Организационно-правовая форма предприятия
Самой распространенной формой предприятия для малого бизнеса, как в отечественной, так и зарубежной практике, является ООО «Прогресс» – общество с ограниченной ответственностью. Эта форма организации рассчитана в первую очередь на малый бизнес, так как минимально допустимый размер уставного капитала здесь невелик и составляет не меньше ста минимальных размеров оплаты труда в месяц. Предельное количество участников также 50. ООО с численностью членов более 50, могут быть реорганизованы в АО или кооператив. Сведения о составе участников отражаются в учредительном договоре и открыты для других лиц.
Таблица 12 - Анализ организационно-правовой формы предприятия
Признаки ОПФ | Характеристика признаков ОПФ предприятия | соответствует (+)\ не соответствует (-) требованиям ГК |
1) определение организационно-правовой формы организации | это хозяйствующий субъект, учрежденный одним или несколькими лицами, в том числе и юридическими, и имеющий уставный капитал, минимальный размер которого должен составлять в соответствии с законодательством РФ не менее стократной величины минимального размера оплаты труда. | + |
2) ограничения на участие, в т.ч. количественные | Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. Запрещено иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. | + |
3) виды членства (состав участников) | Граждане и юридические лица | + |
4) роль участников | Не требуется непосредственного участия в деятельности общества | + |
5) состав учредительных документов | Учредительный договор, устав | + |
6) уставный фонд | Формируется уставный капитал, УК не может быть меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц | + |
7) органы управления | 1) общее собрание участников общества; 2) совет директоров (наблюдательный совет) общества; 3) единоличный и коллегиальный исполнительные органы общества. | + |
8) возможность выпуска акций | Невозможно | + |
9) ответственность участников (учредителей) | Несет ответственность в пределах внесенных ими вкладов | + |
10) распределение прибыли и убытков | Прибыль, определенная для распределения между участниками ООО, выплачивается каждому участнику пропорционально его доли в уставном капитале Общества. | + |
11) выход из организации | Право выхода в любое время, независимо от согласия других участников | + |
|
Клиенты заведения могут ознакомиться с необходимыми документами на уголке потребителя:
- закон о защите прав потребителей,
- книга отзывов и предложений,
- копия выписок из налоговой службы, ОГРН.
Таким образом, ООО «Прогресс» основной целью деятельности такой фирмы является получение прибыли. Общая характеристика деятельности ООО выглядит так: организация может совершать любые, незапрещенные законные действия, в соответствии с определенными при регистрации видами деятельности, с целью получения материальной выгоды. Так как организации в своей деятельности бывают прибыльными и неприбыльными, то создавая бизнес, с целью получения дохода, юридическое лицо получает статус плательщика налогов и других обязательных платежей, от которых могут быть освобождены некоторые компании.
Организационная структура предприятия
|
На рисунке 1 покажем организационную структуру управления.
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Прогресс»
Директор.
Директор подчиняется непосредственно учредителям кафе.
Оформляет документы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания.
Обеспечивает предоставление клиентам необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.
Осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности ресторана.
Обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда.
Осуществляет контроль над рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, производит оценку качества обслуживание клиентов.
Заключает договоры поставки продовольственных товаров, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Предоставляет отчетность о производственной деятельности, в том числе владельцу ресторана.
Представляет интересы ресторана и действует от его имени. Устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождения от занимаемых должностей работников ресторана, применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
Главный бухгалтер.
Руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности, контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.
|
Контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Контроль за правильным отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и их соответствием законодательству.
Осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.
Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.
Оказание методической помощи работников подразделений и служб по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа
Руководство обеспечением составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), расчетов по заработной плате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения
Руководит работниками бухгалтерии.
Менеджер.
Осуществляет контроль за рациональным оформлением зала, барных стоек, витрин, и т.д.
Ведение промежуточной аттестации для учеников-официантов и стажёров бармена.
Осуществляет проверку выписанных счетов и производит расчет с посетителями, ведение кассовой дисциплины.
Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций с гостями.
Ведение КЛН (Контрольный лист наблюдения) официанта.
Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, и проводит соответствующие организационно-технические мероприятия.
Принимает заказы и разрабатывает планы проведения и обслуживания юбилейных торжеств, свадеб, банкетов.
Проведение бракеража на кухне непосредственно с шеф-поваром/су-шефом.
Контролирует соблюдение работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены.
Информирует руководство организации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимает меры к их ликвидации.
Проводит пятиминутку и контролирует присутствие на ней всех необходимых подразделений для успешной работы на смене.
Составляет график работы официантов, хостес, барменов.
Ведение чек-листов всех подразделений.
Составление ежедневного отчёта для руководства в конце смены.
Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Официант.
Сервировка стола в соответствии с установленными стандартами.
Контроль за чистотой, состоянием и комплектностью приборов, посуды и скатертями и салфетками на закрепленных за официантом столами.
Изучение меню, знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям.
Консультирование гостей ресторана об особенностях блюд и напитков, предлагаемых гостям.
Прием заказов от гостей кафе.
Подача блюд и напитков согласно установленным правилам обслуживания.
Принятие мер, в рамках своей компетенции, по разрешению проблем, возникших у клиента.
Создание атмосферы гостеприимства.
Осуществление руководства над помощником официанта.
Предоставление счета гостям.
Получение платы по счетам.
Бармен.
Обслуживает посетителей за барной стойкой готовых к употреблению алкогольных и безалкогольных напитков, а также основного меню;
Оформляет витрины и барную стойку, содержит их в образцовом состоянии;
Осуществляет сканирование алкоголя для отчётности в ЕГАИС.
Должен составлять и предоставлять в бухгалтерию отчеты о движении и остатке товаров, учитываемых в суммовом выражении.
Шеф-повар. (При отсутствии шеф-повара на определённой точке все его обязанности на себя берёт су-шеф.)
Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделения предприятия общественного питания.
Направляет деятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции собственного производства требуемого ассортимента и качества в соответствии с производственным заданием.
Оставляет заявки на необходимые продовольственные товары и сырье, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления в реализацию.
Составляет меню.
Составление старт/стоп листа в начале каждой смены.
Осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены.
Составляет график выхода поваров на смену.
Организует учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.
Контролирует правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств.
Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Проводит бракераж.
Проводит работу по повышению квалификации работников.
Строгое соблюдение проводимости ежемесячной инвентаризации и ведение отчетности по данному мероприятию.
Повар.
Обеспечивает подготовку рабочего места к началу рабочего дня.
Подготавливает основную продукцию, входящую в меню, и подготавливает обеды для персонала, строго соблюдая технологический процесс и согласно установленным рецептам.
Соблюдать правила товарного соседства и ротации продуктов, контролировать сроки реализации продуктов.
Поддерживать чистоту и порядок на кухне и на своем рабочем месте в соответствии с требованиями СЭС.
Своевременно информировать администрацию об отсутствии продуктов, о неисправностях инвентаря, сантехники.
Культура обслуживания один из основных критериев в оценке деятельности работников общественного питания. К основным факторам, определяющим культуру обслуживания в общественном питании, относятся наличие своевременной материально-технической базы, объем, виды и характер предоставлением услуг, ассортимент выпускаемой продукции, внедрение прогрессивных методов и форм обслуживания. Уровень рекламно-информационной работы, санитарное состояние помещений, степень комфортности и уюта залов и т.д.
В таблице показаны недостатки структуры ООО «Прогресс» по определенным параметрам.
Таблица 13 - Недостатки структуры ООО «Прогресс» по определенным параметрам
Параметр | Характеристика | Оценка |
Разделение труда | Горизонтальное и вертикальное | Высокое |
Специализация | Каждый отвечает за свой участок | Высокая |
Оплата труда | Существует различная форма оплаты для 4 категорий сотрудников: руководители, специалисты, служащие, рабочие. | Высокая |
Текучесть кадров | Низкая | Нейтральная |
Информационное обеспечение | Отраслевое решение 1С: производство, версия 8.1 | Высокое |
Связи и координация | Связи имеют линейный и формальный характер. | Высокая |
Корпоративная культура | Совместные корпоративные праздники, участи в городских мероприятиях, выставках, благотворительных мероприятиях. | Высокая |
Социальная ответственность | Социальный пакет работникам предоставляет, участвует в благотворительности | Высокая |
Имидж компании | Наличие фирменного стиля, эмблема | Высокий |
Проведем анализ организационной структуры ООО «Прогресс» по признакам оптимальности.
Признаками оптимальной структуры управления являются: небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом, небольшое количество уровней управления, наличие в структуре управления групп специалистов, ориентация графика работ на потребителя, быстрота реакции на изменения, высокая производительность и низкие затраты.
Рассматриваемая организационная структура ООО «Прогресс» характеризуется высокой степенью разделения труда, высокой специализацией, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.
Деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, где определены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников. Каждый работник должен четко знать круг своих прав и обязанностей, а также степень ответственности за принимаемые им решения. От того, как правильно и доступно отрегулированы такие инструкции, зависит понимание работником своих функций, что в дальнейшем позволит избежать конфликтов, часто возникающих из-за отказа работников выполнять непривычные им функции.