, опустыниванием, деградацией почв и земель и т.д.

В 1980-е годы все больше стала привлекать к себе внимание проблема трансграничной перевозки опасных отходов. В этой связи в 1989 г. была разработана и принята Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Россия ратифицировала Конвенцию в 1993г. (Федеральный закон от 04.11.1993 № 1118-ФЗ). Для России Конвенция вступила в силу 19.04.2000г.

В данный период были приняты три региональные конвенции, содержание которых связано с современным этапом в развитии международного экологического права. Это Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) 1991 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — международное соглашение, инициированное Европейской экономической комиссией ООН, и подписанное в Эспо, Финляндия, в 1991 году, вступившее в силу в 1997 году. Согласно конвенции, процедура оценки воздействия на окружающую среду(включающая публичные обсуждения) потенциально опасных проектов должна проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, которые могут быть затронуты воздействием этих объектов. В соответствии с Конвенцией, процедура оценки должна производиться на ранних стадиях планирования.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий была заключена в целях предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями.

Принятая в Хельсинки в 1992 г. Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер сегодня является наиболее универсальным действующим международным договором, регулирующим режим использования международных рек. Закрепленные в ней принципы принятия мер предосторожности, «загрязнитель платит» и устойчивого управления призваны предотвратить, ограничить и сократить любое трансграничное воздействие.

Через двадцать лет после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20. На конференции вырабатывалась концепция того, как можно сократить бедность, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить надлежащие меры по охране окружающей среды. Итоговый документ конференции - «Будущее, которого мы хотим» https://www.un.org/ru/sustainablefuture/brochure.pdf.

Международное экологическое право базируется на основных (общепризнанных) принципах международного права и специальных (отраслевых) принципах.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это, прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

К специальным (отраслевым) принципам можно отнести следующие: приоритет экологических прав человека; суверенитет государства на природные ресурсы своей территории; недопустимость экологического благополучия одного государства за счет экологического вреда другим; свободный обмен международной экологической информацией; разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.

Основными источниками международного экологического права являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Договоры (Конвенции). Первым международно-правовым документом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году. Универсальные (глобальные) международно-правовые нормы, относящиеся к защите морской среды от загрязнения с судов, морских установок и сооружений и летательных аппаратов содержатся в Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и других морских конвенциях.

Кроме этого имеется ряд региональных конвенций, обеспечивающих защиту морской среды отдельных морей и частей Мирового океана от загрязнения из различных источников. В 1974 году в Хельсинки была заключена Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, пересмотренная в 1992 году. Впервые Конвенция была подписана семью странами Балтийского региона (Дания, Финляндия, ГДР, ФРГ, Польша, Швеция и СССР) и вступила в силу с 3 мая 1980 года. После значительных изменений на политической карте мира, новый вариант конвенции был подписан 9 апреля 1992 года и вступил в свою силу после ратификации 17 января 2000 года.

В Кувейте в 1978 году была подписана Региональная конвенции о сотрудничестве по защите морской среды от загрязнения, а в 1982 году в Джедде (Саудовская Аравия) — Региональная конвенция по сохранению окружающей среды Красного моря и Аденского залива. Были приняты также следующие региональные конвенции: Конвенция о защите и развитии морской среды и побережья Средиземного моря 1976 года в Барселоне (Испания); Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу); Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар); Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия); Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения); Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония); Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция); Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).

Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения — международная конвенция, подписанная Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в 1992 году в Бухаресте (Румыния). Конвенция посвящена совместным мерам по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды Черного моря и борьбы с ним, а также ее защите и сохранению. Конкретные меры содержатся в трех протоколах, являющихся неотъемлемой частью Конвенции: Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения из береговых источников; Протокол о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в аварийных ситуациях; Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения в результате сбросов. Конвенция вступила в силу в 1994 году.

Венская конвенция об охране озонового слоя — многостороннее экологическое соглашение. Оно было согласовано на Венской Конференции 1985 года и вступило в силу с 1988 года. Ратифицировано 197 государствами (все члены ООН и Европейский союз). Данная Конвенция действует как основа для международных усилий по защите озонового слоя. Однако, конвенция не включает юридически обязательные цели сокращения использования хлорфторуглеродов, главных химических веществ, вызывающих истощение озонового слоя. Они изложены в сопровождающем Монреальском Протоколе.

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (The United Nations Convention to Combat Desertification in Those Countries Experiencing Serious Drought and/or Desertification, Particularly in Africa, UNCCD) – конвенция ООН, созданная в целях объединения усилий государственных и общественных организаций на международном, региональном, национальном и местном уровнях по борьбе сопустыниванием, деградацией земель и смягчению последствий засухи.

Конвенция была принята в Париже 17 июня 1994 года в результате Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро и вступила в силу 26 декабря 1996 года. По данным на 29 мая 2012 года Конвенция была ратифицирована 195 странами.

В 2003 году в Тегеране (Иран) была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, дополненная Протоколом в 2011 году.

План практического занятия

1. Понятие и источники международного экологического права.

2. Принципы международного экологического права.

3. Международные конференции по окружающей среде.

4. Международные природоохранительные организации.

5. Органы международного правосудия.

6. Юридическая ответственность за нарушение международного законодательства об окружающей среде.

Задачи

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ приняло решение об изъятии из состава парка 1,9 тысяч га земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Минприроды России, допустив изменение площади и территориального расположения национального парка путем изъятия части территории для разработки золоторудного месторождения «Чудное», не обеспечило должную охрану, сохранение и передачу объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» будущим поколениям, чем нарушило требования Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Кроме того, было установлено, что деятельность компании ЗАО «Голд минералс» осуществляется с нарушениями действующего законодательства, а именно: ЗАО «Голд Минералс» осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без проекта предельно-допустимых выбросов и соответствующего разрешения. При наличии склада горюче-смазочных материалов объемом 125 куб. метров у предприятия отсутствовал план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории месторождения «Чудное».

После неоднократных обращений в надзорные органы с требованием остановить незаконную деятельность по разведке и добыче золота на территории национального парка «Югыд ва» и восстановить целостность национального парка, представители Гринпис России обратились в Генеральную прокуратуру РФ с требованием признать незаконным решение Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи.

Какие статьи Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия нарушены? Составьте проект обращения в прокуратуру. Каковы дальнейшие действия прокуратуры?

2. Гражданин С. направил по почте жалобу в Европейский суд по правам человека в г. Страсбург (Франция). В жалобе он указал, что органы государственной власти (Минприроды России) нарушили его право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, не представив экологически значимую информацию. В Минприроды России попросили подтвердить интерес (необходимость) в данной информации, что заявитель не считает необходимым. Поэтому в жалобе было указано о возникших трудностях с представлением Европейскому суду документов в связи с отказом органов власти государства-ответчика (Россия) представить их ему.

Решите дело. Изменилось бы решение, если бы жалоба была подана по факсу или по электронной почте?

 

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О международных договорах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.

4. Указ Президента РФ от 11.01.1993 N 11 (ред. от 01.12.1995) "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ", 18.01.1993, N 3, ст. 182.

5. Указ Президента РФ от 12.07.2012 N 970 "Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 16.07.2012, N 29, ст. 4069.

6. "Венская Конвенция о праве международных договоров"
(Заключена в Вене 23.05.1969).

7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС «КонсультантПлюсКоми».

8. Директива 90/313 о свободном доступе к информации об окружающей среде; заменена Директивой 2003/4 // AB1.EG. 2003. N L41. S. 26.

https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/okr_sreda/infoenvaccess.htm

9. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 604
"Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов".

10. Афанасьев Д.В. Подача жалобы в Европейский суд по правам человека. М.: Статут, 2012. Серия "Практика Европейского суда по правам человека: комментарии, судебные прецеденты". Кн. 1. 606 с. // СПС «КонсультантПлюсКоми».

11. Тиунов О.И. Предмет, система и принципы международного права окружающей среды // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 66 - 79.

12. Копылов М.Н. Теория и практика организации и проведения конференций ООН по окружающей среде // Экологическое право. 2008. N 2.

13. Оганесян С.В., Богданов С.В. Новые подходы к системе финансирования экологического менеджмента // Налоги (журнал), 2008, N 3.

14. Дубовик О.Л., Иванова А.Л., Калиниченко В.Т., Редникова Т.В., Рерихт А.А. Проблематика борьбы с экологической преступностью в научных исследованиях и судебной практике ЕС // Экологическое право. 2008. N 1.

15. Соколова Н.А. Механизм международного управления системы ООН в сфере охраны окружающей среды // Журнал российского права, 2008, N 8/

16. Редникова Т.В. Понятие "наилучшая существующая технология" в праве зарубежных стран // Экологическое право. 2009.N 4.

17. Дубовик О.Л. Практика ЕС в области предупреждения и разрешения экологических конфликтов // Экологическое право.2009. N 4.

18. Дубовик О.Л. Формирование уголовно-экологического законодательства Европейского союза: цели, тенденции, перспективы и реализация // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 4. С. 13 - 16.

19. Бринчук М.М., Редникова Т.В. Кодекс окружающей среды Швеции // Экологическое право. 2010. N 6. С. 36 - 39.

20. Калиниченко В.Т. Экологический кодекс Франции // Экологическое право. 2010. N 6. С. 44 - 46.

21. Вагнер Э. Система экологического права Австрии в европейском контексте - основные тенденции за последние 10 лет // Экологическое право. 2011. N 3. С. 22 - 33.

22. Дубовик О.Л. Кодификация экологического законодательства в ФРГ // Экологическое право. 2010. N 6. С. 40 - 43.

23. Брославский Л.И. Государственный экологический контроль в США // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 105 - 113.

24. Евтушенко В.И. Экологическая миграция: понятие, виды, место в отечественной правовой системе // Миграционное право. 2010. N 2. С. 13 - 17.

25. Платонов Ю.Н. Экологическая сфера и ее международно-правовой статус // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 116 - 124.

26. Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав граждан в России и Германии: вопросы терминологии // Экологическое право. 2010. N 2. С. 22 - 27.

27. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Экология как пункт повестки дня "Большой восьмерки" // Экологическое право. 2011. N 1. С. 29 - 32.

28. Басырова Е.Р., Копылов М.Н. Роль договоров об обмене внешнего долга на экологические проекты в обеспечении реализации принципа неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами // Экологическое право. 2011. N 5. С. 33 - 38.

29. Ганичев И.В. Роль России в международном экологическом сотрудничестве // Общество и право. 2011. N 1. С. 214 - 218.

30. Никишин В.В. Доктрина и судебный прецедент как источники зарубежного экологического права // Российский судья. 2011. N 4. С. 30 - 31.

31. Никишин В.В. Судебные акты Европейского союза как источники экологического права // Экологическое право. 2011. N 2. С. 29 - 33.

32. Тиунов О.И. Роль международно-правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права // Журнал российского права. 2012. N 12. С. 69 - 83.

33. Ганичев И.В. Роль России в международном экологическом сотрудничестве // Общество и право. 2011. N 1. С. 214 - 218.

34. Никифоров А.А. Действие международных договоров в сфере охраны окружающей среды в национальном праве стран Северной Европы // Международное право и международные организации. 2013. N 1. С. 130 - 140.

35. Никифоров А.А. Международно-правовая охрана окружающей среды в странах Северной Европы // Международное право и международные организации. 2012. N 4. С. 24 - 38.

36. Медведева М.А. Разрешение споров в области охраны окружающей среды в контексте фрагментации современного международного права // Международное правосудие. 2012. N 3. С. 71 - 79.

37. Русакова Е.П. Процедура посредничества в разрешении экологических споров Постоянным арбитражным судом Нидерландов // Адвокат. 2013. N 5. С. 53 - 56.

38. Крассов О.И. Право доступа населения на частные земли и право передвижения по ним в европейских странах // Экологическое право. 2013. N 1. С. 21 - 28.

39. Евдокимов А.В. Пределы юрисдикции России по захоронению углекислого газа (CO2) в геологических пластах континентального шельфа в свете норм международного экологического права // Экологическое право. 2012. N 2. С. 36 - 40.

40. Колбасов О.С. Международный экологический суд // Государство и право. 1996. № 5.

41. Солнцев А.М. К 15-летию деятельности Международного трибунала по морскому праву // Российский юридический журнал. 2012. N 4. С. 65 - 70.

42. Калиниченко В.Т. Экологический кодекс Франции // Экологическое право. 2010. N 6. С. 44 - 46.

43. Дубовик О.Л., Рерихт А.А. Клаус Мессершмидт. Европейское экологическое право // Экологическое право. 2012. N 2. С. 40 - 42.

44. База данных Европейского суда - HUDOC: https://www.echr.coe.int/echr/en/hudoc

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: